Классный час «Путь к себе: Как научиться оценивать себя?»
Пояснительная записка к часу общения «Путь к себе»
Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»
Многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, самореализация).
Его цель: развитие представления старшеклассников о самопознании и саморазвитии.
Задачи часа общения:
Развивать у каждого ученика понимание цели самооценки
Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.
Материал часа общения подбирался с учётом возрастных особенностей учеников, навыков и способов деятельности, которыми они уже владеют.
В ходе проведения часа общения использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная и игровая ситуации, поскольку они позволяют наиболее полно решить поставленные задачи.
Применение информационно-коммуникационных технологий (презентация, мультимедийный проектор) обусловлено стремлением наиболее образно представить информацию и создать дополнительную мотивацию к высказыванию своего мнения.
Ожидаемые результаты: в конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты), где он укажет ключевые моменты процесса самоопределения (удовлетворенность своим внешним видом, свои увлечения, способности, трудовые обязанности, свои положительные и отрицательные качества).
Цель: развитие представления детей о самопознании и саморазвитии.
Задачи:
Развивать у учеников понимание цели самооценки
Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: подготовка презентации, раздаточного материала для работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (для определения уровня самооценки), анкета для составления самохарактеристики каждому ученику, магнитная доска
Ход классного часа.
Мотивационный момент: звучит тихая спокойная музыка
Свечка, свечечка, свеча…
Какие ассоциации вызывает она у вас? (ответы детей)
Есть такое выражение «сгорел как свеча», « как свеча сгорает наша жизнь, не успеешь даже оглянуться»
Не похожа ли свеча на жизнь человека.
Вот она горит сначала робко( зажечь), затем сильнее, увереннее. Пламя свечи колеблется от любого движения воздуха(слегка подуть) И чем сильнее дуновение, тем большая опасность грозит ей. Постепенно свеча затухает, когда фитиль догорает, а воск тает….
Так и человеческая жизнь, словно пламя свечи, может в любой момент исчезнуть от сильного дуновения ветра судьбы.
С древних времен люди очень трепетно относились к огню . Он их и согревал и кормил, и освещал путь. У русского народа есть традиция – гадать при свечах( в рождество, святки крещение) Сквозь пламя свечи человек в зеркале пытался разглядеть , разгадать свою судьбу, что его ожидает, чтобы сориентироваться на жизненной дороге.
Вот и вас время заставляет уже сейчас определиться куда идти, каково вше назначение , самое главное каким быть
Открытие темы, Целеполагание.
Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Ответы учеников: Как оценивать себя, Путь к себе, самооценка) (Слайд 2. Путь к себе)
Что означает слово «самооценка» по словарю
Слово Самооценка в словаре Ожегова
САМООЦЕНКА, -и, ж. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. Трезвая с.
Слово Самооценка в словаре Ефремовой
Ударение: самооце́нка ж.
Оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.
Слово Самооценка в словаре Д.Н. Ушакова
САМООЦЕ́НКА, самооценки, ·жен. (·книж. ). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков.
Слово САМООЦЕНКА в словаре Энциклопедии
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности
Основной этап.
Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
(Слайд 3. Цитата И.В. Гёте)
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Ученики высказывают своё мнение)
Классный руководитель: А что можно узнать о себе? (Слайд 4. Что можно узнать о себе?)
Примерные ответы учеников:
-Свои физические возможности, состояние здоровья.
-Свои таланты, способности (умственные, творческие).
-Свой характер, темперамент, волю.
-Свои вкусы, привычки.
-Свои сильные и слабые стороны.
(Слайд 5. Зачем нужна самооценка?)
Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (ученики высказывают свое мнение)
-Понять призвание, выбрать профессию.
-Избежать ошибок и разочарований.
-Правильно вести себя с окружающими.
-Не браться за невыполнимые дела.
-Правильно определить цель в жизни.
Человеку свойственно ошибаться в оценке себя. Объективность в этом случае заменяется придуманным образом и не соответствует реальности.
Кто-то принижает свои достоинства и, как бы, извиняется перед миром, что он несовершенство. А кто-то, наоборот, приписывает себе ряд достоинств, которыми не обладает, и считает себя пупом вселенной.
Увидеть себя со стороны сложно, но очень полезно. Реальная оценка себя поможет жить по лучшему сценарию. В первом случае, человек научиться ценить себя и соответственно мир ответит ему тем же. А во втором – человек перестанет ждать, что к нему будут относиться как к царю и научится не требовать от мира большего. Теперь перейдем непосредственно к тому, как же увидеть себя со стороны.
2. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки» (Слайд 6. Определение уровня самооценки)
Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно поместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа – с завышенной, вторая – с заниженной и третья – с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие – обосновать свой выбор.
(Ученики отвечают, обосновывают свой выбор, правильные ответы прикрепляют магнитами на доску в соответствующие колонки таблицы.)
Записи на листках:
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Примерные ответы учеников: Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
-Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
-Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
3. Выработка правил самооценки. (Вопрос классу): Как вы думаете, что легче – оценить кого-то или поставить оценку себе? (Ученики высказывают свое мнение) А есть ли такие «Правила самооценки»? Давайте постараемся их найти. Как вы думаете, о чём говорят эти пословицы и какие правила самооценки можно по ним выделить: (Слайд 7. Правила самооценки)
Будь умелым не речами, а делом. (Примерный ответ учеников: Судите о себе по делам)
И мудрому человеку совет требуется. (Будь снисходительным к другим, но строгим к себе)
Всякий совет к разуму хорош. (Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-цзы)
4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (Слайд 8)
Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые мы с вами выявили. Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя? (высказывания учеников)
5. Составление самохарактеристики (Слайд 9. Составляем самохарактеристику)
Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты (Текст анкеты в приложении 1)
6. Игра «Маска, я тебя знаю!»
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
(Учитель читает 3-4 характеристики, ученики угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или
Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас, мы каждом у из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.
А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.
Подведение итогов.
Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».
Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.
7 рефлексия: в начале классного часа я попросила вас на смайлах под № 1 отметить свое настроение перед классным часом, а сейчас я прошу вас отметить на смайлах под № 2 отметить свое настроение после беседы.
Самооценка правильная (адекватная) – когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности, собой представляет. Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Самооценка неадекватная – когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Самооценка заниженная – когда человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное недооценивание себя субъектом.
Самооценка завышенная – когда человек переоценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
– А как вы думаете, ребята, какая из перечисленных самооценок является наименее верной?
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и жизнь окружающих людей. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств