Образовательная область – «Познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром. Общество и государство.»
Путешествие к светофору – целевая прогулка в подготовительной к школе группе.
Тема: «Наблюдение за транспортом».
Цели: закрепление знаний детей о некоторых правилах дорожного движения и безопасном поведении на улице; изучение типов светофоров и закрепление знаний об особенностях их работы, чувства ответственности на дороге; расширение словарного запаса детей по ПДД.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, формировать понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар». Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через дорогу.
2. Развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора; о пешеходном переходе.
3. Воспитывать чувство ответственности, привычку соблюдать правила дорожного движения.
4. Наблюдение за транспортом. Цель: знакомить детей с транспортными средствами, учить различать и называть по внешнему виду грузовые и легковые автомобили, называть основные части автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль, двери).
Ход экскурсии:
-Ребята, мне сегодня пришло письмо от нашего друга Светофора.
НАШ ДРУГ - СВЕТОФОР
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен светофор.
На красный свет — дороги нет,
На желтый — подожди.
Когда горит зеленый свет,
Счастливого пути!
Он пишет, что ждёт нас в гости, но для этого надо выполнить несколько заданий. Ну что в путь? Мы отправимся к нему в гости, и по дороге будем выполнять его задания.
1. Как называется место, по которому ездят машины? (дорога, проезжая часть).
2. Как называется часть улицы, по которой ходят люди? (тротуар).
3. Как называется человек, управляющий автомобилем? (водитель).
4. Как называется человек, идущий по тротуару? (пешеход).
5. Сколько цветов у светофора? (3) .
6. Какой цвет в середине? (жёлтый).
7. Что обозначает зеленый цвет? (можно двигаться).
8. Что обозначает красный цвет? (движение запрещено).
9. Где можно переходить улицу? (у светофора, по знаку «пешеходный переход», по подземному переходу).
10. Кто или что помогает регулировать движение на перекрестке? (милиционер-регулировщик, светофор).
Воспитатель: Теперь нам нужно перейти через проезжую часть дороги.
-Где нам можно переходить дорогу?
Дети: По пешеходному переходу, зебре.
Воспитатель: А как его найти?
Дети: По знаку и по нарисованным полоскам.
Воспитатель: А если нет пешеходного перехода, он не обозначен, тогда как быть?
Дети: Нужно подойти к дороге посмотреть налево, а потом направо, если нет машин, то переходить, а если близко едут машины - нужно их пропустить.
ЛЕВО- ПРАВО
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо:
Налево гляди,
И направо гляди,
И если машин не увидишь, — Иди!
Воспитатели и дети переходят по пешеходному переходу.
Воспитатель: какие ещё пешеходные переходы вы знаете? (подземный)
Воспитатель подводит детей к перекрестку.
Воспитатель: Вспомните, как называется место пересечения улиц?
Дети. Это место называется перекресток.
Воспитатель: На какие части делится улица?
Дети. Проезжая часть для автомобилей, тротуар для пешеходов.
Воспитатель: Какой транспорт движется по проезжей части дороги?
Дети перечисляют виды транспорта.
Воспитатель: Кто управляет автомобилем?
Дети. Автомобилем управляет водитель.
Воспитатель: Делая поворот на другую улицу, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы елевой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией, и прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.
Ответственная работа у водителя. Управляя своим автомобилем, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов.
Как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу?
Дети. На дороге нарисованы широкие белые полосы.
Воспитатель: Правильно, а еще как можно определить место перехода?
Дети. По знаку: на нем нарисован шагающий человек (дети показывают знак).
Воспитатель: Что обозначает этот дорожный знак?
Ответы детей.
Воспитатель: Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными. Пешеход должен помнить об особенностях перехода улицы при одностороннем и двустороннем движении.
А какой знак запрещает движение пешехода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот другой знак. На красном круге светлая полоса. О чем он
говорит?
Ответы детей.
Воспитатель: Все водители и пешеходы должны строго соблюдать Правила дорожного движения.
Возвращение в детский сад. Подведение итогов экскурсии.
Предварительная работа: беседа с детьми по безопасности на тему:
«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)».
Задачи: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя» (+).
Ход: Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по - двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак - «Нельзя»)
2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Сайму. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)
Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.
Запомнить ПРАВИЛА:
-Идти спокойно, держась за руку товарища (по двое) за другими детьми и воспитателем;
-Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
-Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;
-Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;
-Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги - справа;
- Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет;
- Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;
-Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее. -Идти только по пешеходной дорожке и тротуару;
-Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим; -Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя;
-Слушаться указаний воспитателя;
-Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.