СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути преодаления влияния негативных факторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад поможет понять и найти пути преодаления,  влияние негативных факторов на жизнь  и здоровье детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Пути преодаления влияния негативных факторов»

Пути преодаления влияния негативных факторов на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса обучения детей со смешанными дефектами развития определяется тесной взаимосвязью процессов речевой и познавательной деятельности ребёнка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

Сравнивая детей, страдающих подобными расстройствами, ван Кревелен заметил, что такой ребенок «живет в нашем мире, но своим особым способом». Эверард писал, что, когда сравниваешь этих детей с их сверстниками без нарушений «сразу понимаешь, насколько они другие и какие огромные усилия им приходится прикладывать, чтобы жить в мире, который не делает им поблажек и ждет, что они приспособятся к нему».

Конечно, не все дети, страдающие подобным и расстройствами одинаковы. Поскольку каждый ребенок индивидуален, «типичные» симптомы в каждом проявляются по-разному. Поэтому невозможно предложить единственно верный метод, который «сработает» для всех наших необычных детишек , так же, как нет ни одного педагогического приема, который был бы применим ко всем обычным детям.

Общими характеристиками для таких детей являются:



1. Потребность в однообразии.

Дети тяжело переносят даже незначительные перемены, они очень чувствительны к стрессовым факторам окружающей среды и время от времени погружаются в стереотипные действия. Они тревожны, их сильно и навязчиво беспокоят ситуации неопределенности, когда они не знают, чего можно ожидать. Стресс, утомление и сенсорная перегрузка легко выводят их из равновесия.

Рекомендации:

- Следует обеспечить предсказуемую и безопасную среду;

- Минимизировать по возможности переходы из класса в класс, проводить занятия в одном классе.

- Поддерживать четко установленный режим дня: ребенок должен понимать распорядок дня, знать, что его ожидает, чтобы быть в состоянии сконцентрироваться на текущем задании;

- Избегать неожиданностей, «сюрпризов»: основательно готовить ребенка к непривычным видам деятельности, к изменениям в расписании, вообще, к любым переменам в повседневной жизни, какими бы малыми они не казались;

- Снимать страх неизвестности, информируя ребенка заранее

о предстоящей встрече (с новой школой, учительницей, новым классом и т.д.), причем, после информирования лучше как можно скорее эту встречу провести для того, чтобы избежать избыточного волнения.

Хорошо, если учитель узнает специфические интересы ребенка и предложит в первый день связанные с ними доступные его уровню книжки или задания).





2. Нарушения в социальном взаимодействии.

Дети демонстрируют неспособность понимания комплекса правил социального взаимодействия. Они наивны, крайне эгоцентричны, многие плохо переносят прикосновения других людей, они не понимают шуток, иронии и метафор. Их телодвижения, мимика часто являются неподходящими для данной ситуации, не чувствуют дистанцию. Их легко втянуть в авантюру (они не чувствуют, что другие иногда лгут им и надувают их). И, как правило, они очень хотят быть принятыми в общество сверстников.

Рекомендации:

- Защищать ребенка от забияк и любителей подразнить; нужно попытаться рассказать ребятам о проблемах таких детишек, объясняя, что неспособность их одноклассника

адекватно общаться – это не его вина, а реальное нарушение в развитии, вызванное биологическими причинами. Хвалите ребят, когда они относятся к своему однокласснику с сочувствием. Эти меры могут предотвратить превращение ребенка в «козла отпущения» и в то же время они помогут развивать сочувствие и терпимость в других детях;

- Подчёркивать их способности и умения, создавая учебные ситуации, в которых смогут проявиться их ценные в глазах сверстников качества, такие, как хороший словарный запас, техника чтения, хорошая память и т.д., что вызовет их принятие одноклассниками;

- Большинство детей хотят иметь друзей, но просто не знают, как общаться. Их нужно учить, как реагировать на социальные сигналы , у них должен быть запас ответов (реакций), которые они могли бы использовать в разных ситуациях. Они должны знать, что, как и когда говорить. Очень эффективным будет прорабатывание модели двустороннего взаимодействия в ролевой игре(сказке). Умение этих детей правильно разбираться в той или иной социальной ситуации улучшается после того, как их научат правилам, которые другие дети «схватывают» интуитивно.

- Несмотря на то, что сами они практически не способны понять эмоций другого человека, их можно научить, как правильно реагировать в той или иной ситуации. Когда они невольно обижают кого-то, проявляют бестактность или бесчувственность, им необходимо объяснять, почему их поведение в данной ситуации неуместно и какая реакция была бы правильной.

- Для старшеклассников со смешанными дефектами развития была бы полезной система «шефства».

- Дети склонны к обособленности, поэтому учитель должен поощрять их контакты с другими детьми, поддерживать активную социализацию и ограничивать время занятий его особыми интересами.



3. Ограниченный круг интересов

Для таких детей характерны своеобразные, при этом очень сильные навязчивые пристрастия, сверхценные увлечения (иногда это выражается в одержимом коллекционировании необычных вещей. Они с трудом выходят из мира своих мыслей и фантазий; следуют своим собственным влечениям, не считаясь с внешними требованиями; иногда даже отказываются узнавать что-либо о том, что находится за рамками весьма ограниченной сферы их интересов.

Рекомендации:

- Не позволять ребенку упорно продолжать обсуждение интересующей его одного темы или задавать по ней вопросы. Ограничить его в этом можно, выделив для таких разговоров четко определенное время в течение дня.

- Использование позитивного подкрепления, избирательно направленного на формирование желаемого поведения – важнейшая стратегия помощи ребенку с различными дефектами развития. Дети реагируют на комплименты .Этих детей всегда следует хвалить за простое, ожидаемое социальное поведение, которое для других детей является само собой разумеющимся;

- Некоторые дети не хотят выполнять задания, не связанные со сферой их интересов. Должны быть установлены строгие требования относительно порядка работы в классе. Ребенку должно быть ясно, что он в классе «не командир» и должен следовать определенным правилам. Однако в то же время следует пойти ему навстречу, дав возможность позаниматься и тем, что ему интересно;

- Для особенно упрямых детей может возникнуть необходимость вначале сконцентрировать все задания вокруг сферы его интересов (например, если он интересуется животныыми, то предлагать задания по грамматике, математике, чтению, развитию слухового восприятия связанные с животными). Постепенно вводить в задания другие темы.



4. Проблемы концентрации внимания.

Дети часто не включаются в задание, т.к. их внимание отвлекают внутренние раздражители; они очень не организованны; им трудно долго удерживать внимание на учебной деятельности (часто не столько из-за недостатка внимания, сколько из-за специфического объекта их внимания; они не могут понять, что относится к делу, а что нет, так что внимание концентрируется на посторонних вещах); они имеют тенденцию уходить в свой внутренний мир, причем по глубине и интенсивности это состояние несравнимо с типичным детским фантазированием или мечтательностью, поэтому им так трудно обучаться в группе.



Рекомендации:

- Жизнь в классе такого ребенка должна быть подчинена установленным извне рамкам, хорошо структурирована. Следует установить ясные и понятные правила, крупные задания следует разделять на небольшие, учителю следует постоянно корректировать деятельность ребенка и реагировать на ошибки и удачи. Подобная внешняя организация деятельности может существенно увеличить учебную продуктивность ребенка;

- Детям с выраженной сложностью в концентрации внимания будет лучше, если время урока будет четко распланировано. Это поможет им организовать себя. Классная работа, не завершенная в определенное время (или сделанная небрежно), может быть продолжена в другое время (например, во время, отведенное на занятия его специфическим интересами). Дети иногда могут быть очень упрямыми; к ним необходимо предъявлять четкие требования, возможно, стоит ввести специальную программу поощрения - это учит их тому, что следование правилам ведет к положительным результатам (программа такого типа побуждает ребенка быть продуктивным, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка и снижает уровень стресса, поскольку ребенок видит, что он многое может);

- В случаях серьёзного дефицита внимания, медленной скорости письма и глубокой дезорганизации, может возникнуть необходимость снижения учебной нагрузки и/или обеспечения дополнительных занятий, чтобы ребенок мог доделать и классную и домашнюю работы I (некоторые дети настолько не способны сконцентрироваться, что ожидать от родителей, что они будут тратить по нескольку часов каждый вечер, делая домашнюю работу вместе с ребенком - значит, возлагать на их плечи чрезмерное бремя);

- Можно посадить ребенка на первую парту и часто обращаться к нему с вопросами, чтобы помочь ему быть внимательным на уроке;

- «Использовать обговоренные заранее невербальные сигналы, когда ребенок отвлекается (например, легкое похлопывание по плечу);

- Если используется система «шефства», посадить ребенка рядом с его одноклассником, чтобы тот время от времени напоминал своему подопечному, что, сейчас, например, нужно выполнять задание, или слушать учителя;

- Учитель должен активно поощрять ребенка отвлекая его от своих мыслей и фантазий и фокусироваться на реальном мире. Это – постоянная битва, т.к., по-видимому, комфорт внутреннего мира ребенка намного привлекательней, чем, что бы то ни было в реальной жизни. Для маленького ребенка даже свободная игра должна быть четко структурирована, иначе он может начать так глубоко погружаться в свои мысли и фантазии, что совершенно теряет связь с реальностью. Следует поощрять ребенка играть в настольные игры с одним - двумя сверстниками (под наблюдением педагога). Это не только способствует организованности игры, но также дает возможность отработать социальные навыки.



5. Нарушение координации движений.

Для детей, характерна моторная неловкость; у них скованная неуклюжая походка; они неуспешны в играх, требующих нормальных двигательных навыков; испытывают дефицит мелкой моторики, что может быть причиной проблем с чистописанием, медленной скорости письма и отсутствия способности к рисованию.



Рекомендации:

- Если есть тяжелые нарушения крупной моторики, такие дети должны заниматься по адаптированной программе по физкультуре;

- Учебный план по физкультуре должен состоять большей частью из оздоровительных упражнений (ЛФК, фитнес), не стоит включать в него спортивные соревнования;

- Ни в коем случае не подталкивать ребенка к участию в спортивных соревнованиях, т.к. его моторная неловкость может вызвать расстройство, разочарование и насмешки других членов команды. Ребенок с синдромом не умеет координировать свои действия с действиями других членов команды;

- Дети могут требовать индивидуальной программы обучения письму, включающей в себя обведение прописей с последующим копированием на бумагу, дополненное закреплением моторных навыков на доске. Учитель направляет руку ребенка, по нескольку раз обводя буквы и их соединения, при этом вслух проговаривая порядок правильного написания. Когда ребенок выучит описание наизусть, он сможет заниматься этим самостоятельно;

- Для маленьких детей хорошо использовать бумагу в косую линейку. Это помогает им контролировать размер и форму букв, а также экономить время;

- Распределяя время для разных видов работы на уроке, надо принимать в расчет медленную скорость письма ребенка;

6. Трудности обучения.



Рекомендации:

- Индивидуальная учебная программа должна быть составлена так, чтобы такой ребенок мог чувствовать себя успешным. У него должна быть серьёзная мотивация, чтобы не следовать своим собственным импульсам. Учеба должна быть «вознаграждающей», а не вызывающей тревогу и беспокойство;

- Давайте дополнительные объяснения и старайтесь упрощать слишком абстрактные понятия, вводимые на уроках;

- Обратите внимание на исключительную память этих детей: способность удерживать в голове фактическую информацию – их сильная сторона;

- Эмоциональные нюансы, скрытый смысл, проблемы человеческих отношений, как они представлены в художественной литературе, часто не будут поняты;

- Письменные работы таких учеников, как правило, однообразные, мысли перескакивают с одного предмета на другой, слова употребляются в совершенно неподходящем контексте. Эти дети часто не видят разницы между общепринятыми представлениями и собственными идеями и поэтому уверены, что учитель поймет их иногда весьма трудные для понимания выражения;

- Некоторые дети с ОВЗ часто обладают хорошей техникой чтения, но понимание текста довольно слабое;

- Учебная работа может иметь низкие результаты потому, что такой ребенок не имеет достаточной мотивации, чтобы сосредоточить усилия на том, что не входит в сферу его интересов. Для повышения качества работы должны быть установлены конкретные требования. Задание должно быть выполнено аккуратно и в положенный срок. Ребенок должен знать, что будет исправлять плохо сделанную классную работу на перемене или в то время, когда он обычно занимается интересующими его делами.



7. Эмоциональная ранимость

Детям , часто не хватает эмоциональных ресурсов, чтобы справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к ученикам в классе. Из-за своей «негибкости» они легко впадают в состояние стресса. Самооценка у них часто низкая, они самокритичны и тяжело переживают, когда совершают ошибки. Такие дети, особенно подростки, могут быть подвержены депрессиям (среди взрослых также отмечается высокий процент депрессий). Гневные реакции, вспышки раздражения обычно возникают как ответ на стрессовую ситуацию. Дети редко бывают спокойными и легко выходят из себя, когда вещи оказываются совсем не такими, какими с их точки зрения они должны быть. Взаимодействовать с людьми и справляться с обычными для нас требованиями повседневной жизни для них равносильно подвигам Геракла, которые им приходится совершать ежедневно.



Рекомендации:

- Предупреждать эмоциональные взрывы, поддерживая постоянство повседневной жизни. Чтобы минимизировать стресс от изменений в распорядке дня, ребенка надо к ним подготовить . Дети часто становятся раздражительными, испытывают страх перед лицом вынужденных или неожиданных перемен;

- Чтобы предупредить эмоциональные срывы, нужно научить ребенка справляться со стрессом. Помогите ему составить список конкретных действий, которые он сможет предпринять, когда начнет расстраиваться (например, 1 - Глубоко вздохни 3 раза; 2 - Медленно сосчитай пальцы на своей правой руке 3 раза; 3 - Попроси встречи со «школьным психологом »). В список можно включить те стереотипные действия, которые ребенок находит успокаивающими. Всё это следует написать на карточке, которую ребенок сможет носить с собой в кармане, чтобы она всегда была у него под рукой;

- Голос учителя должен быть родным и знакомым. Будьте спокойны, предсказуемы, сдержаны в общении , в то же время ясно демонстрируя сочувствие и терпение. Ханс Аспергер (1991), психиатр, именем которого назван синдром, отмечал, что «учитель, который не понимает, что детей со смешанными дефектами необходимо учить самым обычным с виду вещам, будет постоянно чувствовать раздражение и нетерпение»;

- Такие дети чаще не понимают, что они во власти уныния и депрессии. По той же причине, по какой они не могут понять чувств других людей, эти дети не в состоянии также постичь и своих собственных чувств. Они часто прячут свою депрессию и скрывают её симптомы;

- Учитель должен быть внимательным к переменам в поведении, которые могут указывать на депрессию, таким, как более высокий, чем обычно, уровень дезорганизации, невнимательности; большее, чем обычно, стремление к уединению; сниженный стрессовый порог; хроническая усталость; плач; упоминания о суициде и т.д.

- Сообщить о симптомах лечащему врачу ребенка или направить к специалисту, чтобы ребенок был обследован на предмет депрессии и если нужно, получил помощь. Поскольку эти дети часто не способны оценить свои собственные эмоции и не могут искать поддержки у других, крайне важно, чтобы депрессия была быстро распознана;

- Особенно подвержены депрессии подростки с ограниченными возможностями здоровья. Социальные навыки высоко ценятся в подростковом возрасте, и они понимают, что они – другие и что им очень трудно строить нормальные отношения. Учебный материал становится более абстрактным, и задания кажутся им более сложными. В одном случае, учителя, обратив внимание на то, что ребёнок перестал постоянно и нудно жаловаться на свои проблемы с математикой, решили, что он стал лучше справляться со стрессом обучения и стал более самостоятельным. В действительности же, его последовательно ухудшающиеся прилежание и успехи в математике, были следствием его ухода в свой внутренний мир, чтобы вообще избежать математики, так что справлялся он не так уж хорошо.



- Необходимо, чтобы за такими подростками , обучающимися в общем потоке, присматривал специальный педагог (тьютор) который оценивал бы их состояние, встречаясь с ними хотя бы раз в день и суммируя наблюдения других учителей;

- Ребенку должна быть оказана помощь, как только обнаружатся трудности в изучении какого-либо предмета. Эти дети быстро разочаровываются и на неудачи реагируют гораздо более болезненно, чем обычные дети;

- Дети со смешанными дефектами развития, отличающиеся особой эмоциональной неустойчивостью, могут нуждаться в помещении их в специальные классы, где они смогут обучаться по индивидуальной программе. Им требуется такая образовательная среда, в которой они чувствовали бы себя компетентными и успешными. Если держать их в общем потоке, где они не могут выполнять задания и усваивать материал, то это приведет только к снижению самооценки, к ещё большему уходу в себя, что создаст почву для депрессии. (В некоторых ситуациях, конечно, лучше предоставить ребенку персонального помощника, чем помещать его в специальную школу или класс. Такая помощь предполагает эмоциональную поддержку, организованную и устойчивую обратную связь.)



Учитель может играть жизненно важную роль, помогая таким детям учиться «договариваться» с окружающим миром. Т.к. эти дети часто не способны выразить свои тревоги и страхи, только значимому для них взрослому под силу убедить их покинуть безопасный мир их фантазий ради непостоянства внешнего мира. Профессионалы, работающие с такими детьми в школах, должны обеспечить четко структурированную, организованную и стабильную среду, которой им так не хватает. Использование творческих педагогических подходов в работе с детьми со смешанными дефектами развития необходимо, не только для того, чтобы содействовать академическим успехам, но также, чтобы помочь им чувствовать себя не такими чужими в мире людей и не быть сломленными обычными требованиями повседневной жизни.





……………………………………………………………