СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути раскрытия языковой одаренности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен положительный опыт работы с одаренными детьми

 

 

Просмотр содержимого документа
«Пути раскрытия языковой одаренности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении»

Пути раскрытия языковой одаренности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Цыбульник Людмила Михайловна,

преподаватель русского языка и литературы

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум

техносферной безопасности

и промышленных технологий»

Заинтересованность в молодых людях, способных понимать и осваивать новое, быть открытыми и свободно выражать свои мысли, быть креативными, уметь работать в команде: принимать решения, помогать друг другу – таковы требования современного общества ко всем ступеням образовательного процесса, в том числе профессионального образования. Только в неразрывном единстве образования и воспитания появляется возможность находить и развивать одаренных детей.

Как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей личности. Для успешной реализации работы с одаренными детьми следует помнить многозначность термина «одаренность», под которым принято понимать и качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, и общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, и умственный потенциал, целостную индивидуальную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; и совокупность задатков, природных данных и своеобразия природных предпосылок способностей, и наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. [1; С. 319-320].

Каждая из особенностей одаренности может проявиться только в деятельности. Не случайны и мудрые изречения, дошедшие до нас из глубокой древности: по труду и честь, человек сам кузнец своего счастья, творение указывает на творца [3; С.89].

Именно в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности обучающегося, формируется его отношение к окружающему миру, и преподавателю необходимо умело выбирать и разнообразить направления деятельности.

Как показывает педагогическая практика, организованный преподавателем двухступенчатый процесс (поиск и поддержка талантливых подростков) позволяет системно развивать в них такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Основным видом деятельности обучающихся является учение, которое реализуется через познавательную, художественную, гедоническую активность. И, несомненно, выявить ростки одаренности у обучающихся и пробудить в них интерес к родному языку возможно через оригинальный подход к уроку, используя разнообразный набор классно-урочных творческих заданий по русскому языку и литературе, в процессе выполнения которых обучающиеся приходят к самостоятельному языковому заключению.

Многолетний опыт педагогической работы подсказал разнообразные формы урочной языковой деятельности учащихся:

  • сочинения (создание оригинальных текстов на основе пословиц, крылатых выражений);

  • языковые игры (собрать слова, начальные три буквы которых одинаковые; найти внутри предложенных слов скрытые слова, игры с перестановками букв);

  • исследование значения слов (устаревших, иноязычных);

  • составление тематических словарей;

  • создание веселого словаря (на основе шуток, рожденных в процессе учебы).

Особый интерес вызывает у обучающихся сочинение из слов, начинающихся на одну букву. В таком виде деятельности охотно участвуют все подростки. У неискушенных языковой занимательностью это короткие тексты, у тех же, кто умеет «поиграть» со словом, тексты яркие, с разнообразием языковых структур.

Привет! Пробираюсь, присматриваюсь, приглядываюсь! Прохожу – пропуск пропал! Пробовал проскочить – попытка провалилась! Приходится паспорт предъявлять… Прошел! Первая пара! Предмет пренеприятный… Признаюсь, провал. Придут проверять! Придется присутствовать… Пока пройдусь, посмотрю. Потом приготовлюсь. Пришел преподаватель. Поздоровались. Принял позу. Пишу. Почерк печальный. Первое предложение. Подчеркиваю подлежащее. Просматриваю, прочитываю, проверяю. Процесс пошел! Преподаватель просит прочитать. Пришла пора! Придется произносить! Прогресс! Получилось! Покатило! Продолжаю преуспевать! Припомнил! Праздник! Примите поздравления!

Таким образом, и успешные, и малоуспешные обучающиеся проявляют интерес к дальнейшей творческой словесной деятельности.

Это направление требует постоянной творческой ориентации и на уроках литературы, когда преподаватель, организуя работу с литературным текстом, обращает внимание и на его языковую природу, стилистическую принадлежность лексики, выразительные средства языка и фигуры речи.

Однако для дальнейшего развития одаренности детей, имеющих языковые наклонности, необходимо поддержание оптимальных условий. Созданию таковых служит внеурочная деятельность обучающихся при сопровождении педагога в процессе учебного года. Причем поиск талантливых подростков ведется постоянно. Традиционным в практике преподавателя является заседание Литературной гостиной в период адаптации к новому образовательному учреждению, которое было посвящено 210-летию (19 октября 2021 года) со дня открытия Царскосельского Лицея. Обучающимся, проявившим себя в процессе занятий на первых порах, было предложено по выбору чтение стихов наизусть, а тем подросткам, кто не сумел преодолеть психологический барьер, соответственно групповое чтение стихотворений, перекличка лицеистов пушкинского выпуска. Были и задания в подборе фотографий для презентации, музыкального сопровождения, оформлении импровизированной выставки, а также для создания эпохи XIX века бальной традиции выбор двух пар для исполнения танца с элементами костюмов. Атмосферу значимости Литературной гостиной поддержало участие в мероприятии студентов старших курсов, задававших тон мероприятию, что придало особую приподнятость настроя и проявление лучших качеств первокурсников. Из числа присутствующих более 80% обучающихся стали участниками события, а 20% из них показали высокий уровень владения словом. Во время проведения обратной связи участники мероприятия высказали удовлетворение от пережитых эмоций и выразили стремление участвовать в подобных мероприятиях в дальнейшем.

Известно, интенсивность деятельности по оказанию педагогической поддержки одаренных детей влияет на результаты их развития. «В этой связи важна не столько деятельность, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности» [3; С. 89-90].

Этому способствуют и занятия кружка «Живая классика», в котором задействованы 28% обучаемых преподавателем студентов, включая и старшекурсников, в том числе и подростков с ОВЗ.

Специфика работы преподавателя в данном направлении разнопланова: работа с текстом, чтение стихов и прозы с листа и наизусть, создание презентаций о поэтах-юбилярах, экскурсии в библиотеку им. Гайдара, Краевой музей им. Гродекова, просмотр кинофильмов о жизни и творчестве писателей,

Задача преподавателя – «ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, всемерно раскрывать его потенциальные возможности» [3; С. 91].

Опыт, накопленный во время занятий, позволяет его участникам представлять подготовленные произведения на ежегодном общетехникумовском конкурсе чтецов «Души прекрасные порывы» и показывать хорошее владение литературном материалом.

Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения, успешно реализуемого его участниками в Краевом конкурсе для обучающихся с ОВЗ и городском конкурсе чтецов «Живое слово».

Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. [3; С. 91]

Хотя предметы языковой направленности изучаются на первом году обучения, сопровождение одаренных детей продолжается на протяжении всего периода обучения, когда накопленный опыт позволяет обучающимся быть конкурентоспособными. Об этом свидетельствует успешное участие третьекурсников в Фестивале детских и молодежных пресс-центров. Две работы в номинации «Юнкор» Конкурса юных журналистов, а также стихотворение в номинации «Лучшее поэтическое произведение» Конкурса «Творческий неформат» признаны победителями.

Таким образом, через систему конкретных творческих дел развиваются и формируются заданные качества личности. « Главное дело воспитания как раз в том и заключается, - писал С. Л. Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для нее значимые, для него притягательные…»[3; С.91].

Литература:

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров Ю. А. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

2.Педагогическая поддержка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др. ]; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; [науч. ред.Н. Б. Крылова ]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

3. Подласый И. П. Педагогика : Учебник . –М.: Высшее образование, 2006. – 540с