Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Внеклассное занятие
по патриотическому воспитанию
в 1-2 классах
«Путешествие по Республике»
Подготовила
Воспитатель ГПД
Ковальчук А. Н.
2017 г.
Пояснительная записка
Данное внеклассное занятие разработано на основе Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР с целью формирования патриотических представлений и понятий, формирования гражданской позиции обучающихся 1-2 классов.
Системообразующим компонентом системы патриотического воспитания школьников является цель – патриотическое воспитание младших школьников, которая раскрывается во внеучебной деятельности на основе решения следующих задач:
а) воспитание любви к Родине, чувства долга и ответственности перед ней, формирование определенных способов поведения, позволяющих проявлять любовь к Родине и чувство долга перед ней в повседневной жизни;
б) формирование у школьников умений и навыков, позволяющих вести себя патриотически;
в) развитие качеств, характеризующих личность как активного творца во благо интересов Родины и служение ей.
Эффективность решения таких сложных воспитательных задач зависит от позиции школьника в этом процессе. Только в том случае, если эта позиция активна, воспитательное воздействие будет наиболее продуктивным. Именно поэтому воспитательное занятие построено с использованием технологий активного обучения.
В ходе занятия используются методы, позволяющие активно использовать все модальности восприятия ребенка, приемы обращения к его внутреннему миру, актуальному жизненному опыту, его чувствам и разуму.
Занятие выстроено так, чтобы вызывать и поддерживать позитивные чувства ребенка, опираться на них в работе, развивать способность ребенка к критическому продуктивному мышлению, самооценочные умения. Большое внимание уделяется эмоциональному закреплению позитивных мыслей и отношений.
Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию в 1-2 классах
«Путешествие по Республике».
Цели:
Формирование у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей, связанных с понятиями семьи и Родины.
Развитие чувства ответственности и гордости за свою семью, Родину. Укрепление позитивного отношения к семье и Республике, осознание их роли в жизни личности.
Формирование готовности к созидательной деятельности в интересах семьи и Республики.
Задачи:
Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах ДНР, обобщить понятие «Родина».
Развитие познавательного интереса к историческому наследию, чувства любви и гордости к Отечеству. Развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.
Организовать обсуждение и позитивное переживание ребенком нравственных ценностей семьи и Родины.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, «малой Родине». Привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов семьи и Родины. Овладение понятиями о способах выражения любви к семье и Родине.
Используемое оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация;
запись гимна ДНР;
запись музыкальных игр.
Структура внеклассного мероприятия
I этап. Вводная часть
Организационный момент
Сообщение темы, постановка целей
Мотивация знаний
Актуализация знаний
II этап. Основная часть «Путешествие по Республике».
Танец - игра «Паровозик»
Физкультминутка
Показ презентации
Музыкальная игра «На самолете»
Музыкальная игра « Море, а на море - чайки!»
Физкультминутка
III этап. Заключительная часть.
Подведение итогов
Рефлексия
Ход занятия
I этап. Вводная часть
Организационный момент
- У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Это слова «Семья», «Родина».
- А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором я живу)
- Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, школа, детский сад. Это - твоя страна.
Поезжай за моря – океаны
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны
Но такой как у нас не найти.
Сообщение темы, постановка целей и задач занятия
Сегодня на нашем занятии мы совершим путешествие по земле Донецкой Народной Республики.
Кто со школой дружен, нам сегодня нужен,
Кто с весельем дружен, нам сегодня нужен.
Таким ребятам хвала и честь,
Такие дети сегодня здесь есть? (Ответ – да)
-Тогда давайте поприветствуем друг друга:
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой … привет!
При встрече через много лет вы крикните друзьям… привет!
Я вам даю один совет: дарите всем друзьям… привет!
Давайте дружно все в ответ друзьям мы скажем свой… привет!
Мотивация знаний
Вам нравится наша республика? (Ответ – да)
- И мне, конечно, нравится!
Дети выходят для чтения стихотворений
1 Ученик: На свете много мест чудесных!
Прекрасна вся наша Земля!
Но мне роднее и милее,
Донбасс – там, где родился я.
2 Ученик: Где люди уголь добывают,
Руду и делают металл,
Мой край растёт и процветает!
Он красивей и лучше стал!
Учитель: Конечно, нет здесь ярких красок,
Как на Кавказе и в Крыму,
И над заводами Донбасса
Порою небо все в дыму,
Но есть краса иного рода…
Всмотритесь в эту красоту
3 Ученик: Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья,
Куда не глянь — везде друзья.
Актуализация знаний
- Ребята! А кто знает кто у нас Глава Донецкой народной республики? (Захарченко Александр Владимирович) Правильно! Захарченко Александр Владимирович. Слайд №1с портретом А.В Захарченко.
- А знаете вы символику нашей республики? (гимн, флаг и герб). Правильно - гимн, флаг и герб. У Донецкой Народной Республики есть Государственный флаг. Слайд №2 с изображением флага.
- Давайте рассмотрим флаг. - Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой. . . ) Он поднимается во время торжественных мероприятий, праздников.
- А кто из вас знает, что означают цвета нашего флага? (дети отвечают) Правильно! Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
На фоне чёрной, синей и красной полос в центре расположен герб Республики. Слайд №3 с изображением герба. Он представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья.
- Мы славим свою Родину, свой край и поэтому должны знать, понимать и учить свой язык, на котором говорим. Наша Республика, наш город — это общий дом, большая семья. И мы все должны жить в этом большом доме — дружно и мирно. А прославляем нашу республику гимном, который все мы сейчас исполним. Все дружно встанем, так как гимн исполняется и прослушивается только стоя, не разговаривая и не перемещаясь. (Включается фонограмма, дети исполняют гимн)
II этап. Основная часть «Путешествие по Республике»
- В нашей республике очень много городов! Каждый город красив по-своему. И мы предлагаем вам всем попутешествовать по нашей республике, побывать во многих городах! Хотите? (Да) Слайд№4 с названиями городов республики.
Звучит танец - игра «Паровозик»
«Земля щедра к тем, у кого руки добрые» — гласит народная мудрость. Пожелаем же и мы себе, чтобы звезда нашего государства светила ярко и высоко, чтобы каждый гражданин нашей Донецкой Республики верил в её путеводную силу.
Физкультминутка
А теперь давайте расскажем о красоте нашей Республики! Ребята, повторяйте движения за мной! (учитель читает и показывает, а дети повторяют)
В Республике нашей здания высокие (руки вверх).
Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны).
Есть мосты над реками радугой (руки описывают дуги вправо-влево),
И фонтаны бьют в небо радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони).
В нашей Республике реки глубокие (наклонились, руки вниз),
Терриконы, как горы строгие (руки вверх).
В скверах - парках деревья зелёные (руки вверх, движение вправо-влево),
В Донецкую Республику мы с детства влюблённые (хлопать в ладоши)!
Показ презентации
Ну что, ребята, продолжим наше путешествие!
- Ведь наша республика славится не только красивыми городами, но и плодородными землями, густыми лесами, степями, цветущими садами, молчаливыми терриконами. Слайд№5 с изображением города, полей, степей, сада, терриконов.
- Животный мир нашей природы представлен зайцами, лисицами, большим разнообразием птиц. Это - дикая утка, серая цапля, некоторые виды куликов, куропаток, фазанов. Из хищников встречаются филин и болотный лунь, речные и морские чайки. Слайд№6 с изображением перечисленных птиц.
А давайте все это увидим с высоты птичьего полета, или самолета! Согласны? (Да)
- Сейчас мы с вами полетаем на самолете и полюбуемся природой нашего края.
Проводится музыкальная игра «На самолете»
- Ребята, мы совершили путешествие на поезде по суши, на самолете по воздуху. А давайте с вами еще и поплаваем!
- А помогут нам в этом ваши знания водных ресурсов ДНР. Ребята! Скажите, какие реки текут в нашей республике? И какое у нас есть море? (дети отвечают - Кальмиус, Миус, Крынка, Северский Донец, Волчья река, Азовское море). Слайд№7 с изображением названных водоемов. - Да! В нашей республике есть такие реки - Кальмиус, Миус, Крынка, Северский Донец, Волчья река.
- И конечно же есть наше любимое Азовское море, на которое мы сейчас с вами и отправимся!
Проводится музыкальная игра « Море, а на море - чайки!»
III этап. Заключительная часть. Подведение итога
- Сегодня мы с вами попутешествовали по нашей любимой республике! И убедились в том, что наш Донбасс самый красивый край!
- Но главное богатство нашей республики - это наши люди, это наши дети!
- Цените, берегите и любите свой родной край! Гордитесь сильным и мужественным Донбассом! Слайд№8 с изображением счастливых детей.
Рефлексия
Показать свое настроение, впечатление о занятии - смайликом
- Хрупок наш мир, как хрусталь, как стекло.
Мирное солнце, пусть светит оно.
В мире нам радостно, весело жить.
Будем, ребята, в мире дружить!
- На этом наше путешествие подошло к концу.
Список используемой литературы
1.Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: Учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. — Донецк, 2017.
2.Литература родного края. Учебное пособие. 6 класс / Сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н. – Донецк: Истоки, 2016.
3. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
4. Донбасс – мой родной край. Сборник материалов регионального компонента предмета «Окружающий мир». 1-4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В., Солодкая Е.В., Шпак Г.В., Марковская В.А., Ролик И.Н., Ткач Л.А. – Донецк: Истоки, 2016.