СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения познавательной активности учащихся средствами игровой деятельности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения познавательной активности учащихся средствами игровой деятельности.»

Пути повышения познавательной активности

учащихся средствами игровой деятельности.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.

Использование игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»

Отличительные особенности игровой деятельности – ее добровольность, высокая активность и контактность участников, особый характер отношений между учащимися и учителем. Участвуя в игре, дети выполняют постепенно усложняющиеся творческие задания. Таким играм присущи обучающие и развивающие функции.

Вместо обычного вступления учителя – сообщения темы урока – мы детям предлагали иное начало: разгадать (расшифровать) название темы. такое своеобразное начало служит ключом ко всему уроку и создает определенный настрой на все время занятий.

На этапе устного счета использовали игровую форму, то есть объединяли все задания одной темой сюжетом – тематический устный счет. Это могло быть и прогулкой в сад, лес, парк, и путешествием по окрестностям или космическим пространством, путешествием в сказку. Такая форма подачи материала активизировало внимание детей, вносило в устный счет элементы игры, занимательности и в результате оказывало помощь детям учиться считать, играя.

В классе контингент детей разный. Одни дети схватывали и решали быстро, другие – медленно. Для детей, которые быстро справлялись с заданиями, мы предлагали задачи повышенной трудности или задачи – головоломки, такие задания способствовали выработке таких качеств, как находчивость, сообразительность, внимание и наблюдательность, память, логика, умение анализировать. Эти задания включались в самостоятельную работу, выполняемую на уроке, или предлагались для домашнего задания.

На уроках природоведения для развития мышления использовались кроссворды. При составлении кроссвордов были учтены ряд методических требований:

а) кроссворды должны соответствовать содержанию и целям урока;

б) логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся;

в) с целью поддержания интереса к работе с кроссвордами, необходимо использовать различные способы изложения задания.

При закреплении или повторении пройденного на уроках природоведения мы использовали уроки-экскурсии, уроки-путешествия.