СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по следам разных народов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена проблеме дискриминации по национальному признаку среди обучающихся начальных классов, отсутствию понимания культурных различий и национальных особенностей. Она раскрывает для обучающихся многообразие традиций и обычаев разных народов, помогает сплотиться разрозненному коллективу. Может быть полезна как для учителей начальных классов с подобными проблемами в коллективе, а самое главное – полезна для обучающихся, которые подвергались дискриминации или негативно относились к обучающимся другой национальности.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по следам разных народов»











Тема: «Путешествие по следам разных народов»

Форма проведения: квест- игра

Возрастная категория:1-4 классы



Секция №1 «Восточно-христианские корни отечественной культуры».



Соболева Наталья Валерьевна, учитель начальных классов,

Тел:89502071644 эл. почта: reiz1974@mail.ru

МАОУ «Натальинская СОШ».



















Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме дискриминации по национальному признаку среди обучающихся начальных классов, отсутствию понимания культурных различий и национальных особенностей. Она раскрывает для обучающихся многообразие традиций и обычаев разных народов, помогает сплотиться разрозненному коллективу. Может быть полезна как для учителей начальных классов с подобными проблемами в коллективе, а самое главное – полезна для обучающихся, которые подвергались дискриминации или негативно относились к обучающимся другой национальности.

Введение

Россия является многонациональной страной. Каждый день мы сталкиваемся с представителями другой национальности, а иногда и расы. И у каждой этой национальности есть свои традиции, свои обычаи, свои моральные ценности, которые часто могут отличаться от традиций другой нации и влиять на поведенческие особенности и взгляды на окружающую их действительность. В школьной среде вопрос этих различий в культуре поднимается достаточно часто. Но учитель всегда должен быть готов, что, проводя мероприятие или урок, который будет направлен на изучение особенностей личности, исходя из особенностей культурных традиций, будет пласт тех обучающихся, которые воспримут информацию негативно. Такие учащиеся идут по интолератному пути.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Таким образом, ребёнок, идущий по интолерантному пути, будет чувствовать постоянный дискомфорт в социуме, желание самоутвердиться за счёт людей иной национальности, будет существовать в постоянном психологическом напряжении, мешающим ему чувствовать себя полноценной единицей коллектива, помогать другим, иметь с одноклассниками дружеские отношения, учиться в комфортной для себя обстановке.

В связи с этим, учитель должен на ранних этапах выделить проблему интолерантного восприятия обучающегося, так как при запущенности данной проблемы в коллективе будут возникать постоянные конфликты.

В воспитательной работе классного руководителя всегда должна преследоваться цель формирования толерантной личности.

Цель данного мероприятия является создание условий для ознакомления обучающихся с культурными особенностями народов, дружбой народов, к которым принадлежат их одноклассники.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о разнообразии национальностей.

  2. Способствовать развитию умения социального взаимодействия и аргументирования собственного мнения.

  3. Обеспечить изучение обучающимися культурных особенностей, традиций и обычаев других народов.

  4. Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

  5. Развивать навыки работы в группе.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, колонки, проектор, магнитная доска, жетоны разного цвета.

- Учитель на каждую из станций, чтобы давать детям задания и оценивать их результат.

- Приглашаются родители, бабушки, дедушки....



Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное внеклассное мероприятие в виде квест - игры. Для того, чтобы узнать его тему, решим ребус.

- Правильно, в ребусе было зашифровано слово «народ». А что для вас значит слово «народ»? (Народ – группа людей, связанных общими обычаями и традициями, культурой, часто языком, территорией.)

- Вы совершенно правы. Сегодня вам нужно будет разделиться на группы, которые будут путешествовать по станциям. Каждая станция соответствует национальности к которой принадлежат некоторые ваши одноклассники. За правильное выполнение заданий на станции вы получаете возможность попробовать одно из традиционных блюд этой национальности.

- При входе в зал вы вытянули жетон, а теперь соберитесь в команду по цвету.

- А теперь выберите капитана, которому я отдам маршрутные листы.

1 Станция «Русские». Слайды презентации

Станционный смотритель: Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Жизнь христианина связана с храмом. Храм – это место особенное, специально предназначенное: (картинка церкви г.Красноуфимск)

  • Для встречи с Богом каждого человека;

  • Для соборных (совместных, общих) молитв;

  • Для свершения богослужения, для совершенства таинств Православной Церкви: Крещения, Покаяния, Причащения.


Чтобы изучить особенности этого народа, мы сыграем с вами в традиционную русскую игру «Бубенцы»

Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, игра окончится.

- Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10.  Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

11.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

12. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне?

13. На него девушки, женщины в старину вешали ведра когда ходили по воду.(коромысло)

14. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

15. Назовите авторов славянской азбуки.( Кирилл и Мефодий)


Молодцы, теперь можете взять по кусочку каравая.

2 Станция «Татары». Слайды презентации

Станционный смотритель: Татарам присуще принимать гостей с особой душевностью и открытостью, гость не выйдет из дома, не попробовав сытные и разнообразные блюда, с самым необычным сочетанием продуктов. Каждый путешественник, отведав татарскую кухню, запоминает этот вкус навсегда.

Прием гостя не менялся в течение веков, по обычаю перед ним застилают стол нарядной скатертью и предлагают вкусить самое лучшее – особый чак-чак, щербет, мед, а также ароматный чай. Гостеприимность востока прославлена на весь мир, она передается от отца к сыну и впитывает с молоком матери. Мусульмане не просто угощают гостей, они засыпают его подарками и ждут того же в ответ. Народ говорит такие слова «Кунак аши-кара карше», что переводиться, как «Гостевое угощение взаимное».

И так как речь наша пошла о гостеприимстве, о кушаньях разных, предлагаю вам посмотреть на экран. Нужно узнать блюдо . Можно совещаться.

Хорошо, проверим, всё ли вы отгадали. Молодцы.

А ещё у татар есть праздник «Сабантуй». И на нём традиционно люди состязались в беге, прыжках, борьбе. Сейчас каждый из вас попробует, а тогда, когда в состязании все примут участие, сможете попробовать кусочек чак-чака.

- прыгнуть дальше всех

-борьба ( стоя на одной ноге вытолкнуть из круга соперника, руки за спиной)

3 станция «Марийцы» Слайды презентации

Станционный смотритель: Финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан.

В этих двух регионах проживает около 72 % всех марийцев Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

 Марийское национальное язычество считается одной из наиболее традиционных языческих религий, верой, сохранившей систему языческих культов в наибольшей полноте местных традиций. Это народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Молятся марийцы в березовых рощах.(картина рощи для молебен)

Основная традиционная пища марийцев — суп с клёцками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (сокта), шаньги, слоёные блины (команмелна), перемечи, творожные сырники (туара), отварные лепёшки (подкинде), печёные лепёшки (салмагинде). (картинки блюд на слайдах)

Игра: «Шылтыме шергаш»- «Спрятанное колечко»

Играющие садятся по кругу. Водящий стоит в центре. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком.

И так как этот народ любит танцевать, я научу вас танцевать народный танец «». Но сначала мы вместе посмотрим, как его танцуют школьники из филиала Марийключиковской НШ.

А когда мы все станцуем, каждый получит кусочек КОМАНМЕЛНА.

  1. станция «Дружба народов»

1."Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость".

У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете? 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
Человек без друзей, что дерево без корней 

Нет друга, ищи, а найдешь, береги. 
Не мил и свет, когда друга нет. 
С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь. 
Нет лучше дружка, чем родная матушка. 
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. 

2. «Магнит».

На доске прикреплено слово «Дружба»

- Какие слова «притягиваются» к слову «дружба»?

(Из представленных слов дети выбирают необходимые и прикрепляют к слову «добро».

Помощь, внимательность, ненависть, сострадание, злость, равнодушие, забота, зависть, благодарность, милосердие, жадность, любовь, чуткость, верность)

- А у доброго человека и слова и дела добрые. Как же стать другом?

Мне интересно, а какие еще хорошие и плохие поступки могут совершать люди?

Я думаю, что у вас доброе сердце и каждый из вас умеет дружить.

- Скажите, ребята, а вы какие хорошие поступки совершаете?

-Какие чувства вы испытывали, делая добро другу?

Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова -дружбы!

5. Станция "Песенная" ( караоке «Дружба крепкая…»)

Приглашаются команды. Все вместе исполняют песню.


Итог: Итак, вы все молодцы и прошли все станции, угостились традиционными блюдами, поиграли в традиционные игры.

-Интересно было?

-И мы можем сделать вывод, что каждый народ по-своему интересен, и ко всем традициям нужно проявлять уважение.

- Мы можем сказать, что в нашем путешествии победила дружба?

- Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче между всеми нациями? 
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться. 

Заключение

Проводя периодически подобные игры, ознакамливающие обучающихся с традициями других народов, мы, классные руководители, создаём комфортные ощущения в коллективе и приятный психологический климат, предотвращаем возможные конфликты и развиваем кругозор обучающихся. Сплочённость в коллективе и взаимоуважение создаёт прочные дружеские отношения, позволяет проявлять отзывчивость и выручать товарищей в сложных ситуациях. И если бы наши деды и бабушки не были тоже толерантны к другим народам, если бы в войну народы не сплотились, мы бы никогда не смогли одержать победу, ведь это было коллективное достижение.

Список использованных источников

dzen.rua/ZGXZYjZe_QBONyvV

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5