Государственное общеобразовательное учреждение ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) школа - интернат»
ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЛАССНЫЙ ЧАС
Разработка
Кузнецовой В.В.
2021 г.
Тема: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Цели: Дать представление о роли правил дорожного движения, учить понимать сигналы светофора. Содействовать формированию умений различать и читать дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения, закрепить умение пересекать дорогу по пешеходному переходу, без светофора; способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность; воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Развивать мышление, речь, память, наблюдательность, любознательность учащихся; умение анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, обобщать. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению ПДД; бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Оборудование:
Оборудование: сигналы светофора, дорожные знаки, плакаты о значении огня в жизни человека; презентация «Правила дорожного движения»,
карточки – раскраски для самостоятельной работы,
предметы для игры.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Приветствие.
- У нас необычное мероприятие. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А будем говорить о самом ценном, о самом дорогом: о человеческой жизни, о том, как её сохранить в момент опасности.
II. Актуализация опорных знаний
- Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители! Наши гости! Наши зрители! Добро пожаловать! Привет! Вам путь открыт! Зелёный свет!
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.
-А начнём мы наше мероприятие с того, что прослушаем стихотворения, которые нам прочитают ваши одноклассники
1. Знают взрослые и дети -
Будет легче жить на свете,
Если без сомнения
Знать правила движения.
2. Если правила нарушишь
И на красный свет пойдёшь,
Травмы разные получишь,
И в больницу попадёшь.
3. Если свет горит зелёный,
Иди смело, не зевай,
Но будь всё же осторожен,
Про автобус и машины
Никогда не забывай!
- Ребята, а как вы думаете, кто является главными участниками дорожного движения? Главные участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на тротуарах и пешеходной части дороги, называются пешеходами. Тот, кто находится за рулём автомобиля - водителем. Человек, который садится в транспорт, называется пассажиром. А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом. ПДД существуют и для водителей, и для пешеходов, и для пассажиров.
-А сейчас мы проведём викторину “Юный пешеход”.
1. Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием. (Шоссе, асфальтовая дорога, трасса).
2. Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
3. Человек, совершающий движения пешком. (Пешеход).
4. Место ожидания автобуса. (Остановка).
5. Номер телефона скорой помощи. (03).
6. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
7. Трёхглазый постовой. (Светофор).
8. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (тротуар).
-Ребята, у дорог и улиц есть строгие законы. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка, улиц, перекрёстков, площадей.
-У дорожного языка есть свои буквы - знаки. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу - дорожный сигнал.
-Ребята, вы каждое утро ходите в школу. И некоторым из вас наверняка приходится переходить дорогу, а это значит, что с некоторыми из знаков вы должны быть уже знакомы. Какие дорожные знаки вам известны? (ответы детей). Давайте послушаем стихотворения про дорожные знаки, которые нам прочитают ребята
“Движение запрещено”.
Этот знак, ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам : “Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!”.
“Пешеходный переход”.
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
“Дети”.
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимателен, водитель!
“Больница”.
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут: “Будь здоров!”.
“Железнодорожный переезд”.
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути-
С электричкой не шути!
“Место остановки автобуса”.
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он устал пешком шагать,
Пассажиром хочет стать.
“Движение без остановки запрещено”.
Ты, шофёр, не торопись,
Видишь знак- остановись!
Прежде, чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь!
-Посмотрите, какие разные знаки! Но, чем-то они все похожи, чем? (формой, цветом). А можно ли их объединить в группы? (можно). Давайте попробуем! (по цвету - синие и красные).
-Что может означать красный цвет на этих дорожных знаках? (опасность).
-Что может означать синий цвет у второй группы знаков? (предположения детей, предписания, рекомендации, советы).
-Как ещё можно разделить эти дорожные знаки? ( по форме: круг, треугольник, прямоугольник).
-Что говорят нам красные треугольники? ( предупреждают: осторожно!). Поэтому знаки в красных треугольниках называются предупреждающими. Давайте найдём все предупреждающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.
-Есть ещё красные знаки, но они круглые. Вот знак “Въезд запрещён”, а вот - “Движение запрещено”. Они запрещают, значит, они... запрещающие. Давайте найдём все запрещающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.
-А вот знаки синего цвета. Что может сказать нам синий круг? (разрешает). А точнее, предписывает, рекомендует. Называют такие знаки предписывающими. Давайте их найдём и назовём.
-А это знаки сервиса. Они подсказывают, какие услуги могут нам предоставить. Давайте их назовём.
-Мы познакомились с некоторыми из знаков, но их гораздо больше. По дороге домой понаблюдайте, где можно увидеть знаки, о которых мы говорили и попробуйте вспомнить их название.
-А сейчас давайте поиграем!
Игра “Да, нет”.
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте “да” или “нет”.
Быстрая в горе езда? - Да.
Правила знаешь движения? - Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу? - Нет.
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? - Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается?- Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей? - Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим? - Нет.
Молодцы, ребята, запомним,
Что “нет”, а что “да”,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
-А теперь, ребята, встаньте, давайте немного разомнёмся и поиграем в игру “ Светофор”. (Физминутка).
У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:
Жёлтый - хлопки в ладоши;
Зелёный - ходьба на месте;
Красный - приседания.
-Вам мигает весело
На прощанье светофор.
И для вас горят они
Светофоровы огни:
Красный - стой!
Жёлтый - жди!
А зелёный - проходи!
III. Контроль и самопроверка знаний
-А теперь ещё одна весёлая игра “ Это я, это я, это все мои друзья!”.
Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?
Только там, где переход? ( это я, это я...)
Знает кто, что красный свет-
Это значит- хода нет? ( это я, это я...)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный
Это значит- путь открыт? (это я, это я...)
На дорогу выбегает?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? ( это я, это я...)
Уступает взрослым место? ( это я, это я...).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в страну Дорожного движения. Но прежде, чем попрощаться с вами, мы хотим проверить, что вам удалось запомнить.
-Для кого существуют ПДД? Важно ли соблюдать ПДД? Чем грозит их несоблюдение? О каких группах знаков мы с вами поговорили? Какие знаки вы запомнили? Зачем нужны дорожные знаки? Какие цвета у светофора? Что они означают?
- Мы очень надеемся, что наше мероприятие поможет вам, ребята, быть более внимательными и осторожными на дорогах! Удачи! До свидания!