СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистический стиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа над текстом "Великий праздник "

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль»

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

1-МАЛАЯ ГРУППА

ЗАДАНИЕ

Понятие о репортаже

Публицистический стиль — один из стилей литературного языка. Он используется в выступлениях и в сред­ствах массовой информации: на радио, телевидении, в прессе. Публицистический стиль реализуется в газетных жанрах (репор­таже, интервью, статье, заметке и др.).

Главная цель информационных данных — оперативно сооб­щать о фактах, событиях нашей жизни.

Публицистический стиль имеет свои особенности. В газетной лексике используются общественно-политические термины: диа­лог, геноцид, консолидация.

Типичны для газеты профессионализмы: интервью, коррес­понденция, информация, репортаж. Публицистика использует об­щеязыковые фразеологизмы и рождает свою фразеологию: ша­гать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки. В передаче эмоциональности большую роль играет оценочная лексика: дос­тойный (вклад), непоколебимое (стремление), определяющее (зна­ние).

Репортаж — это рассказ о каком-либо событии, очевидцем которого был автор. В репортаже описывается обста­новка, в которой происходило событие, с живыми деталями и разговорами, увиденными или услышанными автором на месте происшествия: В Узбекистане праздник Навруз отмечается всегда с огромной радостью. Никто не усидел дома ни стар, ни млад; В махалле устроили конные состязания. Сотни зрителей собрало это зрелище.

В репортаже используются метафоры, эпитеты, сравнения: О хорошем, добром думает в этот день каждый, наполняя, как водой из родника, чистыми помыслами сердце.

Начало репортажа отличается быстрым переходом к действию: Сотни тысяч ликующих ташкентцев, несмотря на мелкий дождь, вышли на улицы для участия в народных гуляниях в честь весенне­го Нового года.

В концовке репортажа даётся краткий вывод: Сегодня све­тятся улыбками улицы городов и сёл. Ассалом, Навруз!


Работа над текстом «Великий праздник»

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК НАВРУЗ

(Репортаж)

Весеннее утро праздничного дня выдалось поначалу пасмурным и серым, но, видимо, даже природа почувствовала настроение самаркандцев, и вскоре сквозь тучи проглянуло яркое солнце.

И это неудивительно — почти весь город от мала до велика высыпал на главную площадь города Регистан встретить всенарод­ный праздник весны — Навруз. Толпы нарядно одетых, улыбаю­щихся граждан с детьми заполнили, казалось, всё свободное про­странство нарядной площади и прилегающих улиц.

Те, кто не поленились подняться пораньше, отведали традици­онные праздничные блюда, приготовлением которых занимались лучшие повара города всю предпраздничную ночь.

А ровно в 9 часов в Зелёном театре состоялось большое праздничное представление. Перед присутствующими развернулось зре­лищное и удивительное действо. В мастерски поставленном пред­ставлении переплелись сказка и быль. Под зазывные звуки карнаев и сурнаев демонстрировали своё мастерство канатоходцы, сме­шили и развлекали публику маскарабозы. От их трюков — прыж­ков с высоты на битое стекло, хождения сквозь огонь — у при­сутствующих просто захватывало дух. Здесь же люди охотно дели­лись своими впечатлениями и планами с тележурналистами. А любители спорта смогли насладиться редким зрелищем — показа­тельными выступлениями членов Федерации восточных едино­борств и рукопашного боя.

Концертную программу украсили своими выступлениями фоль­клорные и танцевальные коллективы, популярные самаркандские певцы. Не без интереса публика воспринимала поздравления и выступления различных культурных центров — армянского, не­мецкого, азербайджанского и др. Хорошее настроение способство­вало тому, что у многих возникло желание принять участие в многочисленных конкурсах и розыгрышах. Был проведён и спе­циальный конкурс на лучшее национальное блюдо, в котором приняли участие представители двух махаллинских комитетов от каждого хокимията. А «гвоздём» программы стал впервые прохо­дивший в нашем городе конкурс близнецов «Как две капли...», организованный газетой «Согдиана», победители которого полу­чили памятные призы. В конкурсе приняли участие 22 пары близ­нецов и одна тройня.

А в 10.30, уже на главной площади, началась большая празд­ничная программа, подготовленная специально к этому дню горо­дом и областью.

Незабываем был в эти часы древний Самарканд. И всё же самое главное было не в программе. Оно было на лицах самарканд-цев, заполнивших в эти часы улицы, в радостном сверкании их глаз. Праздник продолжался и после окончания представления — до позднего вечера люди веселились, пели и танцевали, угощали друг друга прямо на улицах, находили новых друзей.

Не преувеличивая, можно сказать, что в эти минуты среди сотен тысяч гулявших людей нельзя было найти ни одного груст­ного или угрюмого лица. Этот день ещё раз наглядно продемонст­рировал единство нашего народа вне зависимости от национально­сти и вероисповедания. Светлый, поистине всенародный праздник Навруз, олицетворяющий приход весны, удался на славу.

Мира и счастья вам, дорогие сограждане, в этот солнечный день и всегда! Навруз, ты уже с нами!

(По Ж. Слановой)

Послетекстовые задания

  1. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.

  2. Как автор описывает обстановку, в которой происходило дей­ствие? Можно ли по материалам репортажа «увидеть» картину собы­тия?

  3. Объясните смысл следующих предложений.

  1. «Гвоздём» программы стал конкурс близнецов «Как две кап­ли...».

  2. Светлый, поистине всенародный праздник Навруз, олицет­воряющий приход весны, удался на славу.

  1. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их. Выделите начало и концовку репортажа.

  2. Составьте план текста.

  3. Выпишите предложения, в которых выражается авторское эмоци­ональное отношение к описываемым событиям.

  1. Назовите характерные приметы репортажа как жанра газетной публицистики.

  2. Вставьте вместо точек эпитеты из текста.

... день, ... блюда, ... действо, ... лицо, ... сверкание, ... театр.