СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктирный ритм

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пунктирный ритм»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»

План–конспект классного часа по теме «Пунктирный ритм»

Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.

Учащиеся: отделение «Фортепиано» - 3 класс

Дата проведения: 24.10. 2018г

Продолжительность урока – 40 мин.

Форма проведения урока: групповая

Тип урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности.

Методы обучения: познавательный, практический, словесный, наглядный.

Технологии:

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- развивающая;

- технология коллективной творческой деятельности.

Оборудование: парты, доска, фортепиано, учебно-методическое пособие, нотные материалы, шумовые инструменты – ложки, треугольник, ксилофон, бубен; наглядный материал – ритмическая партитура.


Принципы обучения:

  • связи теории с практикой;

  • последовательности, систематичности;

  • доступности при необходимой степени трудности;

  • наглядности, разнообразия методов;

  • активности обучаемых;

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень усвоения нового материала;

  • воспроизведение ритмав разных ритмических упражнениях: хлопки на ритмослоги, исполнение ритма мелодии на шумовых инствументах, проговаривание ритма с тактированием доли;

  • умение услышать ритмв музыкальных произведениях.


Тема урока: «Пунктирный ритм»

Цель урока: развитие и закрепление метро-ритмических навыков учащихся на примере пунктирного ритма.

Задачи урока:

  • формирование навыков ритмичного чтения пунктирного ритма;

  • формирование навыка тактирования одной рукой одновременно с воспроизведением ритмического рисунка другой;

  • развитие музыкальной памяти, а так же творческого мышления на основе импровизации.



Структура урока:


  1. Организационный момент

  2. Тактирование и воспроизведение пунктирного ритма

  3. Работа с шумовыми инструментами

  4. Импровизация

  5. Домашнее задание

  6. Подведение итогов урока, выставление оценок


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие гостей. Учащиеся исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько». (Нотное приложение 1).

Учитель:

- Сейчас мы поприветствовали наших гостей русской народной песней. Скажите, пожалуйста, какой ритмический рисунок встречается в этой песне и как он называется?

Учащиеся: (предполагаемый ответ)

- Пунктирный ритм.

Учитель:

- Мы с вами уже знакомы с этой ритмической фигурой и сегодня продолжим её освоение и закрепление.

  1. Тактирование и воспроизведение пунктирного ритма.

- Учитель: Сейчас мы исполним песню, в которой встречается пунктирный ритм. «Ой, вставала я ранёшенько» Исполняем песню. Учитель: - У вас было ещё одно интересное задание, где вы должны были сочинить к мелодии ритмический рисунок,с использованием пунктирного ритма.

Исполнение домашнего номера. (Нотное приложение 3).

Учитель:

- Давайте сейчас с вами выполним следующее задание: мною, предложенную мелодию внимательно послушаем и пропоём несколько раз на слог «лё» с тактированием в размере 2/4.

Когда задание выполняется хорошо, предлагаю учащимся прохлопать ритм исполняемой мелодии, затем обращаем внимание только на ритм. Учащиеся продолжают «безмолвное пение» и выполняют ритмический рисунок мелодии простукивая его карандашом одной рукой, одновременно подключая тактирование другой. (Нотное приложение 4). 3. Работа с шумовыми инструментами.

Учащимся раздаётся наглядный материал. (Нотное приложение 5)

Учитель:

- Обратите внимание на ритмическую партитуру. Давайте её проанализируем. Сколько партий вы видите?

Учащиеся:

- Три.

Учитель:

- Похожи ли ритмические фигуры этих трёх партий?

Учащиеся: (предполагаемый ответ)

- Да, похожи, совершенно одинаковые.

Учитель:

- Какое строение имеет эта ритмическая партитура?

Учащиеся: (предполагаемый ответ)

- Она написана в виде канона.

Учитель:

- Давайте вспомним, что такое канон?

Учащиеся: (предполагаемый ответ)

- Одна и та же мелодия, которая повторяется в других голосах, но вступает позднее на полтакта или на такт. Каноны бывают двух, трёх, четырёхголосные.

Учитель:

- Теперь все вместе выполним ритм верхней строки ритмического канона, для этого используем простой карандаш. Воспроизводим ритм, стуча по столу. Далее разделимся на партии. Первая партия возьмёт ложки, вторая партия треугольник, третья партия исполнит ритмическую фигуру на ксилофоне или бубне (на выбор учащихся).

4.  Импровизация.

Учитель:

- А теперь поиграем в игру, которая называется Вопрос-Ответ. Я простучу ритм с использованием пунктирного ритма, как бы задавая вам вопрос, на который вы должны будете ответить своей ритмической фигурой, так же используя в ней пунктирный ритм.

Далее подключаем использование ритма с мелодией. Предлагаемые ритмические фигуры и мелодические варианты, на которые учащиеся должны ответить, представлены в (нотном приложении 6).

Учитель:

- И в заключении нашего урока, давайте попытаемся выполнить следующую ритмическую импровизацию: по ходу звучания музыкального фрагмента придумывайте и озвучивайте различные ритмические фигуры. Можно использовать ложки. (Нотное приложение 7).

5. Домашнее задание.

К предложенному музыкальному фрагменту сочините ритмическое сопровождение. Каждый голос должен быть самостоятелен, для этого используйте пройденные нами ранее различные ритмические сочетания, в том числе и пунктирный ритм. Озвучивайте сочинённые вами ритмические фигуры.