Путешествие в Страну Здоровья
(игра для учащихся 8-12 лет)
Цель: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Здоровья. Мы познакомимся с секретами здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок, и на каждой нам придётся узнать много интересного, и ответить на вопросы. Дети делятся на 2 команды.
Лекарственная
Спортивная
Чистюлькино
Разминочная




КАРТА
Познавательная
Ням-Ням






Молочная
Сказочная
Дорожная
Опытная
I. Станция «Разминочная» (загадки)
1) Стоит бочка, на бочке – кочка, на кочке – лес. (человек)
2) Белые силачи рубят калачи, красный говорун подкладывает. (Зубы и язык)
3) Не часы, а тикает. (Сердце)
4) Что на свете дороже всего? (Здоровье)
5) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
6) Что такое солнце – друг или враг? (Солнце может согреть, а может и обжечь. С ним нужно быть очень осторожными)
7) Зачем нужны дорожные знаки? (Чтобы не случилось аварий, пешеходы не попадали под машины)
8) Как победить простуду? (Закаливаться, больше бывать на свежем воздухе, правильно питаться)
II. Станция «Чистюлькино» (советы)
- Все вы знаете, что чистота – залог здоровья. Как вы это понимаете? (ответы детей)
- Молодцы! А вот я знаю, что многие ребята не умеют мыть руки. Как это правильно делать? Я вам дам советы из одной умной книжки:
1. Закатай рукава.
2. Намочи руки.
3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4. Потри не только ладони, но и тыльную сторону рук.
5. Смой пену.
6. Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
7. Вытри руки.
- Пусть вашим правилом будет: мыть руки после игры, после туалета, прогулки и обязательно – перед едой!
III. Станция «Спортивная» (Игра подвижная)
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Игра «Пингвины»
Для игры требуется: 2 мяча, 2 стула. Участвует по 4 человека от каждой команды.
По сигналу участники должны по очереди пронести мяч, зажатый между ног, до стула и обратно. Команда, которая не потеряла мяч и пришла к финишу первая, - победитель.
- Есть такая пословица: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быт красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай! С каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Поэтому давайте познакомимся с правилами движения Страны Здоровья:
1. Утренняя зарядка обязательна (12-15 минут).
2. Дорога в школу – прогулка пешком.
3. Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время уроков.
4. Физкультминутки на уроке помогут отдохнуть голове, пальцам, спине.
5. Участвуйте в разных спортивных соревнованиях, занимайтесь в секциях.
IV. Станция «Лекарственная» (игра «да-нет»)
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Помогает от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
- Вы знаете, что некоторые представители растительного мира серьёзно опасны для человека. Нередки случаи тяжёлых отравлений, иногда со смертельным исходом. Поэтому запомните на всю жизнь правило: можно есть только те ягоды, растения, в съедобности которых точно уверены.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «да-нет». Я буду называть растения. Если растение ядовитое, то вы говорите «нет», то есть его нельзя употреблять в пищу. А если не ядовито, то говорите «да», то есть его можно использовать.
Мята – ДА
Дурман – НЕТ
Зверобой – ДА
Шалфей – ДА
Белена – НЕТ
Душица – ДА
Крапива – ДА
Вороний глаз – НЕТ
Ромашка – ДА
V. Станция «Ням-Ням» (игра «Полезно/ неполезно»)
- Команды получают карточки с нарисованными (написанными) продуктами. Нужно выбрать только те продукты, которые едят в Стране Здоровья, то есть полезные продукты. Неполезные продукты «выкидываем» в корзину. Чья команда быстрее и правильнее справится.
Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши.
Неполезные продукты: Чипсы, «пепси», «Кока-кола», жирное мясо, сало, леденцы.
VI. Станция «Молочная» (познавательная игра)
Молоко – такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?
Давайте поиграем: называйте поочередно молочный продукт (одна команда, вторая команда). Название одного и того же продукта нельзя повторять. Выиграет та команда, участники которой вспомнят больше молочных продуктов.
Ответы детей: мороженое, простокваша, йогурт, бифидок, ряженка, творог, сыр, сметана, кумыс, сливки и т.д.)
VII. Станция «Опытная» (проведение опыта)
- Ребята, а как определить, жирная пища или нет?
- Давайте проведем опыт. Нужно взять небольшие куски (порции) разных продуктов: кусочек хлеба, колбасы, яблока и т.д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10 минут посмотреть. Если на бумаге остаётся жирный след, то и продукт жирный. Если нет, то продукт нежирный.
VIII. Станция «Познавательная» (сообщение подготовленного ребёнка)
- А сейчас давайте немножко отдохнем. И узнаем интересный факт! (сообщение можно подготовить одному из учеников)
Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям нужно съедать в день 500-600 г овощей и фруктов – основных источников витаминов.
IX. Станция «Дорожная» (вопрос-ответ)
- На этой станции мы с вами проведём викторину «Светофор и его сигналы».
1. Что означает красный сигнал светофора? (Стой! Опасно! Пусть закрыт!)
2. Что означает жёлтый сигнал светофора? (Внимание! Машинам всем стоять! Пешеходам подождать)
3. Что означает зелёный сигнал светофора? (Разрешает движение)
4. Самое «безопасное» животное? (Зебра)
5. Сам не видит, а другим указывает. (Дорожный знак)
6. Можно ли перебегать дорогу по пешеходному переходу? (Нет. Нужно убедиться, что машин нет или в том, что тебя пропускают. Всегда придерживаться правой стороны, чтобы не мешать другим пешеходам. Двигаться нужно спокойно, но и «зевать» на дороге.)
7. Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт. (Дорога)
8. Маленький, удаленький, громче всех свистит. (Свисток)
X. Станция «Сказочная» (литературная викторина)
- Последняя станция – «Сказочная». Вам сейчас будет дано время, за которое нужно вспомнить детские произведения, в которых упоминаются «медицинские» профессии: медсестра, врач, фельдшер и т.д. (можно назвать произведение или героев-медиков)
(К.И. Чуковский «Доктор Айболит», Н.Носов «приключения Незнайки и его друзей» - доктор Пилюлькин, Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» - врачи скорой помощь и т.д.)
- Молодцы, ребята! В нашей Стране Здоровья живут одни «Успевайки». Они успевают и учиться хорошо, и книги почитать, и погулять с друзьями, и по дому родителям помочь. Во время нашего путешествия мы узнали много нового, в том числе самое главное – как сохранить своё здоровье. Пусть советы помогут вам! До новых встреч.