Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы и технологических карт занятий по внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» (учебно-методический комплект, автор-составитель Т.Д. Копцева, издательство «Волгоград, 2016), предусматривающих 34 часа учебной деятельности.
Сроки реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся (кадет) к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач;
формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Обучающиеся (кадеты) получат возможность научиться приобретать знания:
о геометрии как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о правилах конструктивной групповой работы.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умении поэтапно решать простые геометрические задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («педагог – ученик»).
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся (кадеты) овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся (кадеты) научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся (кадеты) научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся (кадет), выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
– письменные и устные проверочные и лабораторные работы;
– проекты, практические и творческие работы;
– самооценка обучающегося (кадета) по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты достижений обучающихся (кадет) с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамикуиндивидуальных образовательных достижений;
– использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых обучающимися (кадетами) и действий и качеств по заданным параметрам).
Содержание программы в 5 классе (34 часа)
Вводное занятие (1 час).
Геометрические фигуры на плоскости (13 часов).
История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Биссектриса угла. Величина угла. Вертикальные и смежные углы. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам.
Симметрия (4 часа).
Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе (парковые занятия).
Орнамент. Бордюр (3 часа).
Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров. Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры.
Занимательная геометрия (3 часа).
Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников.
Геометрия вокруг нас (10 часов).
Выпуск газеты. Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию», 5 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы по внеурочной деятельности для 5 класса Сарычевой Ириной Сергеевной, учителем математики ФГКОУ СКК МВД России, на 2019 -2020 учебный год.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ | Тема урока | Количество часов | Необходимое оснащение кабинета (оборудование) | Сроки |
План | Факт |
1 | Раздел: Вводное занятие | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты. | 1 неделя | |
2 | Раздел: Геометрические фигуры на плоскости | 13 | | | |
1 | Точка, линия, прямая | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты. | 2 неделя | |
2 | Виды углов | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты (или слайды с рисунками). | 3 неделя | |
3 | Окружность. Круг. | 1 | Дидактический материал, модели фигур. | 4 неделя | |
4 | Лабораторная работа 1 | 1 | Инструкция по выполнению лабораторной работы, раздаточный материал, чертежные инструменты, презентация. | 5 неделя | |
5 | Рисуем на асфальте (парковое занятие) | 1 | Дидактический материал, раздаточный материал. | 6 неделя | |
6 | Измерение углов | 1 | Дидактический материал, модели углов, транспортиры (индивидуальные и демонстрационные), плакаты. | 7 неделя | |
7 | Лабораторная работа 2 | 1 | Инструкция по выполнению лабораторной работы, раздаточный материал, чертежные инструменты, презентация. | 8 неделя | |
8 | Биссектриса угла | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, бумажные модели углов, плакаты. | 9 неделя | |
9 | Смежные углы | 1 | Дидактический материал, модели углов, плакаты. | 10 неделя | |
10 | Вертикальные углы | 1 | Дидактический материал, модели углов, плакаты. | 11 неделя | |
11 | Лабораторная работа 3 | 1 | Инструкция по выполнению лабораторной работы, раздаточный материал, чертежные инструменты, презентация. | 12 неделя | |
12 | Треугольники | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, бумажные модели треугольников, плакаты, ПК с выходом в Интернет. | 13 неделя | |
13 | Треугольники | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, модели треугольников, плакаты (или слайды с рисунками) | 14 неделя | |
3 | Раздел: Симметрия | 4 | | | |
1 | Осевая симметрия | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты (или слайды с рисунками). | 15 неделя | |
2 | Центральная симметрия | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты (или слайды с рисунками). | 16 неделя | |
3 | Симметрия вокруг нас (парковое занятие) | 1 | Дидактический материал, индивидуальные журналы наблюдений. | 17 неделя | |
4 | Симметрия вокруг нас (парковое занятие) | 1 | Дидактический материал, индивидуальные журналы наблюдений. | 18 неделя | |
4 | Раздел: Орнамент. Бордюр | 3 | | | |
1 | Орнамент и бордюр | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, презентация. | 19 неделя | |
2 | Орнамент и бордюр | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, презентация. | 20 неделя | |
3 | Орнамент и бордюр | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, презентация. | 21 неделя | |
5 | Раздел: Занимательная геометрия | 3 | | | |
1 | Решение занимательных геометрических задач | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты (или слайды с рисунками). | 22 неделя | |
2 | Решение занимательных геометрических задач | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты (или слайды с рисунками). | 23 неделя | |
3 | Решение занимательных геометрических задач | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты (или слайды с рисунками). | 24 неделя | |
6 | Раздел: Геометрия вокруг нас | 10 | | | |
1 | Подготовка и выпуск тематической газеты | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, ПК с выходом в Интернет. | 25 неделя | |
2 | Подготовка к выполнению и защите проектов | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, ПК с выходом в Интернет. | 26 неделя | |
3 | Подготовка к выполнению и защите проектов | 1 | Дидактический материал, чертежные инструменты, плакаты, ПК с выходом в Интернет. | 27 неделя | |
4 | Защита проекта «Истории геометрических инструментов» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 28 неделя | |
5 | Защита проекта «Народное творчество и геометрические фигуры» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 29 неделя | |
6 | Защита проекта «История возникновения геометрии» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 30 неделя | |
7 | Защита проекта «Геометрические сказки» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 31 неделя | |
8 | Защита проекта «Биографии великих геометров» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 32 неделя | |
9 | Защита проекта «Геометрия в стихах и прозе» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 33 неделя | |
10 | Защита проекта «Геометрия в архитектуре и искусстве» | 1 | Дидактический материал, экран, проектор, компьютер, плакаты | 34 неделя | |