СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинская педагогика в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по произведениям А.С.Пушкина в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Пушкинская педагогика в начальной школе»

«Пушкинская педагогика в стихах Вяземскому»

19 октября – день Царскосельского Лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. Симон Соловейчик «Педагогика для всех» – краткий пушкинский курс педагогики в шести строках, или Наука искусства воспитания для очень занятых людей.

Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Пушкин написал:

Кн. П.П. Вяземскому

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках – все искусство воспитания!

«Душа моя Павел» – люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн. П.П. Вяземскому» – обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой – Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил» – сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами – без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» – слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то...» – люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание – это не запреты, воспитывать – пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби.

«Не делай того-то» – сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» – относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил – «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» – закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю – не в моих правилах. «Не делай» и «люби» – двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна – «люби!».

«Кажись, это ясно» – ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого – не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно...» Он открывается перед мальчиком. Он не просто подчеркивает равенство обращением «Павел», он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а только что самим открытое.

«Прощай, мой прекрасный» – прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви – и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» – тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей.

1977–1986 гг.



А.С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непрерывное условие развития человеческой цивилизации, его духовного обогащения. Образование будит мысль, - подчёркивал поэт.

Он радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвящённой критическому анализу альманаха « Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1828 году в России выпущены около 100 тысяч экземпляров русской азбуки и 60 тысяч славянской азбуки и 15 тысяч экземпляров французских букварей. При этом поэт с удовлетворением отметил, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на 1/3 больше, чем в 1828 году.

В записке « О народном воспитании» А.С. Пушкин выдвинул ряд дидактических и методических идей по совершенствованию учебно – воспитательного процесса в школах, в том числе об « уничтожении экзаменов», о ликвидации телесных наказаний,

О сокращении учебного времени на изучение иностранных языков и особенно древних, об устранении серьёзных недостатков в преподавании истории. Русскую историю он предлагал преподавать по Карамзину. А.С. Пушкин выступал против запрета обучения молодых людей в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. В произведениях, статьях А.С. Пушкина обнаруживаешь много предложений и мыслей о нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Он был противником формализма в воспитании детей и юношества.

  А.С. Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодёжи

 Поэт писал: « Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости….». Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.

В.Г.Белинский первый по – настоящему раскрыл воспитательное значение произведений А.С.Пушкина.  В статье « О детских книгах» он рекомендовал педагогам максимально использовать произведения А.С. Пушкина – романы, повести, поэмы, сказки. Он советовал детям читать некоторые сказки Пушкина, например, о рыбаке и рыбке, которая при высокой поэзии отличается, по причине своей  бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Он считал полезным читать детям и отрывки из некоторых поэм Пушкина: например, в « Кавказском пленнике» интересно изображение черкесских нравов; в « Руслане и Людмиле» - эпизоды битв, описание поля, покрытого мёртвыми костями, богатырской головы; в « Полтаве» - битвы, пояаление Петра Великого. В.Г.Белинский отмечал доступность детям некоторых стихотворений Пушкина. Таковы, например, « Песнь о вещем Олеге, « Зимний вечер». При этом он подчёркивал: « Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время, свой черёд».


Н.Г.Чернышевский подчёркивал: « Надобно детям узнать, кто такой был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, - и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение и литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле…».


К.Д. Ушинский использовал произведения А.С. Пушкина в своих учебных книгах, книгах для детского чтения, хрестоматиях. В статье « О первоначальном преподавании русского языка» он писал о том, что при изучении произведений художественной литературы, в частности произведений А.С. Пушкина, « мы должны прежде сами усвоить хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и определить, что в нём есть народного и почему оно заслуживает изучения. Кроме того, на каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни».

Однако в начале 20 века в школах знакомство с произведениями А.С. Пушкина многократно запрещали. Смелые педагоги прошлого: А.В. Луначарский, А.С. Бубнов, С.Т. Шацкий добивались того, чтобы бессмертные произведения А.С. Пушкина широко изучались в школах. Сегодняшние дети выросли на произведениях А.С. Пушкина. Читая его сказки, поэмы, мы лучше овладеваем русским словом, высокими нравственными идеалами, которых нам сейчас так не хватает. Обогащаем свои души чувством прекрасного.

 А.С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.

Педагогическое и воспитательное значение текстов сказок А.С. Пушкина состоит в том, что они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

К 71годовщине снятия блокады Ленинграда в 2015 году турфирма «Лена-Тур» объявила дистанционную викторину. Мои ученики приняли участие и выйграли.9 мая мы были на праздничном салюте в Санкт-Петербурге, а в поезде отвечали еще на 101 вопрос викторины «Блистательный Петербург. Побывали на Черной речке, где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.

С первоклассниками 2023 года провела экскурсию по лицею №9 и сделали фото у памятника поэту. Дети читали наизусть отрывки из сказок.