СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения грамотности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одна из основных задач уроков русского языка ̶ повышение грамотности учащихся. Грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.

    Самое значительное место занимают ошибки на правописание безударных гласных. Данная проблема проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются всё новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых школьники допускают ошибки.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения грамотности учащихся»













ПУТИ

ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ















Учитель Мележик С.И.








2013


Одна из основных задач уроков русского языка ̶ повышение грамотности учащихся. Грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.

Самое значительное место занимают ошибки на правописание безударных гласных. Данная проблема проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются всё новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых школьники допускают ошибки.

Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития. Практические навыки грамотного письма вырабатываются путём разнообразных тренировочных упражнений. Я использую различные виды работ по данной теме:

  • работа по карточкам;

  • предупредительные диктанты;

  • объяснительные диктанты;

  • словарные диктанты;

  • выборочные диктанты и другие виды работ.


Для повышения грамотности учащихся провожу самостоятельную работу по составлению небольшого словарного диктанта на изученное правило. После проверки работ я выбираю слова, в которых школьники допустили ошибки. С данными словами на уроках ведётся работа, а затем пишем контрольный словарный диктант.

Придумывание своих собственных примеров требует от учащихся более активной мысли. Это является очень важным средством развития речи.

Включаю игровые моменты в урок.

Например:

  • кто быстрее найдёт в тексте слова с безударными гласными;

  • кто больше подберёт однокоренных слов:

хлеб (хлебный, хлебушек, хлебец, хлебница, хлебозавод);

диво (удивление, удивительный, удивляться);

дело ...

жизнь ...

земля...

  • кто точнее объяснит значение слова с безударной гласной;

  • кто быстрее составит словосочетание или предложение со словом с безударной гласной.


Использую на уроках загадки, шутки, рисованное письмо.

Акварель не квакает,

Карандаш не каркает.


Использование занимательности при обучении орфограмм ̶ это важный фактор повышения уровня грамотности. Обучая детей русскому языку я стараюсь добиться полного усвоения учащимися правил грамматики, вырабатываю навыки грамотного письма. Постоянно при выполнении синтаксического разбора предложения предлагаю учащимся найти в нем слова на изученные правила и объяснить их правописание, обозначить условия выбора той или иной орфограммы.

Например:


И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне

(С. Есенин)

Тропинка бежала вдоль ручья, вилась по отвесной круче.


В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительные гласные. Я предлагаю ребятам проверить эти слова по орфографическому словарю.

Орфография тесно связана со всеми разделами науки о языке, поэтому её изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность повышается, если на уроках русского языка её развитию уделять максимум внимания. Орфографическая зоркость обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм.

Для повышения грамотности учащихся я провожу списывание. Списывание сопровождается орфографическим проговариванием, которое включает в работу еще два вида памяти: слуховую и речедвигательную. Грамотность в этом случае рождается и закрепляется на подсознательном уровне, а правила её закрепляют.

Уровень грамотности становится индикатором не только общей подготовки по русскому языку, но и приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.