СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинское лукоморье

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены материалы к проведению урока по отрывку из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Просмотр содержимого документа
«Пушкинское лукоморье»

Пушкинское лукоморье


Материалы к уроку по изучению отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»


Начинается урок с прослушивания учащимися фрагмента из оперы Глинки «Руслан и Людмила».


Беседа:

-Знакома ли вам прозвучавшая музыка?

- Кто ее автор?

- Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

(тревога и спокойствие)

- Почему Глинка написал музыку, в которой сочетаются тревожные и лиричные мелодии?

(это определяется содержанием поэмы «Руслан и Людмила»)

- Какие картины вы представили при прослушивании музыкального фрагмента?

- Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в тайну пушкинского произведения «Руслан и Людмила».


Чтение наизусть отрывка «У лукоморья…»


У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.


Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит,

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет;

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…


- Какое впечатление произвели на вас эти строки пушкинского произведения?


Работа над значением слова «лукоморье»


- Как вы понимаете значение слова «лукоморье»?

- Чтобы точно определить значение этого слова, вспомним, что называют заливом?


- Посмотрите на изображение карты /вывести изображение карты на интерактивную доску/. Обратим внимание на Каспийское море. Можно (показывает учитель) заметить 2 части водного пространства, вдавшиеся в сушу. Это и есть заливы.


- Вспомните значение слов «лук» и лука».

(дети объясняют)


- Итак «лук» - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой титевой; «лука» - изгиб, кривизна чего-нибудь.


- Таким образом, как можно определить значение слова «лукоморье»?


Сообщения учащихся


1 ученик. Поэма «Руслан и Людмила» вызвала разноречивые отклики в критике. Восторг В.А. Жуковского трогательно выразился в том, что он подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820 год, марта 26, великая пятница».

Пушкину было 20 лет, когда он окончил поэму «Руслан и Людмила». Он начал свою поэму, будучи ещё воспитанником Царскосельского лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. «Этим, - как писал сам Пушкин, - до некоторой степени можно извинить ее недостатки».


2 ученик. При жизни Пушкина поэма «Руслан и Людмила» выдержала 3 издания (1820 год, 1828 год, 1835 год).

Во второе издание – 1828 года – поэт включил «Пролог» и «Эпилог», а также прозаическое «Предисловие» - ответ критикам.

Пролог – это вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию. Пролог не является частью сюжетного действия, но необходим для его понимания.

(определение записывается в тетрадь)

Пролог «У лукоморья дуб зеленый» был написан в Михайловском в 1824-1825 годах.

В основу его была положена присказка няни Арины Родионовны: «Что за чудо… вот что чудо; у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, а вниз идет – «песни поет».


Учитель:


- Что добавил к няниной присказке Пушкин?

(присказка получает стиховую форму (ритм и рифма сообщает картине особую выразительность) и дополняется полнозвучным поэтическим рассказом о «чудесах», которые происходят «там» - в сказочном мире, «там» - достигает связности отдельных смысловых фрагментов особое эмоциональное воздействие на читателя, причем каждое пушкинское «там» связано с новыми и новыми сказочными героями; кот у Пушкина ученый – ведь он складывает песни и сказки – это главное отличие; ходит направо-налево, а не вверх-вниз; у Пушкина указано время действия – днем и ночью)


Работа со слайдами – изображениями деревьев


- Посмотрите на изображения на слайдах /подборку заранее делает учитель/.

- Как вы считаете, подойдут ли эти фотоснимки в качестве иллюстраций к отрывку «У лукоморья дуб зеленый»? Почему?

(нет; дети объясняют; у Пушкина чудесное лукоморье)


Работа с детскими рисунками


- Рассмотрите иллюстрации, которые создали учащиеся после прочтения отрывка «У лукоморья».

- Расскажите, что, кого и почему именно так вы изобразили на рисунках.

(выходят те учащиеся, которые рисовали, и представляют свои работы)


Работа над содержанием отрывка «У лукоморья»


- Вчитаемся в пролог к поэме.

- Какие строки, отдельные слова, картины вас особенно изумили, удивили? Почему?

- В какой мир переносят вас, школьников 21 века, пушкинские строки?

- Вы поверили пушкинским строкам?

(кто-то скажет «нет», кто-то скажет «да»)

- Почему не поверили?

- Откуда к нам пришли образы лешего, русалки?

(из славянской мифологии)

- Почему поверили?

(да - потому что «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского лукоморья, узнаваемость, «реальность» сказки, созданная лексическим повтором «там» и настоящим временем глагола)

- Как Пушкин построил пролог к поэме?

- Сколько в прологе предложений?

(3)

- Какое из них можно назвать зачином пролога? О чем зачин?

(1 – определяет место и время действия и знакомит читателя с «котом ученым», который и «песнь заводит», и «сказку говорит»)

- Какое предложение соответствует центральной части пролога?

(2)

- Почему?

(рассказ о «чудесах»)

- Почему третье предложение можно назвать концовкой пролога?

(похож на концовку сказки («И я там был, и мед я пил…»))


Вывод: «Лукоморье» - мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла.


Работа с иллюстрациями к сказке (в роли критика)


- Рассмотрите иллюстрации художников к сказке.

- Сравните эти иллюстрации. Представьте себя в роли критика, то есть оцените достоинства и недостатки данных иллюстраций и решите, могут ли они оказаться на страницах книги с пушкинской поэмой? Обоснуйте свою точку зрения.


Работа над жанром произведения


- Как определил жанр своего произведения А.С. Пушкин?

(поэма)

- Можете ли вы что-нибудь рассказать о поэме как жанре?

(нет)

- Какие вам известны жанры произведений?

(рассказ, повесть, стихотворение)

- К какому роду литературы относятся рассказ и повесть?

(эпос)

- К какому роду литературы относится стихотворение?

(лирика)

- В каких из названных вами жанров есть сюжет?

(в рассказе и повести)

- В каком жанре главное не развитие действия, а эмоции, настроения, чувства?

(стихотворение)

- Поэма для вас - новый и необычный жанр.


Работа в тетрадях


Запишем в тетрадь определение поэмы:


Поэма – лироэпический жанр, крупное сюжетное произведение.


- Как вы можете объяснить слово «лироэпический»?

(есть сюжет – эпическое начало; есть эмоции, чувства, переживания автора – лирическое начало; оформлено как стихотворение)

- Что значит «поэма – крупное произведение»?

(большое по объему)


Работа с текстом (над жанром)


- Попробуем доказать, что А.С. Пушкин вовсе не случайно определил жанр «Руслана и Людмилы» как поэму.

- Есть ли сюжет? Докажите конкретными примерами (то есть проследите, как развиваются действия в поэме: с какого события начинаются, как продолжаются). Кратко восстановим сюжет. Слушайте друг друга внимательно и продолжайте мысль…

- Что же в этом произведении от лирики?

(Оформлено как стихотворение; есть переживания в связи с происходящими событиями)

- Докажите, что в поэме мы слышим автора, что он переживает, негодует, радуется.

(учитель помогает, указывая на соответствующие отрывки)


- Перед вами обложки книг /подборка выводится на интерактивную доску/, в которые вошла поэма «Руслан и Людмила».


- Как вы думаете, случайно ли эта поэма помещена в книгах под общим названием «Сказки»? Почему?

(нет, не случайно, вернуться к лукоморью – в сказочный мир)


В критике поэма Пушкина характеризовалась как

богатырская,

волшебная,

шуточная.

Сам поэт называл ее

«сказкой»,

«повестью забавной»,

«легким вздором»,

«трудом игривым»,

«преданьями старины глубокой».


- Какие оценки жанрового своеобразия произведения вас привлекают? Почему?


- Докажите, что пушкинское произведение тесно связано с устным народным творчеством, с миром русского сказочного эпоса?

(подвиги ради героини, злые и добрые герои, счастливый финал, меч, сказочные герои, приключения, живая и мертвая вода, шапка-невидимка и т.п.)


- Какие образы, не существовавшие в устных преданиях и сказках, подсказала богатейшая творческая фантазия Пушкину? Какие образы поэт сотворил сам, подражая сказочным?

(образ Черномора и образ головы)


- Рассмотрите иллюстрации /подборку заранее делает учитель/.


- Вчитайтесь в текст поэмы и сопоставьте изображение «живой головы» поэтом и художниками.

- Какие «краски и слова» находит Пушкин, воссоздавая внешность сказочного героя?

- Что отличает эти иллюстрации от рассмотренной?


- Какому эпизоду поэмы соответствует данная иллюстрация? Найдите его и прочитайте.


Подвести итог работы по жанру: связь с УНТ и отличие.


- Известно, что в первом издании поэма «Руслан и Людмила» вышла без пролога «У лукоморья дуб зеленый…» Что изменилось бы в поэме «Руслан и Людмила» без этого пролога?


Подведение итогов урока


Домашнее задание /на выбор/:


1) Написать небольшое сочинение по одной из предложенных иллюстраций.

2) Создать свою иллюстрацию к поэме (для тех, кто не выполнял ранее).




7