Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 15.01.18
Тәрбиеші/Воспитатель: Текаева В. Ю.
Білім беру саласы/Образовательная область: Социум
Пән/Предмет: Основы экологии
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Я - гражданин»
Тақырыбы/Тема: «Путешествие в подводный мир»
Мақсаттары/Цели:
Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать положительный эмоциональный отклик; формировать бережное отношение к природным богатствам.
Дамытушылық – развиивающая: Развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность.
Оқыту – обучающая: Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.
Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, коммуникативно – языковая.
Ресурстармен қаматамасыз ету/Ресурсное обеспечение: иллюстрационные материалы, магнитофон, диск «Звуки моря», глобус, карта подводного мира с разными морскими обитателями.
Көптілділік/Полиязычие: Рыба – балық – fish, море – теңіз – sea.
Предварительная работа: Просмотр изображений обитателей морей в иллюстрированных изданиях для детей. Беседы о жизни морских обитателей. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Чтение литературных произведений. Отгадывание загадок. Совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации. Дидактические игры «Золотая рыбка», «Собери картинку». Малоподвижные игры «Море волнуется», «Земля, воздух, Вода». Просмотр презентации «Подводный мир».
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
Ход организованной учебной деятельности
Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:
- Ребята давайте пожелаем доброго утра и хорошего настроения друг другу. (Желают друг другу доброе утро)
Негізі бөлімі/Основная часть:
- Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
- Земля - это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
- А, что это? (показывает на глобус) (Глобус)
- А, что он изображает? (Модель Земли)
- Посмотрите внимательно, какого цвета больше на глобусе? (Голубого, синего)
- Почему? Что изображено голубым цветом? (Моря, океаны, реки, озёра; использует полиязычие)
- Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем мы туда отправимся, ответьте мне, пожалуйста, чем и как мы дышим? (Воздухом, носом, лёгкими)
- А дышат ли рыбы? Чем? (Да, жабрами; использует полиязычие)
- Ой, а как же мы с вами будем дышать под водой? (Надо надеть специальные маски, ласты, кислородные баллоны)
- И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны (показывают, выполняют движения) и на счёт раз, два, три, начинаем погружение. Поплыли (выполняют имитирующие движения)
Вот какое море-
Без конца и края.
На песчаный берег волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться,
Станет видно, кто там
В глубине таится.
- Давайте осмотримся. Что же мы видим в морской глубине? (Разные рыбки, акула, осьминоги, раки, медузы, морские звёзды и т.д)
- Ребята, а скажите, что растёт на дне морском? (Водоросли)
- Какие они? Какого цвета? (Узкие, широкие, зелёные, коричневые)
- А как вы думаете, почему их назвали водорослями? (Потому, что они растут в воде)
- На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. Лепестки их жгучие, как крапива и называются они щупальца. В середине этой красивой «чашечки» рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадёт на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только щупальцами шевелят.
- Поплыли дальше. А это кто? (показывает на изображение морского конька) (Морской конёк)
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк
Хочет сесть в воде конёк,
Но не получается, всё в воде качается.
- Ребята, расскажите, что вы знаете о морском коньке. (Меняет окраску, очень медленно передвигается, малышей вынашивает папа, в специальной сумке)
- Ребята, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»:
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
- Поплыли дальше. Ребята, а это кто? (показывает на изображение акулы) (Акула)
- Самая крупная рыба на земле - китовая акула. Акула-хищница. Водится не только в морях и океанах, но и заплывает в реки.
- Плывём дальше. А у кого ноги из головы растут? (У осьминога)
- Что вы знаете об этом морском животном? (У него восемь ног, когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов)
- Плывём дальше. А это кто? (показывает на изображение кита) (Кит)
- Что вы знаете о ките? (Самое крупное животное на земле. Кормит своих детёнышей молоком. У него есть лёгкие, делает выдох через специальное отверстие на голове - дыхало)
- Плывём дальше. А это кто? (показывает на изображение ската). (Скат)
- Что вы знаете о нём? (Это рыба. Он поражает жертву с помощью электрического разряда)
- А каких ещё морских обитателей вы знаете? (Ответы детей).
- А это, что за красавица? (показывает на изображение морской звезды) (Морская звезда).
- Что вы знаете о ней. (Передвигается на своих лучах с присосками. У неё пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны).
- Какие же они красивые. А можем ли мы их взять себе на память? (Нет)
- Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)
- Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Приготовьтесь к всплытию. (Всплывают; возвращаются в группу)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели? (На морском дне, увидели морских обитателей, как они живут).
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы. А теперь давайте на карте подводного мира отметим тех морских обитателей, которых мы с вами видели. (Достает карту подводного мира с разными морскими обитателями; работа с картой; дети отмечают тех морских жителей, с которыми они познакомились)
Қорытынды/Итоговая часть:
Анализирует ответы детей, хвалит за умение отвечать на вопросы полным ответом. Обобщает знания детей полученные на занятии.