СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения эффективности урока технологии в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как следует работать сегодня? Что может сделать рядовой учитель-предметник? Как повысить активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке? С чего начать? Необходимо учитывать, говоря словами В.Сухомлинского «десятки и сотни зависимостей воздействия на личность». 

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения эффективности урока технологии в современной школе»










«Пути повышения эффективности урока технологии в современной общеобразовательной школе»




Вайчикаускас М.Н.

учитель технологии

МБОУ гимназия №30

г. Ставрополя









г. Ставрополь, 2017



Пути повышения эффективности урока технологии в современной общеобразовательной школе


Спросите своих учеников: сколько из них самостоятельно и полностью выполняет домашнее задание? Услышите ответ: 3-4 человека в классе. Спросите себя: сколько учеников решает на уроке проблему, которую вы ставите? Опять 3-4 человека. А остальные? Неспособные? Ленивые? НЕТ! Просто интерес к предмету убили у них стандартные, шаблонные формы и методы обучения. Как следует работать сегодня? Что может сделать рядовой учитель-предметник? Как повысить активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке? С чего начать? Необходимо учитывать, говоря словами В.Сухомлинского «десятки и сотни зависимостей воздействия на личность».


Для того чтобы определиться с путями повышения эффективности уроков обратимся сначала к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.


Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:


• усвоение учащимися определенных знаний;

• развитие общеучебных умений и навыков;

• включенность учащихся в учебную деятельность;

• развитие у учащихся познавательных процессов;

• развитие рефлексии и оценочной деятельности;

• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;

• индивидуализация и дифференциация заданий;

• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;

• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);

• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);

• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.


Причины снижения эффективности и качества урока следующие:


• разный темп работы учащихся;

• разный уровень умственного развития учащихся;

• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• перегруженность содержания учебного материала;

• дисциплина и поведение учащихся на уроке;

• конфликт между педагогом и учащимися;

• плохое понимание прочитанного учебного материала:

• появление или возрастание ошибок к концу работы;

• недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.


Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.


Пути повышения эффективности урока:

1. Постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя

Творческий педагог – это педагог, способный преобразоваться, способный создавать вокруг себя новое, производительная активность которого на каждом новом этапе становится совершенней и эффективней.

Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно заниматься своим самообразованием. В арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов обучения, позволяющих повысить эффективность и качество урока.


2. Улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов

Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование интерактивной доски – презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся.

Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие способности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста и пр. в виртуальной форме.

С открытием операционной системы Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

- графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант моделей одежды, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для лоскутной мозаики;

- текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;

- электронные таблицы Excel помогают систематизировать знания по различным видам рукоделия, народным промыслам, фольклору и пр.; их удобно применять для создания схем и рисунков для вышивки крестом, составления орнамента, лоскутного шитья;

- программы Power Point, Adobe PhotoShop дают возможность создавать презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту.


Используя все эти возможности, я вместе со своими ученицами разработала презентации по таким разделам школьного курса предмета технологии как «Вышивка крестом», «Вышивка лентами», «Мода, стиль, одежда», «Художественное моделирование юбок», «Сервировка стола», «Блюда из теста. Блины», «Русский костюм», которые теперь используются на уроках как наглядные учебные материалы.


При изучении на уроках таких разделов как «Вышивка крестом», «Вышивка бисером», «Вязание крючком», «Вязание спицами», а также во внеурочное время на занятиях кружка пользуюсь обучающими компьютерными программами. В кабинете создана видеотека с обучающими уроками по рукоделию.





3. Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся;


Для повышения эффективности уроков технологии необходимо стремиться к созданию на каждом уроке таких условий, использовать такие методы и приемы обучения, при которых ученик не просто пассивно получает уже готовые знания, а учится самостоятельно их добывать и применять.

Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение не отвечает этому требованию, так как базируется главным образом на механическом запоминании.


Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении

Расскажи – и я забуду

Покажи – и я запомню

Дай мне действовать самому – и я научусь






В течение нескольких лет я работала над апробированием альтернативного курса «Труд и математическое конструирование», который учил школьников начальных классов использовать свои математические знания в их трудовой практической деятельности. Один из недостатков математики начальных классов - бедность ассоциаций, связанных с геометрическими представлениями. Недостаток учебного времени, отводимого на геометрический материал, также не предполагает возможности познакомить детей с трехмерным пространством.

Активизировать учебный процесс, перевести учащихся с позиции пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения и применения могут даже небольшие практические задания, на которые на уроках математики, как правило, не хватает времени. Эту проблему можно с успехом решить на уроках технологии.

Например, после изучения на уроках математики темы «Многоугольники» в первом классе я на своих уроках технологии предлагаю детям практические работы со счётными палочками (еще интереснее заменить палочки полосками бумаги и клеить из них аппликации). Например, прошу выполнить следующие упражнения:

Ответьте:

a) Сколько палочек надо взять, чтобы получить треугольник? (три).

Возьмите 3 палочки и сделайте треугольник.


б) Сколько палочек надо добавить, чтобы сделать четырёхугольник. На что похож ваш четырёхугольник? (на квадрат). в) Сложите «лампу»; г) Сложите «лодку»; д) Сложите «вазу»; е) Сложите «конфету»; ж) Сложите «телевизор»; з) Придумайте свою фигурку.




При изучении геометрической фигуры – треугольника, - широкие возможности даёт применение металлоконструктора, который позволяет изготовить модели трёх разновидностей треугольников: равнобедренного, равностороннего и треугольника с разными сторонами. Свойства треугольников легко выявляются на их бумажных моделях: сворачиваем модель равностороннего треугольника по осям симметрии (дети сами выявляют, что их три), доказываем равенство всех сторон; с помощью транспортира доказываем равенство всех углов. Аналогичные практические исследования проводим и с двумя другими видами треугольников.

Для отработки навыков и умения в построении плоских геометрических фигур предлагаю учащимся широкий выбор геометрических, тематических, сюжетных аппликаций, детали которых имеют форму изученных геометрических фигур. При этом стараюсь обучить детей методам контроля правильности построения фигур: длину можно измерить линейкой, циркулем; угол можно измерить транспортиром; прямой угол можно проверить угольником.

Для развития конструктивных способностей, логического мышления очень эффективны игры: «Сложи квадрат», «Таграм», «Бумажный конструктор», «Геометрическая мозаика».

Бумажный конструктор





Геометрическая мозаика

Из каких геометрических фигур выполнены эти изображения?


Как бы ты назвал эти фигуры? На что они похожи?

Придумай свои фигуры из таких же деталей.

Рассмотри рисунки. Подумай, как получить детали для всех этих поделок.

Можешь наклеивать картинки в виде аппликации или складывать мозаику.


При изучении элементов стереометрии интересны задания на распознание геометрических фигур в объёмных телах.

Упр.1. Показываю детям куб и квадрат. Чем они похожи? (На кубе есть квадраты). Можно ли сказать, что это одно и то же? (Нет). Как называется это геометрическое тело? (Кубик). Математики называют его «куб». Чем отличается куб от квадрата?

В процессе обсуждения выясняется, что основное их различие заключается в том, что квадрат плоский, а куб – нет. Детям понятно, например, такое объяснение: «Если квадрат приложить к доске, то он весь к ней приложится вплотную, такую фигуру называют плоской. Можно ли куб полностью прижать к доске? Можно ли назвать его плоской фигурой? (нет). Куб называют геометрическим телом. У него есть объем, внутрь можно налить воду. А можно ли налить воду в квадрат? (нет)». Этот образ обычно легко и прочно запоминается детьми. На базе этого упражнения строятся и другие упражнения на распознавание геометрических тел и геометрических фигур: прямой призмы и прямоугольника (из своего опыта знаю, что не стоит сообщать шестилеткам слово «параллелепипед», оно труднопроизносимо, в этом возрасте достаточно термина «призма»), треугольника и пирамиды, круга и шара. С конусом и цилиндром дети знакомятся во втором классе.

Упр.2. На стол ставлю геометрические тела: куб, прямую треугольную призму, параллелепипед, 2-3 пирамиды, конус, шар, цилиндр.

Детям предлагаю разделить их на 2 группы и объяснить причину своего выбора (группа многогранников и группа тел вращения). Задание является контрольным для проверки сформированности восприятия. Дети проводят классификацию, не используя термины. Они просто объясняют свой выбор, как могут. Если классификацию провели, объединив в одну группу конус и пирамиды, а все остальные – в другую группу, обращаю внимание детей на то, что шар во вторую группу «не вписывается». Дети могут использовать термины: «эти - гладкие», «эти – с углами» и т.д.

Упр.3. Сколько вершин у куба? (Обращаю внимание на то, что вершиной называются все точки «начала» углов – и вверху и внизу).

Сколько отрезков на кубе? (Имеются в виду рёбра).

Сколько квадратов? (Имеются в виду грани).

Сколько вершин, отрезков, треугольников на этой призме?

Сколько прямоугольников на этой призме?

Сколько треугольников на пирамиде?


При выполнении этих заданий результаты подсчётов обязательно проверяются: все элементы пересчитываются и отмечаются верные ответы.

Упр.4. Показываю детям проволочную модель куба. Сколько отрезков на кубе? (12). Какой они все длины? (Равной). Проверим это (с помощью циркуля дети убеждаются, что все рёбра куба равны).

После этого предлагаю взять столько палочек, сколько надо, чтобы сделать модель куба. Палочки можно взять счётные, или попросить родителей очистить спички от серы и использовать их вместо палочек, т.к. после этой работы палочки будут все в пластилине, и использовать их для других целей уже нельзя. Накрывает свою модель салфеткой, оставляя её на столе. Детям предлагаю собрать куб из палочек и пластилина по памяти. Необходимо дать детям время (не меньше 5 минут) для выполнения задания. Задание можно считать контрольным (высокой степени сложности) для проверки сформированности представления о геометрическом теле. Задание по силам только тем детям, у которых достаточно развито пространственное мышление.

Затем даю возможность выполнить задание всем остальным, глядя на модель. Дети, справившиеся с заданием без модели, помогают товарищам.

Аналогичное задание предлагаю для моделирования треугольной призмы и тетраэдра:

Можно предложить смоделировать пирамиду такой формы:


Моделирование параллелепипеда невозможно из палочек одинаковой длины. Его моделируют при наличии палочек разной длины, отмечая, что в основании и сверху отрезки одинаковой длины, а по бокам длиннее. При наличии палочек разной длины следует повторить моделирование всех фигур, кроме куба, с учётом большей длины боковых рёбер.

Необходимо отметить, что при изучении темы «Пространственные тела и пространственное конструирование» ученикам предоставляется возможность не просто изготовить модель того или иного геометрического тела, но и придумать на основе этой модели какую-нибудь забавную игрушку.

Так, при изучении темы «Куб. Развёртка и модель куба» я предлагаю изготовить игрушки «избушку на курьих ножках», «клоуна», «инопланетянина», модель грузовика, «львёнка» на основе полученной модели куба.






Научившись делать модель цилиндра из картона, дети могут смастерить модель молоковоза, «часы - будильник», шкатулку цилиндрической формы, «жука», игрушку «Пудель» и т.д.


Для закрепления навыков по изготовлению модели конуса ученикам предлагаю изготовить игрушки «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышонок», «Ангел».




Аналогичным образом провожу изучение моделей параллелепипеда, пирамиды, призмы.

Особое внимание при изучении темы «Пространственные тела и пространственное конструирование» необходимо уделяю развитию творческих способностей каждого ребёнка. Для этого в конце изучения того или иного геометрического тела провожу конкурс проектов по изготовлению игрушек на основе модели изученного тела. При этом ученикам предоставляется определённое время на обдумывание своей идеи. Как правило, не все дети справляются с проблемой придумывания своей игрушки самостоятельно. Тогда для них предлагаю на обозрение «банк проектов». При этом делаю оговорку, что предпочтительнее будет всё же игрушка, придуманная самим ребёнком.

Проведённые таким образом практические работы учащихся способствуют не только выявлению возможных пробелов в знаниях детей. Они показывают, на какой уровень в изучении темы вышел каждый ученик. Ученики же, вовлекаясь в поисковую, творческую деятельность, учатся объективно оценивать свои возможности, знания, умения, навыки, необходимые для выполнения задуманного.

В современных условиях роль практики в обучении младших школьником приобретает особое значение. Стремительные темпы научно – технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких её качеств как самостоятельность, инициатива. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой её организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Мною разработан и внедрен в обучение раздел «Основы стереометрии в математическом конструировании» для учащихся четвертых классов. На базе гимназии неоднократно проводились городские семинары по проблемам внедрения интегрированного курса «Труд и математическое конструирование», на которых я делилась своим опытом с учителями других школ. Под моим руководством был обобщен опыт работы учителей начальных классов по теме «Практическая направленность математического конструирования». Материал представлен методическому объединению учителей начальных классов и рекомендован к использованию в работе с учащимися.

  1. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей

Одна из главных задач современного образования - формирование гибко мыслящего человека, способного ориентироваться во многих направлениях человеческой деятельности и быстро самообучаться на отдельных ее участках.

Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Сегодня новые открытия, вообще новая, так называемая инновационная наука часто находится на стыке наук. Человек, желающий достигнуть вершин в научной деятельности, должен хорошо знать несколько предметов.

Более того, кругом и рядом понятия, выработанные в рамках одного предмета, успешно переносятся на другой, помогая существенному продвижению вперед. Поэтому требование иметь цельное образование становится необходимостью.

Наконец, слишком независимое и малосвязанное существование школьных предметов приводит к тому, что курсы оказываются несогласованными и сдерживают изучение друг друга.

Работая в течение 23 лет учителем технологии, я была свидетелем перерождения обычного трудового обучения в новую образовательную область - «Технологию», представляющую собой интегративную образовательную область, синтезирующую научные знания из математики, физики, химии, биологии, черчения. Многие темы предмета «Технология» настолько тесно переплетены с другими школьными предметами, что без использования межпредметных связей просто не обойтись.

Межпредметные связи, несомненно, опираются на уже имеющиеся у учащихся знания по основам наук, но в отдельных случаях приходится работать с опережением. Поэтому приходится тщательно следить за выполнением единых требований и не допускать формирования у детей искаженных понятий и неправильных умений, которые потом очень трудно исправить.

Хочется остановиться подробнее на использовании мною некоторых сведений из курсов математики и черчения.

Например, учащиеся 5-го класса выполняют несложные измерения и чертежи выкроек. Они знакомы с мерами длины, инструментами для измерения и построения чертежей. Но измерять длины отрезков учащиеся умеют только на плоскости, с измерением объемов они еще не знакомы. Поскольку от правильности снятия мерок зависит точность чертежа выкройки и качество изготовляемой вещи, на формирование у школьниц правильных приемов измерения следует обращать серьезное внимание. Качество чертежа выкройки зависит и от правильности выполнения чертежных операций: построение прямого угла с помощью угольника и линейки, проведение дуг окружности, параллельных прямых. Учащиеся выполняют чертежи в альбомах в масштабе 1:4 с помощью линейки закройщика. При чтении такого чертежа они учатся сопоставлять реальные точки фигуры человека с аналогичными точками на чертеже. При этом у них развивается представление о масштабности, умение рационально размещать чертежи на бумаге. Если раньше всем этим навыкам обучали на уроках черчения, теперь приходится более тщательно и подробно разъяснять это девочкам на своих уроках. При чтении чертежей учащиеся оперируют такими геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, прямоугольник, круг, квадрат, конус, цилиндр, куб, шар. Они используются понятиями переменной и постоянной величин при составлении формул расчета; отношениями конгруэнтности “больше» - «меньше” - при сравнении моделей разных размеров; в расчетах применяют обыкновенные и десятичные дроби.

Например, при построении чертежа юбки полуклёш, плечевого скоса спинки и переда платья, нагрудной вытачки проводятся дуги окружностей, вычисляются их длины. Для того чтобы правильно обработать низ юбки, надо знать, что длина окружности прямо пропорциональна длине радиуса: с увеличением длины радиуса увеличивается и длина окружности. Поэтому при широком подгибе среза образуются сборки. Чтобы не допустить этого, по всем криволинейным срезам оставляют небольшой припуск на шов: 0,5-0,7 см.

Привлечение знаний по математике и черчению может оказать помощь в создании проблемных ситуаций на уроке. Например, прошу учащихся подумать, почему выкройка швейных изделий выполняется только на половину фигуры. Вспомнив, что фигура человека симметрична, они сумеют правильно и доказательно ответить на поставленный вопрос. Исходя из этого, использование на уроках технологии знаний по математике и черчению помогает развить логическое мышление учащихся, их пространственные представления, формировать точность и аккуратность в работе, что обеспечивает высокое качество изделий.

На всех своих уроках мне приходится напоминать своим подопечным и еще об одной очень важной связи – связи технологии и экономики.

Основной целью экономической подготовки в школе является формирование социально активной, творческой личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Учащимися приобретается целостное понятие о производстве, распределении обмене и потреблении материальных и духовных благ.

В основе экономической подготовки в школе лежит практическая деятельность учащихся. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с минимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

В этой связи все больше внимание привлекает метод проектов, позволяющий формировать интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, ставящий перед ними цели и проблемы, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Проект предусматривает и нацеливает учащихся на рациональное и экономное использование материалов, определение себестоимости производимой продукции и расчет рентабельности, поиск резервов повышения эффективности труда.


Экономическое воспитание прослеживается на протяжении всего предмета "Технология". В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов - экономной разметке и раскрою, выбору рациональных конструкций, экономного режима оборудования.

Готовясь к занятиям, тщательно анализирую материал, чтобы научить учащихся экономному расходованию продуктов и материалов, бережному отношению к оборудованию и инструментам.



  1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся


Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми».

Для повышения эффективности современного урока большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.

Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Дифференцированное обучения - это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Технологии" позволяет решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос:

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала:

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

5. Домашнее задание:

Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.

6. Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

Письменный контроль. Письменный контроль на уроках технологии применяется все чаще и чаще, особенно тогда, когда необходимо сделать срез знаний. Он помогает установить учителю не только уровень знаний, но и приобретенные умения и навыки. В него входят контрольные и графические работы, рефераты, изложения, сочинения и т.д. В письменной работе ученику необходимо показать свои теоретические знания и умения применять их.3)

Практический контроль. Это самый эффективный из перечисленных методов и применяется на уроках технологии гораздо чаще других методов. Он позволяет определить глубину знаний, прочность приобретенных умений и навыков. К практическому методу можно отнести лабораторные работы, практические работы по изготовлению изделий, проведение опытов, монтаж оборудования и т.д.

Кроме перечисленных существует еще ряд методов контроля, например:

A) Метод наблюдения включает в себя систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения.

Б) Дидактические тесты являются сравнительно новым методом контроля результатов обучения - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Данный метод хорошо вписался в систему контроля знаний учащихся на уроках технологии. Он позволяет за короткое время охватить большой по объему учебный материал.

B) Программированный контроль является наиболее современным и перспективным методом контроля, позволяющий значительно сократить время, отведенное на проведение контроля качества ЗУН учащихся.

Г) Проверка домашних работ и заданий.

Д) Самоконтроль.

Е) Нетрадиционные формы контроля.Существуя наряду с традиционными формами и методами, они, как правило, являются более эффективным средством мотивации учащихся, мобилизуют их на активное проявление своих ЗУН. Такими формами, прежде всего, являются разнообразные викторины, конкурсы, состязания, соревнования и пр. Они могут, проводится как в урочное, так и во внеурочное время. Такие формы контроля помогают учителю параллельно решать широкий спектр педагогических задач и добиваться достижения сразу нескольких целей. Например: значительное углубление знаний, отработка и закрепление умений и навыков, учащихся на более высоком уровне, а также значительно повысить авторитет учителя и значимость предмета.

Формирование гибко мыслящего человека, способного ориентироваться во многих направлениях человеческой деятельности и быстро самообучаться на отдельных ее участках - одна из главных задач современного образования.

Стремительные темпы научно – технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких её качеств как самостоятельность, инициатива. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой её организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Литература:

1.Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1979

2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., «Академия», 2002.