Пушкинское лукоморье
Материалы к уроку по изучению отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»
Начинается урок с прослушивания учащимися фрагмента из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Беседа:
-Знакома ли вам прозвучавшая музыка?
- Кто ее автор?
- Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
(тревога и спокойствие)
- Почему Глинка написал музыку, в которой сочетаются тревожные и лиричные мелодии?
(это определяется содержанием поэмы «Руслан и Людмила»)
- Какие картины вы представили при прослушивании музыкального фрагмента?
- Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в тайну пушкинского произведения «Руслан и Людмила».
Чтение наизусть отрывка «У лукоморья…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит,
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет;
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
- Какое впечатление произвели на вас эти строки пушкинского произведения?
Работа над значением слова «лукоморье»
- Как вы понимаете значение слова «лукоморье»?
- Чтобы точно определить значение этого слова, вспомним, что называют заливом?
- Посмотрите на изображение карты /вывести изображение карты на интерактивную доску/. Обратим внимание на Каспийское море. Можно (показывает учитель) заметить 2 части водного пространства, вдавшиеся в сушу. Это и есть заливы.
- Вспомните значение слов «лук» и лука».
(дети объясняют)
- Итак «лук» - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой титевой; «лука» - изгиб, кривизна чего-нибудь.
- Таким образом, как можно определить значение слова «лукоморье»?
Сообщения учащихся
1 ученик. Поэма «Руслан и Людмила» вызвала разноречивые отклики в критике. Восторг В.А. Жуковского трогательно выразился в том, что он подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820 год, марта 26, великая пятница».
Пушкину было 20 лет, когда он окончил поэму «Руслан и Людмила». Он начал свою поэму, будучи ещё воспитанником Царскосельского лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. «Этим, - как писал сам Пушкин, - до некоторой степени можно извинить ее недостатки».
2 ученик. При жизни Пушкина поэма «Руслан и Людмила» выдержала 3 издания (1820 год, 1828 год, 1835 год).
Во второе издание – 1828 года – поэт включил «Пролог» и «Эпилог», а также прозаическое «Предисловие» - ответ критикам.
Пролог – это вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию. Пролог не является частью сюжетного действия, но необходим для его понимания.
(определение записывается в тетрадь)
Пролог «У лукоморья дуб зеленый» был написан в Михайловском в 1824-1825 годах.
В основу его была положена присказка няни Арины Родионовны: «Что за чудо… вот что чудо; у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, а вниз идет – «песни поет».
Учитель:
- Что добавил к няниной присказке Пушкин?
(присказка получает стиховую форму (ритм и рифма сообщает картине особую выразительность) и дополняется полнозвучным поэтическим рассказом о «чудесах», которые происходят «там» - в сказочном мире, «там» - достигает связности отдельных смысловых фрагментов особое эмоциональное воздействие на читателя, причем каждое пушкинское «там» связано с новыми и новыми сказочными героями; кот у Пушкина ученый – ведь он складывает песни и сказки – это главное отличие; ходит направо-налево, а не вверх-вниз; у Пушкина указано время действия – днем и ночью)
Работа со слайдами – изображениями деревьев
- Посмотрите на изображения на слайдах /подборку заранее делает учитель/.
- Как вы считаете, подойдут ли эти фотоснимки в качестве иллюстраций к отрывку «У лукоморья дуб зеленый»? Почему?
(нет; дети объясняют; у Пушкина чудесное лукоморье)
Работа с детскими рисунками
- Рассмотрите иллюстрации, которые создали учащиеся после прочтения отрывка «У лукоморья».
- Расскажите, что, кого и почему именно так вы изобразили на рисунках.
(выходят те учащиеся, которые рисовали, и представляют свои работы)
Работа над содержанием отрывка «У лукоморья»
- Вчитаемся в пролог к поэме.
- Какие строки, отдельные слова, картины вас особенно изумили, удивили? Почему?
- В какой мир переносят вас, школьников 21 века, пушкинские строки?
- Вы поверили пушкинским строкам?
(кто-то скажет «нет», кто-то скажет «да»)
- Почему не поверили?
- Откуда к нам пришли образы лешего, русалки?
(из славянской мифологии)
- Почему поверили?
(да - потому что «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского лукоморья, узнаваемость, «реальность» сказки, созданная лексическим повтором «там» и настоящим временем глагола)
- Как Пушкин построил пролог к поэме?
- Сколько в прологе предложений?
(3)
- Какое из них можно назвать зачином пролога? О чем зачин?
(1 – определяет место и время действия и знакомит читателя с «котом ученым», который и «песнь заводит», и «сказку говорит»)
- Какое предложение соответствует центральной части пролога?
(2)
- Почему?
(рассказ о «чудесах»)
- Почему третье предложение можно назвать концовкой пролога?
(похож на концовку сказки («И я там был, и мед я пил…»))
Вывод: «Лукоморье» - мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла.
Работа с иллюстрациями к сказке (в роли критика)
- Рассмотрите иллюстрации художников к сказке.
- Сравните эти иллюстрации. Представьте себя в роли критика, то есть оцените достоинства и недостатки данных иллюстраций и решите, могут ли они оказаться на страницах книги с пушкинской поэмой? Обоснуйте свою точку зрения.
Работа над жанром произведения
- Как определил жанр своего произведения А.С. Пушкин?
(поэма)
- Можете ли вы что-нибудь рассказать о поэме как жанре?
(нет)
- Какие вам известны жанры произведений?
(рассказ, повесть, стихотворение)
- К какому роду литературы относятся рассказ и повесть?
(эпос)
- К какому роду литературы относится стихотворение?
(лирика)
- В каких из названных вами жанров есть сюжет?
(в рассказе и повести)
- В каком жанре главное не развитие действия, а эмоции, настроения, чувства?
(стихотворение)
- Поэма для вас - новый и необычный жанр.
Работа в тетрадях
Запишем в тетрадь определение поэмы:
Поэма – лироэпический жанр, крупное сюжетное произведение.
- Как вы можете объяснить слово «лироэпический»?
(есть сюжет – эпическое начало; есть эмоции, чувства, переживания автора – лирическое начало; оформлено как стихотворение)
- Что значит «поэма – крупное произведение»?
(большое по объему)
Работа с текстом (над жанром)
- Попробуем доказать, что А.С. Пушкин вовсе не случайно определил жанр «Руслана и Людмилы» как поэму.
- Есть ли сюжет? Докажите конкретными примерами (то есть проследите, как развиваются действия в поэме: с какого события начинаются, как продолжаются). Кратко восстановим сюжет. Слушайте друг друга внимательно и продолжайте мысль…
- Что же в этом произведении от лирики?
(Оформлено как стихотворение; есть переживания в связи с происходящими событиями)
- Докажите, что в поэме мы слышим автора, что он переживает, негодует, радуется.
(учитель помогает, указывая на соответствующие отрывки)
- Перед вами обложки книг /подборка выводится на интерактивную доску/, в которые вошла поэма «Руслан и Людмила».
- Как вы думаете, случайно ли эта поэма помещена в книгах под общим названием «Сказки»? Почему?
(нет, не случайно, вернуться к лукоморью – в сказочный мир)
В критике поэма Пушкина характеризовалась как
богатырская,
волшебная,
шуточная.
Сам поэт называл ее
«сказкой»,
«повестью забавной»,
«легким вздором»,
«трудом игривым»,
«преданьями старины глубокой».
- Какие оценки жанрового своеобразия произведения вас привлекают? Почему?
- Докажите, что пушкинское произведение тесно связано с устным народным творчеством, с миром русского сказочного эпоса?
(подвиги ради героини, злые и добрые герои, счастливый финал, меч, сказочные герои, приключения, живая и мертвая вода, шапка-невидимка и т.п.)
- Какие образы, не существовавшие в устных преданиях и сказках, подсказала богатейшая творческая фантазия Пушкину? Какие образы поэт сотворил сам, подражая сказочным?
(образ Черномора и образ головы)
- Рассмотрите иллюстрации /подборку заранее делает учитель/.
- Вчитайтесь в текст поэмы и сопоставьте изображение «живой головы» поэтом и художниками.
- Какие «краски и слова» находит Пушкин, воссоздавая внешность сказочного героя?
- Что отличает эти иллюстрации от рассмотренной?
- Какому эпизоду поэмы соответствует данная иллюстрация? Найдите его и прочитайте.
Подвести итог работы по жанру: связь с УНТ и отличие.
- Известно, что в первом издании поэма «Руслан и Людмила» вышла без пролога «У лукоморья дуб зеленый…» Что изменилось бы в поэме «Руслан и Людмила» без этого пролога?
Подведение итогов урока
Домашнее задание /на выбор/:
1) Написать небольшое сочинение по одной из предложенных иллюстраций.
2) Создать свою иллюстрацию к поэме (для тех, кто не выполнял ранее).
7