ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: преемственность, качество образования, дошкольное, начальное общее образование, цели, принципы организации образовательного процесса, обогащение образовательного содержания, общекультурное развитие ребенка, расширение информационного пространства, становление личности ребенка, его ценностных ориентаций, воспитание культуры восприятия чувств, отношений, самоценность каждого возрастного периода развития ребенка, освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
Одной из ведущих задач реформирования системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. Данная проблема приобретает особое значение в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС. Основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.
Отметим, что проблема преемственности дошкольного и начального общего образования до сих пор остается открытой и приобретает особое звучание в условиях модернизации российского образования. Особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста. Так как именно в этот период происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития – от коммуникативно-игровой к учебной. Данное противоречие рассмотрено в исследованиях: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.Г.Кравцова, Г.А. Цукерман, Т.В. Тарунтаевой и др. В результате анализа работ данных авторов преемственность нужно рассматривать как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества – достижения, которые будут служить основой для успешного обучения в школе. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования должна строить свою работу на достижениях ребенка-дошкольника и проектировать, и реализовывать свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности между дошкольным и начальными звеньями позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
В современной педагогической (психолого-педагогической) теории и практике проблема преемственности может быть корректно поставлена и разрешена лишь в рамках системы развивающего образования. Говоря о таком образовании, нужно иметь в виду не только теорию и практику развивающего обучения. В данном случае речь пойдет о развивающей направленности, как тенденции, присущей отечественному образованию в целом. Нужно подчеркнуть, что указанная тенденция проявляется в разных образовательных системах с различной степенью выраженности. Она содержит лишь возможный ориентир для внутреннего преобразования этих систем в направлении более полного раскрытия их развивающего потенциала.
Анализ образовательных программ показал, что в последние годы психологами, педагогами-исследователями разработаны варианты решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования. Так, например, разработаны образовательные программы, которые направлены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик» (Авторы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л.Бережковская, Л.А. Кожарина); «Из детства – в отрочество» (Т.Н.Доронова, Л.Г. Голубева и др.); «Преемственность» (Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я.Шпикалова и др); «Сообщество» (К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уоми); «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.); «Школа 2100» (под ред. А.А. Леонтьева); отметим, что в состав авторского коллектива данной программы вошли: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина, Р.Н. Бунеева, Т.Р. Кислова, А.А. Вахрушев, Л.М.Денякина, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова и др. Однако, анализ педагогической теории и практики, и в частности, вышеназванных образовательных программ показал, что по решению проблемы преемственности дошкольного и начального образования можно обозначить комплекс вопросов, требующих обязательного разрешения:
1. Отсутствие механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях; это обеспечит общую и специальную готовность к переходу на школьное обучение, где основной целью образования является становление личности ребенка, его всестороннее общее развитие с учетом возросших возможностей, специфики школьной жизни и одновременным освоением важнейших учебных навыков в математике, чтении, письме; становлении учебной деятельности. На практике отсутствие согласования целей и принципов в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе выражается в ориентации их на одностороннюю адаптацию дошкольного учреждения к целям и требованиям начальной школы (например, в дидактизме дошкольных занятий, строящихся по учебно-предметному принципу, вытеснении из дошкольных образовательных учреждений специфических для дошкольников видов деятельности – игры, художественного творчества и др.) и как следствие сведение решения проблемы преемственности к проблеме специфики подготовки дошкольника к школе, которая приобретает не только организационные, но и технологичные формы. Недоучет психологических изменений детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
2. Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым (современным) требованиям социума (исключение составляют системы развивающего обучения). Поэтому следующее направление в решении проблемы преемственности – обогащение образовательного содержания в начальной школе, содействие общекультурному развитию ребенка, т.е. расширение его информационного пространства, трансформирование ценностных ориентаций, воспитание культуры восприятия чувств, отношений.
Нужно отметить, что большая роль в решении проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования отводится педагогу. Так как именно от него зависит специфика реализации содержательных и процессуальных аспектов решения данной проблемы. Это означает, что: педагог должен знать особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства; рассматривать преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования, как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение. Реализация данного положения на практике означает: использование в школе цикличности и проектной организации содержания обучения, одного из ведущих принципов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении; создание развивающей предметной среды в начальной школе; максимальное использование, особенно в первый год обучения, игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций, условий для самостоятельной практической деятельности ребенка; обеспечение взаимосвязи уроков, занятий с повседневной жизнью детей; использование различных форм обучения «неурочного» типа; применение на уроках в школе таких форм общения детей, которые позволят (обеспечат ребенку возможность) ориентироваться на партнера-сверстника, общаться с ним и учиться у него, поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку; более широкое использование методов и приемов, активизирующих у детей мыслительную и поисковую деятельность, воображение, память; максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, переменах, в процессе внеклассной работы. Педагогическая деятельность должна быть направлена: на сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования); опоры на уровень достижений дошкольного детства, сформированности умений учиться как фундаментального новообразования, освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром. Целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: инициативности, самостоятельности, любознательности, творческого воображения, произвольности и др.
Одна из важных проблем, решаемых педагогом по вопросу преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой – это недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребенка из детского сада в начальную школу. Сущность переходного (адаптационного) периода заключается в том, что у дошкольника уже есть основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, произвольность, мотивация, коммуникативные умения и др. Тем не менее он, по существу, еще дошкольник и становление его как ученика произойдет лишь в процессе учебной деятельности. Данный процесс осуществляется в первом полугодии первого года обучения в школе и включает в себя компоненты физической, психологической адаптации. Анализ педагогической теории и практики показал, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:
- временной фактор (срок вхождения дошкольника в школьную жизнь должен быть продлен до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной); продолжительность урока 35 минут;
- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы);
- безоценочная система в течение первого года обучения; создание условий приближенных к условиям детского сада (дополнительные прогулки между уроками, наличие игрового уголка, создание развивающей среды и т.д.).
Таким образом, проблема преемственности дошкольного и начального общего образования является одной из актуальных в педагогической (психолого-педагогической) теории и практике. Особое значение в ее решении принадлежит педагогу, который должен быть подготовлен к пониманию согласованности и перспективности всех компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на всех ступенях образования, что обеспечит поступательное развитие ребенка. Педагог должен владеть личностно ориентированными и игровыми технологиями, знать наличный уровень достижений дошкольников, содействовать личностному и познавательному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.