СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация по теме "Интеграция образовательно - производственной сферы колледжа и базового предприятия в подготовке конкурентно-способных рабочих"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация по теме "Интеграция образовательно - производственной сферы колледжа и базового предприятия в подготовке конкурентно-способных рабочих"

Просмотр содержимого документа
«Публикация по теме "Интеграция образовательно - производственной сферы колледжа и базового предприятия в подготовке конкурентно-способных рабочих"»

Интеграция образовательно - производственной сферы колледжа и базового предприятия в подготовке конкурентно-способных рабочих


Современное постиндустриальное общество все более нуждается в квалифицированных кадрах. Но предшествующий опыт показывает, что подготовка компетентного специалиста должна быть не только заботой профтехобразования, но и предприятий, нуждающихся в рабочих руках. Реалии современного производства доказывают, что и предприятие не может и не хочет оставаться сторонним наблюдателем в процессе подготовки рабочих кадров. XXI век – это век глобализации и информатизации, век высоких технологий, без которых невозможны общий прогресс и развитие экономики, являющихся, в сущности, основами развития общества, внес свои коррективы в образовательный процесс среднего профессионального образования. Сегодня конкурентоспособный специалист начального и среднего звеньев на производстве – это профессионал, обладающий разнообразными прочными теоретическими знаниями и в совершенстве владеющий всеми профессиональными навыками. Кем же должен быть сегодняшний рабочий – теоретиком или практиком?

Диагностика современного рынка труда показывает, что одно невозможно без другого: рабочий, владеющий только практическими навыками, является исполнителем, неспособным принимать самостоятельных решений в производственных условиях; теоретик же, напротив, принимая решения, не может качественно его выполнить, так как не владеет трудовыми приемами. Вывод очевиден – прочный синтез теории и практики на всех уровнях подготовки, который можно считать целью социального партнерства учебного заведения и предприятия.

Достижение данной цели требует решения определенных задач. Главная из них – совместное планирование направлений взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров и единое видение конечного результата этого партнерства. Решению этой задачи способствует повышение у студентов мотивацию к учению, освоении профессии.

Не менее важной задачей является выбор методологии обучения, а также методов и способов овладения знаниями, формирования как профессиональных, так и общих компетенций.

Практика подтверждает – при решении вышеуказанных задач параллельно происходит процесс формирования рабочего самосознания, вырабатывается чувство гордости в понимании выражений «Я – рабочий!», «Я – профессионал!», «Я это умею!», «Я успешен!».

В подтверждении своей позиции привожу примеры социального партнерства между нашим учебным заведением и производственной фирмой ООО «Термокам». На сегодняшний день фирма «Термокам» является одной из самых успешных и респектабельных предприятий поселка. Оно обеспечено современным сварочным оборудованием, что позволяет производить различные виды сварочных работ, начиная от ручной дуговой сварки до плазменной резки.

Уже на протяжении семи лет ООО «Термокам» - полноправный участник образовательного процесса в Камскополянском филиале «Нижнекамского сварочно-монтажного колледжа» при подготовке рабочих по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

Данное сотрудничество взаимовыгодно. Аргументирую: во-первых, учебное заведение планирует и разрабатывает учебно-планирующую документацию на основании требования ФГОС, но с учетом пожеланий организации, что дает возможность вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса; во-вторых, учебное заведение как обеспечивает себя гарантированными рабочими местами для прохождения производственной практики, так и получает необходимые ресурсы для обеспечения учебной практики. Производственные возможности предприятия позволяют студентам совершенствовать практические умения механизированной и автоматической сварки на современнейшем оборудовании, оснащенном синергетическими программами, чем компенсируется недостаточная материально-техническая база филиала колледжа; в-третьих, непосредственное общение в рабочей среде дает возможность подростку быстрее и безболезненнее адаптироваться в рабочем коллективе и социальной среде в целом.

В свою очередь, предприятие имеет возможность обеспечивать заказами учебное заведение на изготовление тары для деталей разной сложности. В данном случае, при выполнении конкретного производственного заказа, студент видит результаты своего труда, что, безусловно, повышает его самооценку как профессионала и стимулирует к дальнейшей мотивации овладения будущей профессии.

Подобное сотрудничество является стимулом профессионального роста не только для студентов, но и для мастеров производственного обучения, преподавателей профессиональных дисциплин. Это возможно благодаря поддержке государственной образовательной политики в повышении престижа рабочих профессий. Лично я смогла повысить свой профессиональный уровень в Межотраслевом учебно-аттестационном центре ИЭС им. Е. О. Патона в городе Киеве, а затем пройти стажировку в рамках повышения квалификации мастеров производственного обучения учебных заведений профобразования Республики Татарстан по специальности «Сварщик» по теме «Международный опыт развития профессиональных компетенций на примере системы профессионального образования Германии» в городе Дюсельдорфе. Приобретенный опыт позволил несколько откорректировать стиль работы и методы взаимодействия с предприятиями.

Таким образом, модель взаимодействия «Студент – мастер – предприятие», позволяет грамотно организовать работу подготовки рабочих кадров на всех ее этапах, начиная от планирования учебного процесса, и заканчивая выпуском готового специалиста.