Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа очной, очно-заочной, заочной форм обучения №2 г.Липецк
Рассмотрено: На заседании Методического совета Протокол № «____»________2018г. | | Утверждено: директор школы _________ Миляев А.И. Приказ № «_____»_________2018г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
интеллектуальное направление
познавательного вида
«Путешествуя по Липецкой области»
10 класс
68 часов
Руководитель: Шалимова Н.А.
учитель географии и биологии высшей категории
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: развитие познавательного интереса к изучению своего края, его истории, традициям, культуре и литературе.
Задачи:
1. Расширить и обогатить знания учащихся о Липецкой области;
2. Развивать у учащихся навыки поисковой работы, умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к родному краю, уважение к его истории, бережное отношение к природе.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373»
- от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- от 29.12.2014г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 03.05.2018г. № 540 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год»
Обоснование выбора программы
Данная программа «Путешествуя по Липецкой области» является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа внеурочной деятельности «Путешествуя по Липецкой области» направлена на воспитание духовной и разносторонне развитой личности ребенка с помощью развития познавательного интереса к истории, литературе и воспитанию любви к родному краю.
Место предмета в учебном плане
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 учебных часов. Из расчета 2 часа в неделю.
Содержание программы
Введение. Мой город и я. (2 часа).
Содержание и задачи курса «Мой край». Понятия «краеведение» и «туризм». Зачем нужно изучать родной край, что нам даст изучение края. Что мы знаем о родном крае? Викторина на знание родного города. Виртуальное путешествие по родному краю.
Что нужно знать настоящему туристу? Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой медицинской помощи.
Историческое краеведение (19 часов).
«Откуда есть пошла земля липская» (город Липецк) (Липецк с момента правления Петра 1 до сегодняшнего дня.
Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Путеводитель по Липецкой области:
Город – крепость Данков.
Град Лебедянь
История Благословенного Задонска.
История города Усмань.
Виртуальная экскурсия в Чаплыгин.
Город Воинской Славы Елец.
Литературное краеведение ( 20 часов)
«По – над Доном сад цветет…»
(А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров).
«Где Дон, вспоивший нас, светлеет…» (Духовное наследие М.В. Милонова)
Липецкий венок А.С. Пушкину.
Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь.
Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова.
Тургенев и Липецкий край. (Страницы биографии И.С. Тургенева.( 1818 – 1883) Усадьба Спасское . Литературная деятельность писателя. Тургенев и Липецкий край. Рассказ Тургенева «Лебедянь»)
Липецкие тропы Л.Н. Толстого. (Страницы биографии Л.Н. Толстого ( 1828 – 1910). Портрет писателя. Ясная Поляна – заповедное место. Ясная Поляна – неисчерпаемый источник вдохновения для писателя. Страстное увлечение – школа. Станции Астапово.)
Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова.
«Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин)
«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет)
(Родина Сергея Есенина – рязанский край. Страницы биографии.
Литературная деятельность.Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. А. Фет – хозяин Степановки. ( Родовое поместье помещиков Шеншиных.)
Липецкая область - мой край родной ( 27 часов).
Природа Липецкого края. Красная книга Липецкой области
Земляки-ученые и их деятельность: П.П. Семенов-Тян-Шанский,
В.Ф. Ошанин.
Липецкий край в годы Великой Отечественной войны.
Липецк – жемчужина Черноземья ( архитектура, памятники, достопримечательности).
Праздники и традиции Липецкого края
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Введение. Мой город и я. | 2 |
Историческое краеведение | 19 |
Литературное краеведение | 20 |
Липецкая область - мой край родной | 27 |
| |
Итого | 68 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии работа в группе, работа в паре |
Метапредметные |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предметные |
| В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования: - осознавать значимость краеведения для личного развития; - формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала; - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым понятием; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - прогнозировать результаты поиска; - отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написания рассказов; - ориентироваться в музее (работа с музейным фондом); - составлять описание краеведческой находки и его паспорта; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение о проведенных беседах; - участвовать в конкурсах краеведов и музееведов; - соблюдать правила общения и поведения в храме, музее, библиотеке, гимназии, дома и т. д. | |
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Путешествуя по Липецкой области» учащиеся должны уметь:
проявлять уважение к истории, культуре и традициям наших земляков;
применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий Липецкой области;
стремиться сохранять и приумножать культурное достояние родного края;
обладать необходимыми коммутативными умениями.
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, презентации, рисунки, доклады;
научиться защищать свои проекты.
Литература и средства обучения
«Историю делают люди, а хранят архивы» Липецк 2001.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» Липецк 2006.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк» Липецк 2006.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк Храмы Задонска 1 часть» 2007.
В.М. Колтаков «Липецк. Страницы истории» Липецк 1991.
Липецкая энциклопедия под ред. Шальнева Б.М., Шахова В.В., Липецк 1999.
Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».
Липецкая областная детская газета «Сыроежка».
А.Ю. Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001.
Памятная краеведческая карта Липецкой области» Липецк 1990.
В.М. Петров, Ю.В. Панкратов «Старейший курорт России» Липецк 2005
«По страницам красной книги Липецкой области».
«Природа Липецкого края 8-9 класс» Липецк 1996.
А.И. Тамбовская «Славные имена земли Липецкой» Липецк 2007.
А.И. Тамбовская «Природа липецкого края в художественной литературе» Липецк 2003.
А.И. Тамбовская «Есть в России такая земля. Путешествия по историческим местам Липецкого края». Липецк 2007.
Шальнев Б.М., Шахов В.В. «Липчане – Великой Победе» Липецк 1995.
Шальнев Б.М., Шахов В.В. « Мир детства: родная культура» Липецк 1996.
«Хвойные экзоты».
«Хрестоматия по истории Липецкого края» Липецк 2004.
«Художественное краеведение Дидактический материал». Л.В. Ползикова. Липецк 2008.
Интернет ресурсы:
http://www.lipetsk.intergrad.ru - самые общие сведения по истории Липецкого края на сайте «Регионы России».
http://welcome.lipetsk.ru – краткая информация по истории и культуре Липецкого края на липецком туристическом сервере «Родимый край»
http://lipchane.ru/index.php - сайт о городе Липецке
http://www.olipetske.ru – все про Липецк.
http://www.vsu.ru/dept/science/scidept/galgor.html - заповедник Галичья гора.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Заповедные места Липецкой области, универсальная энциклопедия Википедия
http://heraldry.hobby.ru – гербы Липецкой области.
http://geraldika.ru/region.php?id=48 – символика Липецкой области.
http://krai.childbook.ru – Липецкий край – волшебный край.
Календарно- тематический план
№ п/п | Содержание деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
| Введение. | | |
1 | Мой город и я. Что такое туристко-краеведческая деятельность? | | |
2 | Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой помощи. | | |
| Историческое краеведение | | |
3-4 | «Откуда есть пошла земля липская»? | | |
5-7 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Данков | | |
8-10 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Лебедянь | | |
11-13 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Задонск | | |
14-16 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Усмань | | |
17-19 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Чаплыгин | | |
20-22 | Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Елец | | |
| | | |
| Литературное краеведение | | |
23-24 | «По – над Доном сад цветет…» (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) | | |
25-26 | Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров). | | |
27-28 | «Где Дон, вспоивший нас, светлеет..» (Духовное наследие М.В. Милонова) | | |
29-30 | Липецкий венок А.С. Пушкину. | | |
31-32 | Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь. | | |
33-34 | Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова. | | |
35-36 | Тургенев и Липецкий край. | | |
37-38 | Липецкие тропы Л.Н. Толстого. | | |
39-40 | Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова. | | |
41-42 | «Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин)«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет) | | |
| Липецкая область - мой край родной | | |
43 | Мой город - моя гордость. К 64-летию Липецкой области. | | |
44-49 | Природа Липецкого края | | |
50-53 | Красная книга Липецкой области | | |
54-57 | Земляки-ученые и их деятельность.П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. | | |
58-60 | Липецкий край в годы Великой Отечественной войны. | | |
61-65 | Липецк – жемчужина Черноземья. Все о Липецке. | | |
66-68 | Праздники и традиции Липецкого края | | |