СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся первого класса. Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка родительского собрания, где освещаются пути формирования сознательного интереса к обучению у обучающихся в первом классе, также в приложении есть анкета и памятка для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся первого класса. Родительское собрание»

Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся первого класса

Цель: создать условия для понимания родителями необходимости формирования сознательного интереса к обучению у учащихся первого класса.

Задачи:

  • ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассниками, позволяющими формировать  сознательный интерес к обучению;

  • проанализировать итоги анкетирования;

  • с возможностями каждого учебного предмета  в  достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению;  

  • с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению.

Ход собрания:


У первоклассника  лучше развито непроизвольное внимание, которое становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает проявление каких-либо сильных эмоций.  Важно приучить делать то, что его не занимает, т.е. научить делать что-то ради получения удовольствия от выполненной работы. У первоклассника  пока сформирован интерес к самому процессу учебной деятельности, т.е. дети увлеченно и старательно выполняют какую-либо работу, не сознавая того, что в жизни им это может пригодиться, затем формируется интерес к результату своего труда: что-то впервые выполнил самостоятельно  и очень этому обрадовался.  После этого формируются интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.  Все это происходит в период обучения в 1 классе.  Это называется сознательным  интересом к обучению. И для развития  качества сознательного интереса к учению  нужна помощь взрослых. Сознательный интерес к обучению будет сформирован, если каждый учебный предмет своим содержанием будет способствовать: расширению общего кругозора детей; развитию потребности в познании; созданию ситуации успеха в познавательной деятельности для учащихся с неустойчивым успехом в учебном процессе; обогащению сферы общения в классе.

Итак, возрастные особенности учащихся 1 класса позволяют формировать сознательный интерес к обучению.  

Перед родительским собранием было проведено анкетирование, хочу обсудить его итоги.

Математикой как наукой заинтересованы многие учащиеся начальных классов, учебный материал отличается конкретностью, разнообразием, быстрой сменой тем изучения, подкрепляется наличием небольшого жизненного опыта. Чтобы внешняя заинтересованность математикой сформировала сознательный интерес к обучению по данному предмету, учащимся необходимо постоянно развивать свои интеллектуальные способности - учиться сравнивать и сопоставлять, складывать разные картинки и геометрические фигуры, искать аналогии, составлять симметричные композиции, различные настольные игры, участие в математических конкурсах способствует формированию сознательного интереса к данному учебному предмету.

Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие. Основой формирования сознательного интереса к чтению должно стать создание у детей отношения к слову как особому предмету работы. Обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем. Овладев навыком чтения, ребенок должен этот навык совершенствовать, и совершенствовать с интересом. Одним из путей формирования сознательного интереса к чтению может стать перечитывание ранее изученных текстов, читать про то, что интересно вашему ребенку. При первичном чтении читатель следит чаще всего за сюжетом: его интерес приковывается к происходящим в произведении событиям. Подлинным же чтением называют второе и последующие прочтения одной и той же книги, также внеклассное чтение. после прочтение важно выслушать ребенка о том, что он читал, что узнал, т.е. обсудить прочитанное.

Сознательный интерес к предмету «русский язык» может быть сформирован при условии положительного эмоционального настроя к этому предмету, понимания учащимися его значения.

Внеклассная работа по учебным предметам позволяет расширить или углубить рамки школьной программы, используя другую форму подачи материала, отличную от обычной формы урока. Внеклассные мероприятия требуют от детей предварительной подготовки, осуществление которой происходит внутри маленьких или больших групп, созданных по интересам или по определенным правилам. Таким образом, дети в период подготовки к внеклассному мероприятию имеют возможность учиться общению. Идея проведения какого-либо мероприятия является общей идеей всех учащихся класса, дети живут в состоянии ожидания свершения чего-то интересного, необычного. Это позволяет снизить накопившиеся отрицательные эмоции.

Чтобы сохранить у наших детей желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить их хорошо учиться. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и идти в трёх направлениях: организация режима дня, контроль за выполнением домашних заданий и приучение детей к самостоятельности.


1 направление. Организация режима дня

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. Поэтому соблюдение режима дня просто необходимо. Перечислите составляющие режима дня? Кто расскажет примерный распорядок дня своего ребенка? Почему важно соблюдать режим дня?


2 направление. Контроль за выполнением домашних заданий

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, своей занятостью. В результате дети не усваивают материал в той или иной мере, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. А значит, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе и тем более в 1 классе.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаться к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы. Например, выполняя упражнение по русскому языку, необходимо: повторить правила; прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать; прочитать упражнение и выполнить все задания устно; выполнить задание письменно; проверить работу. Очень важным моментом является выработка привычки к обязательному выполнению домашних заданий: какая бы погода ни была; чей бы день рождения ни отмечался; или другие причины. Домашнее задание должно быть выполнено, и выполнено хорошо. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Желательно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, они постепенно научатся распределять время самостоятельно. Какие трудности у вас есть при выполнении домашних заданий с ребенком? Кто знает выход из сложившейся ситуации?


3 направлениеПриучение к самостоятельности.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе, т. к. дети отучаются думать и ждут подсказки. Наши детки очень хитры и сумеют найти способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Что способствует становления у ребенка самостоятельности при выполнении учебных задач? Как быть, если ребенок допустил ошибки в выполненной работе? Зачем ребенку быть самостоятельным в учебе?


Рекомендации для родителей .

Что же поможет ребенку стать более успешным в учебной деятельности.

Больше разговаривайте со своим ребёнком. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала – всё это важные умения, которые пригодятся в любой сфере жизнедеятельности. 

Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника. Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал. А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное. Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!

Чаще узнавайте о школьных делах. Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.

Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой проекта. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний. Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Оно подавляет инициативу, желание учиться. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту. И ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка!


Итог: помните, ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.


У кого остались вопросы задавайте, мы их обсудим?


Предлагаю памятки, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием и был успешен в учебе.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Памятка для родителей «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать.

5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера.

7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его класс и школа станет частью Вашей жизни.


АНКЕТА

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________


1. Выберите только одно утверждение:

а) ребенок сам, без напоминаний садится за уроки - я не контролирую;

б) ребенок сам, без напоминаний садится за уроки - я контролирую правильность выполнения;

в) напоминаю о том, что нужно выполнять домашнюю работу, заставляю сесть за уроки;

г) делаю задания вместе с ребенком, подсказываю, нервничаю.


2. Обеспечен ли ребенок всем необходимым дома для выполнения домашней работы? (подчеркните нужное): письменный стол, стул, настольная лампа, подставка для книг.


3. Следите ли Вы за осанкой ребенка?

а) да б) иногда в) не обращаю внимания


4. В какое время ребенок начинает выполнять домашнее задание?

а) сразу после школы б) утром в) после 20 часов


5. Сколько времени ребенок тратит на уроки?

а) полчаса - час б) час - полтора в) два часа и более


6. С какого предмета начинает ребенок выполнять уроки? (пронумеровать)

Русский язык -___    , математика - ___ , английский язык -____   ,

чтение - ___ , окружающий мир -  ___


7. Поведение ребенка во время выполнения домашних заданий (подчеркнуть):

активен, плаксив, несобран, выполняет с интересом, доволен своим результатом, старается, долго понимает задания, не хочет делать уроки, отвлекается, безразличен, заметна усталость.


8. Объём домашнего задания для Вашего ребёнка:

а) достаточный

б) недостаточный, можно давать дополнительные задания

в) слишком большой


9. По каким предметам вам приходится помогать ребенку выполнять домашнее задание? __________________________________________________________________________________


10. Чем объясняет ваш ребенок, что домашнее задание в дневнике не записано?

__________________________________________________________________________________