География. 5 класс.
Тема: "По следам путешественников каменного века"
Урок изучения нового материала.
Цели:
1) Создать условия для изучения новой темы
2) Развивать умение детей работать с различными источниками информации.
3) Воспитывать у детей любознательность, умение работать в группах.
Обучающиеся должны:
Знать и объяснять: влияние путешествий на развитие географических знаний
Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий
Уметь: работать с различными источниками информации, выделять в тексте главное, готовить сообщения и презентации.
Оборудование: глобус, карта мира «Великие географические открытия», атласы, учебники, карточки с заданиями, тестовые задания.
Ход урока
I. Орг. момент. Актуализация знаний.
- Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Приготовьте всё необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе.
- Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок.
- На доске висит изображение солнышка и тучки: веселое, грустное, а у вас на парте лучики и капельки. Прошу прикрепить свой лучик к солнышку, если у вас веселое настроение, а капельку к тучке, если грустное.
- Спасибо за вашу честность рассказать нам о своём настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. А тучка испарится.
II. Постановка цели урока. (Слайд 2)
Ребята, что мы с вами сегодня узнаем:
1.Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.
2.Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям.
3.Как люди расселялись по материкам и островам.
Побуждающий диалог
- вспомните, что означает с греческого « география»?
- что описывали люди во время путешествий?
Сегодня на уроке мы начинаем большую тему: а о чём в ней говорится послушайте стихотворение:
- Покидаем города, очаги с горящим светом
Что-то тянет нас сюда, где туманы спорят с ветром.
Что-то тянет нас в моря, на озера, на просторы
К неизведанным полям, за холмы, в ущелья, в горы
Всплыть на небо, чтоб упасть, на родимое запечье
Разжигая в глубях страсть, поезда подслушать речи….
- О чем говорится в этом стихотворении?
- о путешествиях ( слайд 3)
Iii. Планирование работы. (Слайд 4)
А теперь давайте посмотрим на экран. Перед вами человек, совершивший несколько удивительных путешествий.
- Может кто-то из вас знает его имя?
- Его имя _ Тур Хейердал.
- нам предстоит с вами узнать о первом путешествии этого смелого человека.
-Его Родина- Норвегия. Эта страна дала миру много великих путешественников. (Слайд 5).
- Тур Хейердал изучая карту Тихого океана, часто задумывался о том, откуда на островах появились люди? Он знал, что морские течения в Тихом океане движутся с востока на запад, т.е. до островов проще добраться из Юж.Америки, а не из Азии. И люди живущие на островах Тихого океана не похожи на жителей Азии. Абсолютное большинство островов Тихого океана- заселены, но далеко не все.
Уч-ся отвечают на вопросы:
- Откуда мог взяться древний человек на острове? (только приплыть)
-А можно плавание назвать путешествием? (конечно можно)
-ВЫВОД: Вода. Её отсутствие и помешало людям заселить абсолютно все острова Тихого океана.
Слайд 6
Путешественник решил отправиться в путешествие по Тихому океану к островам взяв с собой лишь то, что могло быть у древнего человека.
- он собрал дружную команду.
- А как вы думаете на чём они отправились в путешествии?( Слайд7)
- да, они сделали из огромных брёвен плот с парусом и назвали его « Кон-Тики», в честь одного из богов индейцев Южной Америки.
Итог- что удалось доказать?
IV. Самостоятельная работа.
Работа с учебником. Чтение пункта вслух и ответ на вопрос стр 38 « Один на один с океаном».
-Почему исследователи не смогли завершить своё путешествие? ( Слайд 8)
V. Первичное закрепление. Работа в парах.
VI. Контроль изученного материала. Тест (Слайд12)
Самопроверка. Слайд 15 отметка за тест. Учащиеся читают учебник с 37-38.
Итог: Тур Хейердал доказал, что древние люди могли на приметивном плоту пересечь Тихий океан.
VII. Рефлексия.
Деятельность учителя. Вопросы:
Понравилось ли вам наше путешествие?
Добились вы поставленной цели?
Перед вами флажки разных цветов. Выберите флажок того цвета на сколько вы пополнили свои географические знания на сегодняшнем уроке.
Красный- потерпел крушение
Зелёный – было все понятно интересно
Желтый- «потерялся» в потоке информации и не все понял.
VIII. Оценки. Учащиеся оценивают свою работу в группах. Учитель корректирует и комментирует оценки.
Х. Домашнее задание (по выбору).
1) п.№7 и вопросы на с.39
2) Приготовить сообщение о других путешествиях Тур Хейердала .