Тема: «Путешествие в мир сказки».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся.
Цели урока:
1. Образовательные:
- продолжать учить детей узнавать знакомые сказки по их персонажам;
- закрепить знания детей о сказках;
- активизировать желание детей пересказывать знакомую сказку;
- закрепить знания по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»;
- закреплять навык устного счета в пределах 10.
2. Коррекционно - развивающие: (развивать и корригировать)
- активный и пассивный словарь;
- умение составлять сказку;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое внимание;
- память;
- мелкую моторику рук.
3. Воспитательные:
- привитие интереса к сказкам и чтению;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание положительных качеств личности (доброта, дружелюбие, взаимопомощь).
Оборудование: презентация, картинка репки; прищепки; репки из картона; картинка кастрюли; свежие яблоко, груша, картофель, огурец; бусинки, тарелки для бусинок, шнурок; картинки щенят, косточек; пазлы; крупа: фасоль, горох, одноразовые тарелки для крупы; иллюстрации к сказке.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
2. Основной этап.
а) сообщение темы
- Сегодня мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Круглый бок, жёлтый бок
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (репка). (Показ репки)
- Как же называется сказка, по которой мы будем путешествовать? (сказка «Репка»).
- Ребята, скажите, а репа – это что?
- Репа – это овощ.
- А где растут овощи?
- Овощи растут в огороде.
- А какие еще овощи вы знаете?
б) работа по теме.
- Вспомните, как начиналась сказка?
-Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. (слайд 2, 3)
- Давайте поможем деду вырастить репу.
Задание 1.
- Возьмите конвертики с рисунком репы. Чего ей не хватает? (сравнение рисунка репы на доске и на партах детей).
- У репы не хватает ботвы (листьев)
- Давайте с помощью прищепок покажем, какая ботва - листья у репки. Прикрепите прищепки к верхней части репки. А вот какого цвета прищепки мы выберем? Листья какого цвета?
- Листья зеленого цвета, значит возьмем зеленые прищепки.
(Дети прикрепляют прищепки к картонным силуэтам репки. Каждому ученику раздается по три прищепки)
- Какой формы репа?
- Репа круглой формы.
- Какого цвета репа?
- Репа желтого цвета?
- Каких размеров наша репка?
- Наша репка большая – пребольшая.
физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет (махи руками)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Быстро справится сумели
И на место тихо сели.
- Продолжаем путешествие. Что же произошло дальше?
-Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку. (слайд 4, 5)
-А бабка ему и говорит: Я собралась варить компот, да в холодильнике у меня фрукты с овощами перепутались.
Задание 2.
- Ребята, поможем бабке сварить компот? В чём варят компот?
- Компот варят в кастрюле.
- Из чего его варят?
- Компот варят из фруктов.
- А где растут фрукты?
- Фрукты растут в саду.
- У меня в руках мешочек. Давайте все фрукты сложим в кастрюлю, а овощи на стол. Давайте еще раз вспомним, где растут овощи, а где растут фрукты?
- Овощи растут в огороде. Фрукты растут в саду.
(дети достают из мешочка на ощупь предмет, называют его, говорят, что это фрукт или овощ, где растет, какой формы, какого цвета).
- Яблоко – это фрукт, растет в саду. Яблоко круглой формы, зеленого цвета.
Картофель – это овощ, растет в огороде. Картофель овальной формы, коричневого цвета.
Груша – фрукт, растет в саду. Груша овальной формы, желтого цвета.
Огурец – овощ, растет в огороде. Огурец овальной формы, зеленого цвета.
- Из каких фруктов бабка сварит компот?
- Бабка сварит компот из яблока и груши
- Справились с заданием. Бабка пришла на помощь деду.
(проговаривают по иллюстрации)
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут вытянуть не могут.
- Кого же позвали на помощь?
- На помощь позвали внучку. (слайд 6)
Задание 3
- А внучка собирается вечером на прогулку, да только украшений у нее нет. Поможем сделать ей браслет?
- Чтобы сделать браслет, нужно на шнурок нанизывать бусины.
(дети нанизывают на шнурок бусины).
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
- Кого позвали на помощь?
- Позвали на помощь Жучку. (слайд 7)
Задание 4
- Жучка говорит, что поможет нам, если мы покормим ее щенят.
(Детям раздаются карточки, на которых изображены щенки от 1 до 10).
- Наши щенята хотят есть , надо покормить щенят. Я буду показывать косточки от 1 до 10. Если показывается 2 косточки, то ко мне выходит ученик , у которого на карточке изображено 2 щенка, 3 косточки – ученик, у которого 3 щенка и т. д.
- Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытащить не могут.
- Как же все устали. Давайте-ка встанем и разомнёмся.
Физминутка для глаз (слайд 8)
- Кого потом позвали на помощь?
- Позвали на помощь кошку. (слайд 9)
Задание 5
- Кошка смотрела фотографии своих друзей и нечаянно порвала их. Может, поможем ей восстановить фотографии? Возьмите конверты. Соберите разрезную картинку. Что получилось? Назовите животное и его детёныша. Какие это животные?
- На картинке кошка с котятами. Это домашние животные.
- Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
- Кого позвали на помощь?
- Позвали мышку.(слайд 10)
Задание 6
- Мышке надо помочь перебрать крупу.
(Дети перебирают крупу. Мальчики - горох, девочки – фасоль)
-Что же было дальше в сказке?
- Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытащили репку.
3. Заключительный этап.
- В какую сказку мы с вами путешествовали?
- Ребята, а кто посадил репку?
- Посмотрите на иллюстрации, все ли верно в сказке? Ничего не изменилось? Восстановите правильный порядок. (иллюстрации к сказке на доске – перемешаны)
- А чему учит нас эта сказка?
- Что нужно быть всегда дружными, помогать друг другу, и тогда никакие трудности нам не страшны.