Пути привлечения детей к изучению Олонхо
(Черноградская Раиса Давыдовна, учитель физики МБОУ «Хоточчунской основной общеобразовательной школы» Хангаласского улуса)
Наглядность- абсолютная основа всякого познания.
И.Г.Песталоцци
Олонхо - древний эпос якутов. Олонхо является венцом словесного искусства якутского народа и это признано в мире. Олонхо во Франции в комиссии ЮНЕСКО в ноябре 2005 года признано мировым шедевром устного нематериального наследия человечества.
Это дало большой импульс для изучения олонхо как взрослым населением, также и учащимся, и воспитанниками образовательных учреждений РС\Я\. Не каждый ученик или дошкольник легко и просто может изучить, понять и усвоить сложный текст олонхо.Поэтому нужно искать пути привлечения детей к изучению Олонхо.
Издавна в культуре Саха были привлекательны игры , основанные на легендах и эпосах народа. В настоящее время настольные игры получают резонанс среди детей, подрастающего поколения и взрослого населения. Эта игра отвлекает детей от компьютерных игр, от улицы и даёт возможность соприкоснуться к миру Олонхо.
Настольная игра « Бои трёх миров в стране Олонхо» проистекает в точном соответствии развития событий в девяти песнях олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Игрок, будь то ребенок или взрослый, если он ещё не знаком с текстом олонхо, в ходе игры легко знакомится с героями, их передвижениями по трём мирам мироздания.
Книга-игра предлагается:
-родителям и детям разного возраста, как развивающая игра;
-распространителям национальных игр;
-учителям национальной культуры , якутской литературы для ознакомления с олонхо, через эргономизацию учебного процесса при передаче сложного текста олонхо учащимся.
Эту игру я разработала для того, чтобы народный эпос олонхо стал легко доступным для всех возрастов и даже для разных народов с целью распространения эпоса народа Саха- олонхо через настольную игру.
Наряду с этой игрой можно сделать и другие игры. Такие, как «Кубики», «Сонор», «Герои Олонхо» и другие.
Чтобы учащиеся прониклись любовью к Олонхо, я составила серию задач по математике для 5-6 классов. Эти задачи можно использовать: как во время урока, так и в проведении внеклассных мероприятий. Подготовку можно начинать заранее. Для оформления класса рекомендуется объявить конкурс рисунков к олонхо «Ньургун Боотур стремительный»
Чтобы понять Олонхо, понять ее в целостности и системности, нужна трансформация педагогической деятельности, эргономизация учебного процесса. Олонхо можно связать с математикой, при этом происходит переход от традиционного обучения к обучению продуктивному, что создает предпосылки к инновационному образованию.
С целью упрощения и привлечения интереса у всех учащихся к изучению, восприятию олонхо составила серию задач по математике для 5-6 классов по всем девяти песням о олонхо «НюргунБоотурСтремительный». Эти задачи можно использовать как во время урока, так и при проведении внеклассных мероприятий. Подготовку можно начинать заранее. Для оформления класса рекомендуется объявить конкурс к олонхо.
В конце занятий или в виде этапа этого занятия можно дать задание на обсуждение и составление задач по текстам других олонхо.
Цель: осуществить связь между математикой и фольклором.
Задачи:
Ознакомить учащихся с Олонхо.
Дать понятие старых мер измерения длин
Научить учащихся связывать эпизоды Олонхо с математикой.
Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Именно эту способность человека надо использовать в целях упрощенного изучения олонхо. При этом:
Идет непрерывное формирование творческого мышления человека , воспитание активной личности.
Обогащается историческая память учащихся, выявляется национальная особенность.
Выполняется основная цель креативной системы образования_ можно разбудить в человеке творца, воспитать смелость мысли ,выдвинуть идеи, способные изменить общепринятые стереотипы мышления.
Развивается наглядно- образное мышление, связано с оперированием образами героев олонхо. Обучающиеся могут «видеть» и «слышать» текст олонхо, восстанавливать его в логической последовательности.
Данный метод изучения олонхо через задачи ускоряет скорость понимания, восприятия, глубокого усвоения сложного и объемного материала олонхо. Этим подтверждается факт присутствия несомненного соприкосновения литературы, в данном случае – эпоса народа саха, с математикой.