СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистика Фёдора Абрамова: к юбилею писателя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о публицистике Ф.Абрамова позволяет представить его учащимся неравнодушным человеком с активной жизненной позицией.

Просмотр содержимого документа
«Публицистика Фёдора Абрамова: к юбилею писателя»

Жукова Н.Г.,

учитель МБОУ «СШ№ 4» г. Иваново,

председатель РО ООО АССУЛ

Публицистика Фёдора Абрамова в контексте

итогового сочинения

Одной из задач, решаемых введением итогового сочинения как процедуры, определяющей допуск к ЕГЭ и получение аттестата, является обращение выпускника к книге. Обращение не как «потребление сложного контента», а как возможность понять обстоятельства, окружение, время. И юбилейные даты позволяют перелистать страницы по разным причинам ушедших из круга чтения книг.

Юбилей Фёдора Александровича Абрамова (1920-1983) побудил меня обратиться к его публицистике с целью найти тексты, которые можно использовать при подготовке с итоговому сочинению, направления для подготовки к которому год от года становятся всё интереснее. Публицистические статьи, очерки, заметки вошли в книгу «Слово в ядерный век», изданную в 1987 году. Чтение этих произведений убедило меня в важности, актуальности вопросов, поднятых в них автором. Привлёк моё внимание и стиль Ф.А. Абрамова – яркий, искренний, местами жёсткий. Не заигрывает автор с читателем, не боится его обидеть, потому что верит в то, что прочтут его книгу люди неравнодушные. Не зря говорит про себя писатель: « по натуре своей я скорее художник-дидактик..» И это «учительное» слово должно быть осмыслено нашими учениками, готовящимися выйти в большой мир.

Для работы по подготовке к сочинению-2020 мной был выбран очерк «На ниве духовной" (1981), включающий в себя четыре части: «О чём молчат колокола», « Музей любви», «Если думам дать простор», «Корни и ростки». Именно в этом произведении, на мой взгляд, обозначены проблемы, вынесенные в комментарий к направлениям итогового сочинения «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой». Работу над осмыслением публицистики Абрамова в контексте этих направлений, конечно, следует начать с анализа комментария как единственного документа, определяющего путь подготовки. Не секрет, что темы сочинений, которые откроются в день испытания, всегда неожиданны. Поэтому стремиться к написанию нескольких сочинений в качестве тренировочных не стоит. Важнее подготовить ученика работать с текстом в заданном темой направлении, что возможно лишь при глубоком прочтении того или иного конкретного текста.

В комментарии к направлению «Забвению не подлежит» читаем: «Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах». Выделяю для себя (и учащихся, разумеется) следующие слова: «деятелях», «достижениях науки и культуры», «горьких уроках прошлого и его славных страницах». Обращаемся к страницам первой части очерка «О чём молчат колокола». Удивительно движется мысль автора: от размышлений над судьбой новгородских колоколов к мысли о том, что «прошлое служит настоящему для лучшего будущего», и желанию побывать в местах, которые связаны с именами великих людей и знаменательными событиями: «Захотелось своими глазами увидеть, как чтят предков, как на их примере воспитывают и побуждают к творческой активности души молодых..» Грустным оказалось это путешествие: места, связанные с именами С.Рахманинова, Н. Миклухо-Маклая, Г.Р. Державина, находились в запустении, и напоминали о великих соотечественниках лишь самодельный камень - «монумент» на месте дома, где родился Рахманинов, заросшее пожарище на месте дома, где жил и трудился Миклухо-Маклай, и выступающий из-под обломков край надгробной плиты, обозначившей место первоначального упокоения поэта. Но можно ли уничтожить, «списать» память? И сегодня, в XXI веке, эти места, что радует, обретают вторую жизнь: такова сила публицистического слова Фёдора Абрамова.

Комментарий к направлению «Я и другие» включает следующие слова, рассматриваемые мною как ключевые, открывающие один из возможных смыслов: «При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде…» Поможет разобраться с этими «ключами» часть под названием «Корни и ростки». Как человек находит своё место в жизни? Кто помогает ему найти ответы на самые злободневные вопросы? Какова роль школы, школьного учителя в деле самоопределения? Эти и другие вопросы ставит Ф.Абрамов, рассказывая о педагоге и поэте Павле Петровиче Петрове – человеке, нашедшем себя и помогающем определиться в жизни другим. Тернист этот путь, не приносит он часто удовлетворения, постепенно гаснет огонь «божества, вдохновенья». О причинах этого не боится говорить автор: «Не появилась ли поголовная апатия, апатия к духовному наполнению бытия, вирус которой подобен гриппозному?»

Помогает очерк «На ниве духовной» осмыслить и направление «Разговор с собой». Прочтем комментарий: «Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни».

Работу над произведением Ф.А. Абрамова можно представить как акцентное вычитывание эпизодов, фрагментов, раскрывающих понятия, которые положены в основу комментария к направлениям итогового сочинения, с последующим их анализом. В заключении статьи представлю таблицу, которую составили на уроке, обобщая тему «Публицистика Ф.А. Абрамова как основа для написания сочинения»:


КЛЮЧЕВОЕСЛОВО/

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ТЕКСТ/ИМЯ/ЦИТАТА

ДЕЯТЕЛИ

«О чём молчат колокола»: С.Рахманинов, Н.Миклухо-Маклай, А.В.Суворов,

Г.Р. Державин

ДОСТИЖЕНИЯ/УРОКИ/СТРАНИЦЫ

«Если думам дать простор»: гидроэнергетика, Волховская ГЭС

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

«Корни и ростки»: сельский учитель

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЙ

«Музей любви»: «…поголовная апатия… апатия к духовному наполнению

РАБОТА СОВЕСТИ И ПОИСКИ СМЫСЛА

«О чём молчат колокола»: «…паралич памяти переходит в окаменение совести», «как можно списать Память!»


Подводя итог сказанному, не могу не согласиться с С.А. Грушей, исследовательницей творчества писателя, в том, что в своей публицистике Фёдор Абрамов проявил черты личности пассионарной, т.е. стремящейся оказывать влияние на развитие своего народа, на возрождение и развитие национального сознания, вкладывающей свои силы в творческое переустройство мира.