СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕН-НОМ ПРЕДЛОЖЕНИИПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация в сложносочиненном предложении»

 ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕН-НОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  Амонова Нафиса

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕН-НОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Амонова Нафиса

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательная:  -расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП; -систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов; -совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; Развивающая: -совершенствовать навыки устной, письменной, связной речи; -развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы; - формировать умения анализировать языковой материал. Воспитывающая: -воспитывать уважение и любовь к родному языку, к чтению художественной литературы; -способствовать развитию духовно – нравственного воспитания, уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательная:
  • -расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП;
  • -систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов;
  • -совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
  • Развивающая:
  • -совершенствовать навыки устной, письменной, связной речи;
  • -развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;
  • - формировать умения анализировать языковой материал.
  • Воспитывающая:
  • -воспитывать уважение и любовь к родному языку, к чтению художественной литературы;
  • -способствовать развитию духовно – нравственного воспитания, уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.
ХОД УРОКА: 1.  Организационный момент: 2.  Стадия вызова. Фронтальный опрос.  - Какое предложение называется сложным?  - Какие виды сложных предложений вы знаете? – Какие предложения называются сложносочиненными?  - Что может являться средством связи в ССП? Для чего еще используются сочинительные союзы?

ХОД УРОКА:

  • 1. Организационный момент:
  • 2. Стадия вызова. Фронтальный опрос.
  • - Какое предложение называется сложным?
  • - Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • – Какие предложения называются сложносочиненными?
  • - Что может являться средством связи в ССП? Для чего еще используются сочинительные союзы?
3. Стадия осмысления. Новая тема. Прием «Инсерт»  Слово преподавателя - В предыдущих классах, начиная с первого класса до нынешнего времени, вы ознакомились со всеми уровнями русского языка. Сегодня мы приступаем к изучению сложносочиненного предложения как единицы синтаксиса. Вам будут розданы тексты. В процессе чтения вы должны отметить маркером текст значками. Знак «галочка» (V) – уже известная вам информация (уже знал); знак «минус» (-) – отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чём вы думали иначе (новое или противоречащее прежним знаниям); знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию (интересно); «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес ¬ и желание узнать об этом больше (хочу знать больше); знак «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чём вы бы хотели узнать подробнее (неясно, есть вопросы).

3. Стадия осмысления. Новая тема. Прием «Инсерт»

Слово преподавателя - В предыдущих классах, начиная с первого класса до нынешнего времени, вы ознакомились со всеми уровнями русского языка. Сегодня мы приступаем к изучению сложносочиненного предложения как единицы синтаксиса. Вам будут розданы тексты. В процессе чтения вы должны отметить маркером текст значками. Знак «галочка» (V) – уже известная вам информация (уже знал); знак «минус» (-) – отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чём вы думали иначе (новое или противоречащее прежним знаниям); знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию (интересно); «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес ¬ и желание узнать об этом больше (хочу знать больше); знак «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чём вы бы хотели узнать подробнее (неясно, есть вопросы).

Раздаточный текст  Предложения делятся на простые и сложные. В простом предложении имеется одна грамматическая основа, а в сложном – 2 и более. Сложные, в свою очередь, подразделяются на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. В сложносочиненных предложениях части между собой равноправны, в сложноподчиненном - одна часть подчиняется другой, в бессоюзном – части связаны между собой интонационно и грамматически. Перед сочинительными союзами всегда ставится запятая, кроме 5 случаев: 1) если обе части ССП содержат вопрос; 2) в предложениях с общим второстепенным членом и общим придаточным предложением; 4) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения; 5) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.

Раздаточный текст

Предложения делятся на простые и сложные. В простом предложении имеется одна грамматическая основа, а в сложном – 2 и более. Сложные, в свою очередь, подразделяются на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. В сложносочиненных предложениях части между собой равноправны, в сложноподчиненном - одна часть подчиняется другой, в бессоюзном – части связаны между собой интонационно и грамматически. Перед сочинительными союзами всегда ставится запятая, кроме 5 случаев: 1) если обе части ССП содержат вопрос; 2) в предложениях с общим второстепенным членом и общим придаточным предложением;

  • 4) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения;
  • 5) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.
4.Актуализация изученного материала

4.Актуализация изученного материала

5. Конструирование предложений - Даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений. 1. Он знак подаст… 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. 2. ... Прозрачный лес один чернеет… 2. и все хлопочут. 3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… 3. И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

5. Конструирование предложений

  • - Даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.
  • 1. Он знак подаст…
  • 1. Но пусть она вас больше не тревожит;
  • Я не хочу печалить вас ничем.
  • 2. ... Прозрачный лес один чернеет…
  • 2. и все хлопочут.
  • 3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
  • В душе моей угасла не совсем…
  • 3. И ель сквозь иней зеленеет,
  • И речка подо льдом блестит.
6. Укажите ошибочное суждение 1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. 2.Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: - при помощи интонации и союзов или союзных слов - при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

6. Укажите ошибочное суждение

  • 1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
  • 2.Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
  • - при помощи интонации и союзов или союзных слов
  • - при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
Укажите ошибочное суждение 3. Это предложение сложносочиненное. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. «Пророк». 4. Союзы а, но, да (но) – соединительные. 5.Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Укажите ошибочное суждение

  • 3. Это предложение сложносочиненное.
  • Духовной жаждою томим,
  • В пустыне мрачной я влачился,
  • И шестикрылый серафим
  • На перепутье мне явился. «Пророк».
  • 4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
  • 5.Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
7. Прием «Верные - неверные утверждения» Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – неверными. Прокомментируйте свой ответ. 1.Сложным называется такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. 2.В сложносочинённом предложении части связаны только при помощи союзов. 3.Сочинительные союзы связывают независимые друг от друга части сложного предложения.

7. Прием «Верные - неверные утверждения»

  • Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – неверными. Прокомментируйте свой ответ.
  • 1.Сложным называется такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.
  • 2.В сложносочинённом предложении части связаны только при помощи союзов.
  • 3.Сочинительные союзы связывают независимые друг от друга части сложного предложения.
 Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – неверными. Прокомментируйте свой ответ 4.Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные. 5.Между однородными членами перед союзом И запятая не ставится. 6.В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.

Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – неверными. Прокомментируйте свой ответ

  • 4.Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.
  • 5.Между однородными членами перед союзом И запятая не ставится.
  • 6.В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.
 8.Прием «Письмо с дырками». Восстановите следующее определение. Предложения бывают – простые и ….  Сложные делятся на……, сложноподчиненные и бессоюзные. В сложносочиненном предложении выделяются союзы ……, …..., ….... Запятая между частями ССП не ставится в ……случаях.

8.Прием «Письмо с дырками». Восстановите следующее определение.

  • Предложения бывают – простые и ….
  • Сложные делятся
  • на……, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • В сложносочиненном предложении выделяются союзы ……, …..., …....
  • Запятая между частями ССП не ставится в ……случаях.
9. Работа по группам первая группа выполняет орфографический разбор текста; вторая группа расставляет знаки препинания; третья группа составляет схемы всех ССП. Проверка выполненной работы.  Работа с текстом. Текст на экране, на столах  Выразительное чтение текста учителем.

9. Работа по группам

первая группа выполняет орфографический разбор текста; вторая группа расставляет знаки препинания; третья группа составляет схемы всех ССП.

Проверка выполненной работы.

Работа с текстом. Текст на экране, на столах

Выразительное чтение текста учителем.

( 1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
  • ( 1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека
  • Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
  • Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
10. Работа по алгоритму “Пунктуация в ССП ” 1.Прочитай предложения. 2.Найди грамматические основы 3.Определи вид предложения (простое или сложное) 4.Найди союзы 5.Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.6. Расставь недостающие знаки препинания.

10. Работа по алгоритму “Пунктуация в ССП

1.Прочитай предложения. 2.Найди грамматические основы 3.Определи вид предложения (простое или сложное) 4.Найди союзы 5.Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.6. Расставь недостающие знаки препинания.

1.Присев передохнуть Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его. 2.Терпкая горечь обожгла язык и Вася торопливо выплюнул зелень…3.Июнь был в самом начале и от липового цвета кружилась голова… 4.Родник выбивался из поросшей нежной зеленью расщелины и с тихим журчаньем почти сразу же исчезал под землёю. 5.После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко. 6.По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.7.Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник. 8. Кругом было и светло и зелено. 9.Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот. 10. Глаза у всех устремились и носы выпрямились по направлению к письму.11.Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском. 12.Прогулка в парке и катание на лодках.

1.Присев передохнуть Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его. 2.Терпкая горечь обожгла язык и Вася торопливо выплюнул зелень…3.Июнь был в самом начале и от липового цвета кружилась голова…

4.Родник выбивался из поросшей нежной зеленью расщелины и с тихим журчаньем почти сразу же исчезал под землёю. 5.После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко. 6.По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.7.Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник. 8. Кругом было и светло и зелено. 9.Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот. 10. Глаза у всех устремились и носы выпрямились по направлению к письму.11.Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском. 12.Прогулка в парке и катание на лодках.

11.Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»  Какое предложение называется сложносочинённым?  Как в сложносочинённом предложении одна часть отделяется от другой в устной речи, на письме?  На какие группы по союзам делятся сложносочинённые предложения?  В каких случаях не ставится запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого предложения? Когда употребляется тире и точка с запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого?

11.Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»
  • Какое предложение называется сложносочинённым?
  • Как в сложносочинённом предложении одна часть отделяется от другой в устной речи, на письме?
  • На какие группы по союзам делятся сложносочинённые предложения?
  • В каких случаях не ставится запятая между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого предложения?
  • Когда употребляется тире и точка с запятой между простыми предложениями в составе сложносочинённого?
12. Домашнее задание. Комментирование ответов Подготовьте связный рассказ о сложносочинённом предложении по плану: 1) определение сложносочинённого предложения; 2) группы сложносочинённых предложений; 3) смысловые отношения в сложносочинённом предложении; 4) наиболее употребительные соединительные союзы.

12. Домашнее задание. Комментирование ответов

  • Подготовьте связный рассказ о сложносочинённом предложении по плану:
  • 1) определение сложносочинённого предложения;
  • 2) группы сложносочинённых предложений;
  • 3) смысловые отношения в сложносочинённом предложении;
  • 4) наиболее употребительные соединительные союзы.
13. Подведение итогов  Что нового мы узнали на уроке? Чем отличается простое предложение от сложного предложения? Какие виды сочинительных союзов вам известны? При каких случаях между частями ССП запятая не ставится?

13. Подведение итогов

  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Чем отличается простое предложение от сложного предложения?
  • Какие виды сочинительных союзов вам известны?
  • При каких случаях между частями ССП запятая не ставится?