СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения качества обучения в начальной школе через использование проектных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.......

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения качества обучения в начальной школе через использование проектных технологий»

Клестова С.В.

Учитель МОУ «СОШ №1», г. Ревда

Пути повышения качества обучения в начальной школе через использование проектных технологий

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов. (Слайд1)

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Метод проекта помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей.

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую он выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод проектов позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:

- отбирать и анализировать нужную информацию из различных источников;

- уметь пользоваться ресурсами Интернет.

Кроме этого метод проектов позволяет достичь цели и задачи деятельности учителя (Слайд 2).

  1. выявление наиболее одаренных учащихся;

  2. совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний;

  3. поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

  4. активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, были поставлены задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира;

  • развивать навыки, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.

Для достижения положительного результата я обязательно учитываю следующие этапы работы над проектом:

  • правильный выбор темы; (Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа) (Слайд 3)

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.


Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

  • сбор материала;

  • оформление результатов проекта;

  • защита проекта;

  • правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру;

  • подведение итогов.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Данный метод я начала использовать в этом учебном году. Мои ученики (по желанию) подготовили индивидуальные проекты по окружающему миру. Была предложена следующая тематика проектов:

  1. Мой город

  2. Промышленность нашего города

  3. Моя семья

  4. Любимые уголки города

Проект был о родном городе. Планируем с лучшим проектом выступить на город. Написание проекта сопровождалось подготовительной работой, которая заключалась в следующем:

один раз в неделю собиралась творческая группа. В творческую группу входили как учащиеся, так и родители. Дети приносили подобранный материал и отчитывались, о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал. Наше портфолио пополнялось фотографиями, рисунками, всем материалом, который собирали дети. Настал тот момент, когда был собран весь материал. (Презентация)

Итак, метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Вот поэтому я начала использовать в своей работе метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.





2