Стежок за стежком, петелька за петелькой плетет жизнь свои чудесные кружева.
Любовь и ненависть, добро и зло, радость и беда – как часто они идут рядом.
Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую жизнь, но кружево его жизни чрезвычайно богато и. мы попробуем рассмотреть лишь его отдельные узоры.
Все мы знаем, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в глухое селенье Михайловское.
Михайловское
Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя…
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя…
Что еще можно сказать о неграмотной этой крестьянке, навсегда сроднившейся с русской литературой? Пушкиным сказано все, она стала почти легендой. Но какая легенда, если Пушкин поил ее липовым цветом, кутал в свою шубу, когда занеможет…
Старинный сад, пьянящий медовый запах цветущих лип, домик Арины Родионовны.
«Зимний вечер»
Там, под завыванье вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Пушкин так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне и не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называл её «своей подругой», «голубкой». Стихи, которые он ей посвятил, стали песнями.
Есть одно стихотворение Пушкина о няне, которое, наверное, знает каждый из нас.
В этом произведении Пушкин вспоминает о своей ссылке в глухом селе. Стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов.
Один из них написан другом Пушкина – Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер».
Один и тот же текст звучит по-разному. У композитора монотонное завывание вьюги, народная – так близка тем песням, что слышал Пушкин в Михайловском.
- «Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение.
При одном чтении такого стиха у композиторов родятся соответствующие мелодии»
Цезарь Антонович Кюи
«Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение. При одном чтении такого стиха у композиторов родятся соответствующие мелодии» - писал о поэзии Пушкина композитор …. Кюи.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия» А.С. Пушкин
Для Пушкина любовь – светлое чувство, потребность сердца, которое не может не любить!
«Я вас любил» - около 70 музыкальных переложений есть на это стихотворение. Одно из них принадлежит Борису Шереметеву (слушание)
И еще одно стихотворение, написанное в этом же, 1928 году – «На холмах Грузии» (слушание). Стихотворение о любви. Вспыхнувшей с новой силой…
О жизни первого поэта России, А. С. Пушкина, мы знаем уже немало. А кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? Более 170 лет назад (18 февраля 1831 года по старому стилю) в московском храме Большого Вознесения произошло событие, о котором судачили в светских салонах. Речь идёт о венчании Натальи Гончаровой и Александра Пушкина - некогда первой красавицы Москвы и навсегда Первого поэта России.
Моя мадонна, Чистой прелести чистейший образец, Натали, Таша - так величественно называл Пушкин свою невесту, а затем жену. Как же выглядела Наталья Николаевна? Наверное, об этом лучше всего нам расскажут её портреты.
Была чудесная рождественская ночь, ярко светилось окно в петербургской квартире. Лунный свет тихонько прокрался туда, где три юные прекрасные девушки гадали…….
Это были сестры Гончаровы. “Ты что-то, Сашенька, сегодня не в духе,- говорит Наташа, убирая со стола блюдце со следами гадания….- Какие похороны? Свадьба, настоящая свадьба….”
Гадание сбылось!
Была свадьба, странная, не разгаданная по сей день….
Во время венчания Пушкин нечаянно задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти мгновенья поэт, придававший большое значение всяческого рода приметам и "знакам судьбы".
И была Любовь, любовь–тайна, любовь-трагедия….. и ещё была Натали—женщина, которую звали “Мисс Инкогнито”,- даже в её имени была тайна….
Зима 1828 года. Натали вместе с сестрами приехала на бал. Боже , как она готовилась к нему…. На ней было белое платье и белая роза в волосах, и она была похожа на ангела.
Звучит вальс. Натали вальсирует под музыку.
Сердце её трепетало. Она ждала его, своего принца. И вдруг появился он, все вокруг восторженно шептали: “Это Пушкин, это Пушкин…” . А он пригласил её на вальс!... Он восторженно смотрел на нее.
Пушкин писал: “Когда я увидел её в первый раз - сразу поддался необыкновенному обаянию её ни с чем не сравнимой прелести. Она была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове и поразила меня своей царственной красотой. Я полюбил её, голова моя закружилась… и настало время любви”.
Пушкин два раза просил руки Натали и наконец его предложение было принято. Натали первой сказала: “Да! Я выйду замуж только за Пушкина…”
Первый вальс...
А. Брюллов Наталья Николаевна Пушкина 19 лет
Этот портрет принадлежит кисти Александра Брюллова, брата гениального художника Карла Брюллова. Из всех известных он единственный изображает молодую женщину в тот сравнительно короткий период, когда она была женой Пушкина. Акварель была сделана в первый год замужества. Существует предание, что Пушкин просил художника изобразить жену в том же наряде, в котором впервые увидел ее в 16 лет.
(«Вальс» А. Грибоедова)
И вот в счастливую жизнь поэта Натали ворвалось что-то страшное. Грязные сплетни , клевета, пересуды – и во всём этом виноват единственный мужчина, которого она жалела, ну, может быть, и была чуть им увлечена. Кто же он? - Дантес .
Жорж Шарль Дантес Georges Charles de Heeckeren d'Anthès
В свете появился недавно. Он был красив, с дерзким взглядом светлых глаз, с надменной улыбкой.
Натали. День за днём, месяц за месяцем, он следует за мной, пишет мне объяснения – письма. Не боясь, во время танцев шепчет жаркие слова любви, подкарауливает всюду: в модных лавках, на прогулках. Вначале я его жалела. Затем стала удивляться его постоянству. А потом, а потом он стал мне просто необходим. Пушкину я говорила: “Мне весело , когда он подле меня. Но люблю я только тебя..” так проходил год , другой . по молодости я многого не понимала, а кольцо интриг начало сжиматься вокруг нас.
Дантес писал своему отцу о любви к Натали: “Я влюблён, как безумный. Да, как безумный , ибо просто не знаю, куда от этого деться. Это ужасно – любить и не иметь возможности сказать об этом ….”
А. Наумов (1884г.) «После дуэли»
Наступил холодный февраль. Утро 1837 года. Пушкин, никому не сказав о дуэли, поцеловал детей. Он вышел из дома с мыслью о Натали. Он был уже на улице, но, вспомнив, что оставил перчатки, вернулся. Проклятая примета , которая сбылась.
Дуэль. Черная речка, встретились двое мужчин, которые должны стрелять друг в друга. Один – защищал честь жены и матери своих детей, другой – потому, что просто очень любил эту женщину.
И вот выстрел….. Один , другой …И тело Пушкина медленно падает на снег. А на снегу три капли алой крови…
Кто остановит бег саней?
Ктотпринесет его тетрадку?
А Пушкин поправлял крылатку.
Как бдто дело было в ней.
Казалось он хотел сказать:
Ах, Натали, здесь так морозно,
Услышь. Услышь, еще не поздно
Ему на выстрел опоздать.
Спеши. Но что за интерес
Читать сейчас роман французский,
Когда на том конце Дантес,
Не понимающий по-русски?
Еще нет пальца у курка,
Еще не залит край сорочки, что не поднимется рука…
(Е. Мартынов «Натали»)
«Нет ни одной области творчества, где так или иначе,
не сказалось бы воздействие пушкинской мысли,
пушкинских образов»
Б. Асафьев
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно спорят и борются. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры- песни и романсы, оперы и даже симфонии. Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Но кружево жизни не знает границ, как нет границ в искусстве – музыка и стихи затейливо переплетаются под кистью художника.
Тонко. Дивно, порой необъяснимо переплетаются судьбы, творения, произведения великих художников в жизни.
К. Брюллов
И. Айвазовский
М. Глинка
Ивана Константиновича Айвазовского и Михаила Ивановича Глинку познакомил Карл Брюллов.
брат Брюллова Александр пишет портрет жены Пушкина. Айвазовский наигрывает на скрипке восточные мелодии, а Глинка переносит их в оперу «Руслан и Людмила». Илья Репин пишет портрет Глинки во время сочинения оперы, и рисует портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова, который сочинил оперу «Сказка о царе Салтане»
М. Врубель – «Сказка о царе Салтане»
Михаил Врубель пишет Царевну-Лебедь.
И. Айвазовский, И. Репин «Пушкин у моря»
Иван Авазовский и и Илья Репин пишут картину «Пушкин у моря».
Это одна из лучших картин на пушкинскую тему над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина. Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.
А. С. Пушкин "К МОРЮ" Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. (Эдуард Багрицкий)
Клыкастый месяц вылез на востоке Меж соснами и костяками скал. Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий, Здесь Байрона он нараспев читал. Здесь в дымном, голубином оперенье И ночь, и море стлалось перед ним…
Л.В. Владимирский иллюстрации «Руслан и Людмила»
Художник Леонид Викторович Владимирский делает иллюстрации к книге «Руслан и Людмила». Это оказывается непросто, но интересно.
Вот так, стежок за стежком, петелька за петелькой и плетет жизнь свои чудесные кружева….
"Да еще ее помянем: Сказки сказывать мы станем — Мастерица ведь была И откуда что брала..."
А с чего же все началось? Можно ли сказать, что в истоках этого кружева – народное творчество, сказки, прибаутки, песни няни Арины Родионовны?
"Да еще ее помянем: Сказки сказывать мы станем — Мастерица ведь была И откуда что брала..."