Пути и средства для формирования устойчивых
познавательных интересов учащихся:
-новизна учебного материала -использование нестандартных форм обучения
создание положительного микроклимата в классе -доверие к обучаемому
-создание ситуации успеха -проблемное обучение -тестирование знаний, умений
взаимообучение в парах -обучение с компьютерной поддержкой -применение мультимедиа-систем
-разделите содержание обучения на легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содержания средней трудности, затем переходите к трудным и, наконец, к лёгким.
-попробуйте дополнить изучаемое содержание своими рисунками, примечаниями.
-скажите себе приятные слова, выполнив задание
-по интересующим вас темам читайте дополнительную литературу
-чтобы знания были прочными, повторяйте основное содержание
Помнить:
-чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе -успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса -неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу -чувство радости и интерес облегчает учение -страх и напряжённость затрудняет процесс обучения
Что должен помнить учитель:
-поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками -ободрять учащихся при возникновении у них трудностей
-поддерживать положительную обратную связь -заботиться о разнообразии методов преподавания
-приучать обучаемых к напряжённому познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость
-поощрять выполнение заданий повышенной трудности
-формировать чувство долга, ответственности
-учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе
Исключайте из своего лексикона фразы-убийцы:
Так дело не пойдёт!
Об этом нам не надо говорить вообще!
На это у нас нет времени!
Это не серьёзно!
Можешь мне поверить!
Как ты до этого додумался?
Приемы мотивации на уроке:
-эффект загадки
-противоречия, сомнения
-реальные препятствия и принятие «вызова»
-обсуждение вопросов, волнующих учеников
-сделайте работу привлекательной
-учитывайте интересы и склонности
-показывайте последствия поступков
-признавайте достоинства
-одобряйте успехи
-переходите на контракты
-поддерживайте соперничество
-дайте шанс спасти свой престиж
-обращайтесь к самолюбию
–хвалите--показывайте достижения
-создавайте хорошую ситуацию
-ищите нестандартные решения
-создавайте потребность признания
-критикуйте, сопереживая
Методика мотивации должна предусматривать вопросы: Как? Где? Почему?
Среди специальных приёмов изучения мотивации выделим: -создание ситуаций (как меняется поведение обучаемых при изменении условий)
-приём выбора партнёра (зависимость самостоятельности мотивов от взаимодействия с другими)
-приём неоконченных предложений (« Я был бы рад, если бы...)
-приём неоконченного рассказа.
Эффективные способы мотивации учащихся на уроках
Поощряйте. Следите за работой во время урока. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.
Ожидайте лучшего
Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед уроком. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.
Распространяйте энтузиазм, как вирус
Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя учащимся уловить и понять их.
Не проводите уроки однообразно день ото дня.. Однако строгое следование "инструкциям" не позволит учащимся обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться.
Если учащиеся получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). Распределяйте обязанности, давайте учащимся возможность определения хода урока, давайте им немного дополнительных прав.
Позвольте раз в неделю учащимся, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока (или всего учебного дня) или проводите голосования по этому вопросу (пускай учащиеся сами выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, и т. д.).
Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.
В начале года или четверти озвучивайте все задачи, которые должны быть достигнуты за этот период. Смысл этого заключается в том, что учащинся не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.
Поощряйте, поощряйте, поощряйте.