ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ПУТЬ К МИРУ
Т. П. Агибалоеа, учитель начальных классов
МКОУ «Русскожуравская СОШ»
В большинстве стран мира в силу исторических причин проживают люди различных национальностей и культурных укладов. Они создают возле себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений. Каждый народ, каждая обособленная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в языке, манере поведения, религии, эстетических взглядах, системе социальных институтов.[1] Различия между культурами и людьми порождают множество противоречий. Россию, на территории которой проживает огромное количество народов и людей разных национальностей, эти противоречия также не обошли стороной.
Характерными особенностями образа современной России являются: резкое обострение проблемы взаимоотношений, разногласия в восприятии мира, возрастание влияния национального фактора в общественной жизни, экономическое неравенство среди людей. В связи с этим встаёт вопрос о терпимости, уважении различий между людьми и признании ценности многообразия. [2] Другими словами, особое значение сегодня приобретает воспитание толерантности у подрастающего поколения.
Сегодняшние школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства. Необходимо, начиная с младших классов, учить детей уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними, показать им, что главное -это личность, права человека, его самоуважение.
Информацию о своих правах, о людях других национальностей и об их культуре, о таких нравственных категориях, как справедливость, совесть, милосердие дети должны получать в форме, доступной для их возраста на уроках права, на классных часах, а также на утренниках и праздниках.
Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у младших школьников стремление к защите прав других детей. [3] Права и свободы детей закреплены в ряде юридических документов (Декларация прав школьника, Всеобщая декларация прав человека, провозглашёнными Генеральной Ассамблеей ООН), которые помогают разрешать и предотвращать конфликты в школьной жизни.
В России Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» был принят в 1998 году. Он гарантирует бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на профориентацию, право на жилище, юридическую помощь, организацию отдыха и труда каждому маленькому гражданину нашей
страны. Содержание этих документов должно быть знакомо и родителям учащихся.
Работу по формированию толерантности проводить без участия родителей невозможно, потому что только родители могут создать у детей ту систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, понимание, сопереживание. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой в ней вырастет человек. Задача педагога помочь родителям понять, что главные методы воспитания в семье - это личный пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в различные виды деятельности в семье и вне её.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать положительные результаты при условии, если сам педагог является примером толерантного отношения к окружающим, образцом гуманного взаимодействия с семьёй.
С раннего школьного возраста у детей необходимо развивать нормальную этническую идентичность, предполагающую благоприятное отношение к образу своего народа, его культуре, истории; естественный патриотизм; положительные установки на общение с другими народами; понимание их вклада в мировую историю. Важно, так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Поможет в этом народная педагогика - кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья.
Практика показывает, что потенциал народной афористики, которая характеризуется устремлённостью к духовности, нацеленностью на толерантность, солидарность, добро, любовь, можно широко использовать в учебно- воспитательной работе школы. Благодаря своей глубокой философской обобщённости и художественной ценности мир народных пословиц, а шире -фольклора может и сейчас решать практические, нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и злом), формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определёнными нравственными принципами. [4]
Основу всей культуры прав человека и терпимого отношения к людям составляют такие качества, как уверенность в себе, уважения себя и других. Воспитать эти качества у школьников могут помочь уроки изобразительного искусства и литературного чтения.
Занятия изобразительным искусством способны открыть детям удивительный мир, художественный дом культуры, оставляя им широкий простор для творчества. Основная же задача педагога — найти способ создать художественные образы абсолютно разных, не похожих друг на друга народов, помочь найти и почувствовать себя частицей одного из них, сделать чужое и далёкое близким и понятным.
Читая художественные произведения на уроках литературного чтения, ученики извлекают из них уроки нравственного поведения, делают соответствующие выводы, которые должны хорошо запоминаться, так как они часто отожествляют себя с любимыми персонажами. Желательно для анализа брать такие произведения, в которых участвуют герои разных национальностей. Как нельзя лучше сюда подходит тема Великой Отечественной войны. События Великой Отечественной войны будут всегда служить многим поколениям примером мужества, преданности, сплочения.
Работая с детьми, учитель должен обращать внимание школьников на их добрые дела и поступки.
Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует и участие в совместных делах класса: конкурсах, играх, экскурсиях. В ходе проведения коллективных дел дети учатся общению, между ними также могут возникнуть и конфликты. Классному руководителю вместе с детьми важно спокойно обсудить возникшую ситуацию, подвести к мысли, что любые проблемы разрешимы и дать им самим поискать способ решения возникшей проблемы.
Жить в мире, пользоваться и бережно сохранять достижения, культуру и традиции разных народов, помогать друг другу - вот путь, по которому должны идти сегодня цивилизованные люди и который в будущем поможет нынешним школьникам решать без насилия и вражды все проблемы и споры современного мира.
Школа должна стать той средой, где будут выработаны установки толерантного сознания. Учащиеся в стенах образовательного учреждения должны приобрести не только знания, умения и навыки, но и толерантность как качество личности, важнейший компонент своей жизненной позиции.
Литература
1. Бадмаева С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - 2006. - №6 - с. 109.
Кащеева А. В. Формирование толерантных отношений в семье // Начальная школа. -
2011.-№2 -с. 65.
Артюхова И. В. Формирогание толерантности в ходе проведения внеклассной работы
// Начальная школа. - 2008. - №9 - с. 42.
4. Поштарева Т. В. //Формирование этнокультурной компетентности учащихся посредством использования афористических изречений /,' Начальная школа. - 2008. - №6 - с.
22.