СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пугачевский бунт. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Маша Миронова. Ее преданность и верность любимому человеку.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать понятие об исторической основе повести и особенностях ее построения;

- расширять и обогащать словарь литературоведческих терминов;

- учить выступлению перед аудиторией;

- продолжать учить работе над характеристикой героев;

- развивать навыки работы с текстом, умение выбирать нужный материал и использовать его в ответе, развивать навыки самостоятельной работы, развивать речь, логическое мышление;

- воспитывать навыки внимательного, осмысленного чтения, умение выслушивать товарищей и делать самостоятельные умозаключения;

- на примере произведения воспитывать чувство долга, честность, толерантность, доброту, умение анализировать свои поступки, отличая и положительное, и отрицательное.

Просмотр содержимого документа
«Пугачевский бунт. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Маша Миронова. Ее преданность и верность любимому человеку.»

8 класс. Литература.

Тема: Пугачевский бунт. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Маша Миронова. Ее преданность и верность любимому человеку.

Цель: - дать понятие об исторической основе повести и особенностях ее построения;

- расширять и обогащать словарь литературоведческих терминов;

- учить выступлению перед аудиторией;

- продолжать учить работе над характеристикой героев;

- развивать навыки работы с текстом, умение выбирать нужный материал и использовать его в ответе, развивать навыки самостоятельной работы, развивать речь, логическое мышление;

- воспитывать навыки внимательного, осмысленного чтения, умение выслушивать товарищей и делать самостоятельные умозаключения;

- на примере произведения воспитывать чувство долга, честность, толерантность, доброту, умение анализировать свои поступки, отличая и положительное, и отрицательное.

I. 1. Организационный момент. Постановка цели урока, порядка работы на уроке.

2. Проверка готовности класса к работе (тексты, наличие д/з, учебники).

3. Работа над темой урока.

- слово учителя о восстании Пугачева (восстание 1773-1775 гг., исторические песни об этом, изображение в них Пугачева). Обогащаем и расширяем словарь литературоведческих терминов.

- выступления учащихся (приложение)

Основа повести

Худ. вымысел (в тетрадь)

Обращение к внуку

Поиски главного героя

- композиция (в тетрадь)

Итоги, вопросы.

4. Работа с образом Гринева.

а) дополнительная информация о поиске героя и деталях-фактах в произведении

- какой эпизод в повести имеет сходство с данной ситуацией? Историческая правда переплетается с художественным вымыслом.

- итог.

II. 1. Повторение материала по теме: «Путь формирования характера и взглядов Гринева».

- устное сочинение по теме, ответы учащихся.

- коллективная работа по составлению портрета.

- завершение проверки домашнего задания.

2. Работа над характеристикой Маши Мироновой.

Слов учителя: А.С. Пушкин умел подметить способность к героическому в самых обыкновенных людях, которые не были борцами, но под влиянием обстоятельств оказывались способными в какие-то моменты жизни выступить на защиту своего счастья, и в эти моменты проявлялась необыкновенная сила их характера. Среди таких героев особое место принадлежит Маше Мироновой, чистой и благородной девушке, которая воспитывалась в непосредственной близости к народу, в обстановке, далекой от крепостных нравов. В тяжелых испытаниях проявились лучшие черты этой робкой и скромной русской девушки – глубокая человечность, душевная сила и стойкость.

Начнем работу с анализа эпиграфов глав, которые посвящены этой героине («Любовь», «разлук», «Сирота»).

Задание: найти и прочитать эпиграфы, дать оценку.

Итог.

III. 1. Работа с текстом произведения по вопросам:

- Какое впечатление произвела на рассказчика Маша при первом знакомстве? (за столом)

- Как постепенно раскрывается характер Маши?

- О чем и как говорит речь Маши?

- Какие качества ее характера проявляются во время мирной жизни в крепости в отношении к родителям, Швабрину и Гриневу?

- Как проявляется характер Маши в новых для нее условиях после смерти родителей? (у отца Гринева, у Швабрина, встреча с Пугачевым)

Как вы думаете, если бы свадьба состоялась, то приняла бы она Пугачева в роли посаженного отца?

- Интересно, почему Пугачев не ведет больше речь о свадьбе? Догадался ли он о причине обморока Маши?

- Маша и родители Гринева. Как приняли?

- Что в Маше привлекает окружающих и самого автора? (главы «Поединок», «Сирота»).

2. Коллективный ответ на вопрос: «Что мне понравилось в Маше Мироновой?»

3. анализ эпизода спасения Машей любимого человека (цитаты из текста). Как можно расценить ее поступок?

4. Итог: простой план рассказа о Маше в тетрадь.

Индивидуальные ответы: основные черты характера.

Игра «Кто больше?» (подобрать эпитеты к образу Маши)

Чистая, благородная, робкая, скромная, добрая, человечная, честная, порядочная, стойкая, прямая, простая, заботливая, застенчивая, верная, преданная, смелая, решительная, мужественная, твердая в своих убеждениях, бескорыстная, тактичная, искренняя, справедливая, доброжелательная, выдержанная, любящая дочь…

Вывод.

Домашнее задание: цитаты о Швабрине, рассказ о нем.

Устное сочинение «История любви Маши Мироновой»