СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по экологической тропе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" 

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по экологической тропе»

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе



Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие друзья!

Этот год 2017 объявлен годом Экологии. Поэтому неделю начальных классов мы решили посвятить этой теме.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы  напомнить  друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

– Жил был лес.

Кадр 1 Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои



Кадр 2 Птицы

 

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Кадр 3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр 5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр 6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр 7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр 8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр 9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр 10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Кадр 11

-Ребята, а как вы думаете,

– Почему в лесу никто не живет?

( Человек разрушил жизнь леса.)

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

( Экология.)

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1 Загадки о деревьях

(Чтобы вернуть деревья)

    1. Весной зеленела, летом загорела, 
      Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
      Ответ (Рябина)

  • Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.

  • Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.

  • Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.



2. Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.



3. Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.

    1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
      Очень прямо я расту в высоту.
      Если я не на опушке,
      Ветви только на макушке. (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.



5. Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. Летом в июне считается снежным деревом. (Тополь)



Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%



6. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)



Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!



7 .С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.


А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.



Кадр 12. Деревья

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.



Задание 2 загадки о животных и птицах

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

( Не хватает птиц и зверей)



А я, ребята, летом серый.

А вот зимой, как снег я белый.

Все говорят, что я трусишка.

А я лишь маленький…

(Зайчишка)



Отойди-ка от берлоги.

Уноси скорее ноги,

А не то начну реветь.

Я не ежик, а …

(Медведь)



Достает своей макушкой

У деревьев до верхушки,

Шея, как высокий шкаф,

Добрый, в пятнышках…

(Жираф)



Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко.

Спит он в логове, поев,

Носит гриву, грозный …

(Лев)



Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

А зовут ее — …

(Лиса)

Ходит в шкуре полосатой,

Роет землю сильной лапой,

Безобиден на картинке,

Но опасен даже в цирке!

Он не ласковый котенок,

А серьезный зверь …

(Тигренок)



Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками за мышами.

(Еж)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)



Есть в реке работники –

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину.

(Бобры)



Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)



Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

(Кабан)

Мы узнали с вами знакомые нам деревья , птиц, животных. МЫ, словно, побывали в лесу.

К сожалению, ребята, есть такие животные, растения и птицы, которых осталось совсем мало. Все они занесены в Красную книгу. Их нужно охранять. Для животных созданы специальные заповедники, где они находятся под охраной и в неопасности.

-Сегодня ребята подготовили проекты. Давайте их послушаем.



Проект «Красная книга Курской области»



- В лесу, ребята, много и совсем маленьких жителей. Порой, мы их не видим и не замечаем. И об одном таком жителе я расскажу вам притчу.



Божья коровка

(Притча для детей)

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!


Задание 3

Знакомство с лекарственными растениями леса

В лесу очень много разных растений. Некоторые нам знакомы, а некоторые мы не знаем. Но все они для чего-то нужны. Нужны человеку, животным, птицам.

В каком лесу нет лекарственных растений? Сейчас мы поговорим о них.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!



Проекты о лекарственных растениях (рассказывают дети)



Задание 4

А, сейчас разгадаем кроссворд.

Кадр 13 Кроссворд





Вопросы к кроссворду

  1. Как называется верхний плодородный слой земли?

  2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

  3. Синоним слова звери.

  4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

  5. Житель планеты, наделенный разумом.

  6. Назови синоним слова атмосфера.

  7. Как называется солнце на языке астрономов?

Задание 5

Природаглавное слово в нашем задании. Ведь охрана природыглавная цель экологии.



Кадр 14 Охрана природы

– Нужно ли охранять природу?

– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Сейчас мы познакомимся с правилами поведения в лесу.



Правила поведения в лесу



Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало



1.  Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.

Вы в поход пришли, ребята:
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки, 
Целлофан, железки, склянки:
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

2. Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем.

   3.   Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.

Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек 
Нельзя разорять!

  4. Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

 Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

 Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут:

5. Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц. Сажайте деревья.

Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Кадр 15 Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип).

Задание 6

Актуализация знаний

1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

– Природу;
– Сказки разных народов.

2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

– самолётам;
– всем живым существам.

3. Какую книгу называют “Красной?”

– атлас мира;
– книгу редких животных и растений.

4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

– в заповеднике;
– в цирке.

5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

– в берлогу медведя;
– в мусорный бак или забирать с собой.

Рефлексия.



– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять книги о растениях,. Берегите природу!



Учитель.

Вот и подошла к концу наша встреча.


Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)