СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дипломная работа по исследованию проблемы профессиональной деформации личности педагога в результате эмоционального выгорнаия. Можно использовать на МО учителей и психологов.
Ф
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Пути решения проблемы профессиональной деформации личности педагога в образовательном учреждении»
Автор работы: Корчакова Виктория Валентиновна
Содержание
| Стр. |
Введение | 3 |
Глава 1. Кадровая политика РФ в системе общего образования на современном этапе. | 7 |
1.1 Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности современном этапе. | 7 |
1.2 Работа с педагогическими кадрами как приоритетное направление региональной политики в системе общего образования в 2012/2013 учебном году и на период до 2020 года (на примере Калининградской области).
| 11 |
Глава 2 . Специфические особенности профессиональной деятельности педагога в современных условиях. | 15 |
2.1 Роль учителя в обеспечении современного качества образования.
| 15 |
2.2 Причины профессиональной деформации педагога. | 17 |
2.3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и, как следствие, профессиональная деформация педагогического коллектива образовательного учреждения на примере МАОУ города Калининграда гимназии №40.
| 20 |
2.4. Рекомендации по предупреждению профессиональной деформации. | 29 |
Заключение | 31 |
Список литературы | 33 |
Приложения | 36 |
|
|
Введение
Образование – это целенаправленный единый процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах государства, общества, семьи, личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок ,опыта деятельности в целях интеллектуального, профессионального, духовно-нравственного развития человека. Именно право каждого гражданина на образование является основным и неотъемлемым конституционным правом (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также национальными и культурно – историческими особенностями страны. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Система образования в России — это сложный меняющийся механизм. Постоянные преобразования в данной сфере затрагивают практически всех граждан России.
Современное российское общество, как и много лет назад, считает, что школа начинается с учителя, и в первую очередь обращает внимание на эту ключевую фигуру. Главным требованием, предъявляемым государством и временем к педагогическим коллективам школы, является специфическое состояние личности выпускника, которое в настоящий момент принято называть "моделью выпускника". У каждой эпохи свой идеал этой модели: советское время требовало унификации личностных качеств, что диктовало главенство репродуктивного метода обучения; долгое время после распада Советского Союза четких требований к модели выпускника
выработано не было. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определила эти требования и, соответственно, обозначила тот круг вопросов, которые предъявляет время и к современному учителю.
Актуальность исследования. В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" учитель идет "за учеником", меняется так, как этого требуют ученики новых поколений. Именно это обуславливает требование постоянного повышения квалификации учителя, его включенности в инновационные образовательные процессы и педагогические коммуникации. Время предъявляет высокие требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем активности, работоспособности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности.
Предмет исследования - психологическое сопровождение профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступает педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения.
Цель аттестационной работы – разработка рекомендаций по организации психологического сопровождения педагогического коллектива образовательного учреждения.
Задачи выпускной аттестационной работы:
1.Изучить современную ситуацию в системе образования Российской Федерации (в частности, Калининградской области).
2.Проанализировать нормативно – правовую базу, регламентирующую деятельность педагогов.
3. Проанализировать текущее состояние системы общего образования в Калининградской области.
4.Провести исследования профессиональной деформации педагогов в образовательном учреждении.
5.Разработать рекомендации по профилактике профессиональной деформации педагогом в образовательном учреждении.
Методический аппарат исследования:
Для решения перечисленных задач были использованы следующие методы исследования: a) методы организации исследования: метод поперечных срезов; b) методы сбора данных:
для изучения эмоционального выгорания - «Опросник выгорания» В.В. Бойко;
для изучения отношений педагогов в профессиональной деятельности – опросник , разработанный автором: « Отношения к работе»:
стандартизированное интервью (представителей администрации образовательного учреждения)
метод наблюдения и беседы с коллективом;
эмпирические методы (анкетирование, тестирование);
методы обработки данных;
База исследования. Исследование проводилось в МАОУ гимназии №40 города Калининграда, в котором приняли участие 68 педагогических работников различного возраста и стажа профессиональной деятельности.
Новизна работы заключается в определенном вкладе в дальнейшую разработку проблемы профессионального выгорания, расширении представлений о данном феномене и характерных особенностях его преломления в педагогических профессиях ; в обосновании необходимости создания службы психологического сопровождения деятельности педагога как инструмента повышения психического и физического здоровья .
Практическая ценность заключена в том, что полученные данные могут быть использованы для модификации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и для организации работы по профилактике и коррекции профессиональной деформации у педагогов.
Структура работы. Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 28 наименований и приложений, всего 42 страницы.
Во введении заявлена актуальность работы, сформулированы цель, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе рассмотрены нормативно - правовые аспекты и вопросы обеспечения деятельности педагога в регионе на современном этапе.
Во второй главе освещены особенности деятельности педагогических работников, причины их профессиональной деформации вследствие эмоционального выгорания и предложены конкретные рекомендации по сделанные по итогам исследования . Предложены целесообразные решения и направления действий администрации муниципального автономного образовательного учреждения по рассматриваемым вопросам.
В заключении ????
Глава 1. Кадровая политика РФ в системе общего образования на современном этапе.
1.1 Обзор основных нормативно-правовых документов в РФ на современном этапе.
Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации. В системе ценностей современного человека образование занимает одно из первых мест. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.
Приведение образования в соответствие с мировым уровнем требует значительных материальных и организационных усилий со стороны государства и его органов, а также содействия со стороны общества. Главные направления реформы образования связаны с повышением инвестиционной привлекательности сферы образования и обеспечением доступности качественного образования, а также переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Все это обусловливает необходимость процесса модернизации образования.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования которого « являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма; к творческой индивидуальности педагога.
В законе прописано, что « в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда». Данный документ указывает и на обязанности педагогов: «1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень».
В законе упоминается и другой важнейший документ, призванный изменить систему образования в РФ. Это Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), включающие в себя стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
В сстандарте прописано следующее: «Системообразующей составляющей стали требования к результатам освоения основных образовательных программ». Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, но на метапредметные и личностные результаты. Изменились методологические основы системы оценки достижений к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации
педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу общего образования. Уровень квалификации работников образовательного учреждения должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории. Соответствие уровня квалификации работников устанавливается при их аттестации.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России: « Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Все эти требования к педагогам
направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом,
адекватным развивающей образовательной парадигме федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и
необходимую квалификацию, быть способны к инновационной
профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем
методологической культуры и сформированной готовностью к
непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой
политики. В компетентность учителя входит осуществление обучения и
воспитания школьников, использование современных образовательных, в
том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения,
способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных и первостепенных условий для успешного перехода образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
1.2 Работа с педагогическими кадрами как приоритетное направление региональной политики в системе общего образования в 2012/2013 учебном году и на период до 2020 года (на примере Калининградской области).
Проанализовав публичный доклад Министерства образования Калининградской области за 2012-2013 учебный год, было отмечено следующее: «На территории Калининградской области в 2012/2013 учебном году действовало 191 общеобразовательных учреждений различных уровней и подведомственности. В них обучалось 91367 человек.
В системе общего образования продолжает реализовываться стартовавший в 2011 году крупномасштабный проект по модернизации общего образования, основной целью которого является повышение качества путём модернизации системы общего образования. Важной целью проекта является доведение заработной платы педагогов до средней по экономике региона. Школы приобрели современное компьютерное, учебно-лабораторное, учебно-производное оборудование, что позволяет реализовать требования ФГОС, организуя моделирование, техническое творчество, проектную деятельность обучающихся. Важнейшими направлениями реализации мер по модернизации - это повышение квалификации педагогов с использованием дистанционных и облачных технологий, образовательных стажировок в регионах РФ, Литвы, Польши. Происходит коррекция критериев оценивания профессиональной деятельности педагогических работников по психолого-педагогическим направлениям и повышение требований к уровню компьютерной грамотности. За счет реализации Комплекса мер, фиксируемых Росстатом, мониторинга «Наша новая школа» в течение последних 2 лет отмечен рост новых компетентностей учителя и повышение интереса педагогов к электронным образовательным ресурсам, исследованию и применению их возможностей, интенсификацией процесса обучения и воспитания; увеличение заработной платы за счет изменения системы оплаты труда педагогических работников;
% средней заработной платы педагогических работником от средней по экономике региона
омоложение педагогических кадров за счёт повышение социального статуса учителя (удельный вес численности учителей до 30 лет ,по сравнению с 2009 годом, увеличился в 2 раза); введение механизма эффективного контракта; организация профессиональных конкурсов; организация профильных лагерей для молодых педагогов; формирование кадрового резерва из числа молодых педагогов; реализуется проект «Ипотека молодых учителей» др. Система оценки качества в регионе изменяется. Происходит усиление ответственности участников образовательного процесса за результат, создаются экспериментальные площадки (по физико-математическому и лингвистическому направлениям), совершенствуются нормативные документы, регламентирующие процедуры независимой оценки качества образования. Мониторинг системы образования и независимая оценка качества, согласно новому закону «Об образовании в РФ», включены в механизм управления. С 2011 года в регионе реализуется Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках которой в области реализуется проект «Интеграционная модель взаимодействия субъектов с целью обеспечения модернизации и развития инновационной инфраструктуры в системе образования, направленной на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового обеспечения системы образования Калининградской области». Педагоги проходят обучение в формате образовательных стажировок, как на территории РФ, так и за её пределами. В области функционирует 21 базовая площадка. Ведётся активная подготовка тьютеров по вопросам введения новых ФГОС, ИКТ, государственно-общественного управления.
В целевой программе «Развития образования на 2012-2016 годы» прописаны следующие тактические задачи: 1.Обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях Калининградской области на основе введения ФГОС нового поколения.
2.Обеспечение устойчивости развития системы дошкольного образования.
3.Развитие системы выявления, развития, поддержки одарённых детей.
4.Становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
5.Формирование механизмов объективного оценивания качества образования.
6. Устойчивое развитие системы дополнительного образования и воспитания детей в Калининградской области.
7.Для обеспечения роста профессиональной компетентности модернизация процесса переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Глава 2. Причины возникновения профессиональной деформации (эмоционального выгорания) педагога, диагностика и пути решения проблемы.
2.1 Роль учителя в обеспечении современного качества образования.
В период реформирования современной системы образования основным требованием, предъявляемым государством к участникам образовательного процесса, в целом, и к педагогическому коллективу, в частности, является особый образ выпускника. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждённая Президентом РФ Д.А.Медведевым в 2010 году провозглашала буквально следующее: « Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». И, безусловно, образовательные достижения учащихся определяются профессиональным мастерством педагога и последовательной стратегией школы. « Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего»- провозглашено национальной образовательной инициативой "Наша новая школа". ФГОС нового поколения трактует об изменении требований стандарта в позиции учителя от ведущей к сопровождающей, что представляет определённую сложность для большей части педагогического корпуса. Принятие учителем новой концепции обучения и новых технологий, готовность к изменению стиля работы, постоянная переподготовка и самообразование, инновационная деятельность, чёткое знание и умение следовать основным документам, владение рядом оцениваемых эффективным контрактом компетентностей (например, активное пользование разнообразными информационными технологиями, эффективное применение учебно-методических и иных ресурсов)– требования, предъявляемые к педагогу. Роли учителя также изменяются. Наряду с традиционной, появляется учитель – консультант, модератор, тьютор. Изменилась и методическая составляющая работы учителя. Важнейший постулат "Нашей новой школы" - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Какие требования к учителю предъявляет это положение? Безусловно, создания психологически комфортной обстановки обучения, грамотное распределение нагрузки учащихся, избегание и перегрузок. Не стоит забывать и о ещё одной составляющей педагогической деятельности, такой как общение не только с учащимися, но и родителями, коллегами, социальными партнёрами образовательного учреждения. И здесь педагог обязан быть «на высоте», уметь вовремя помочь, разъяснить, наладить контакт.Таким образом, прежде чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций – учителя, обеспечить безболезненное вхождение в жизнь с новыми реалиями.
2.1 Причины возникновения профессиональной деформации (эмоционального выгорания) педагогических работников.
Выше были перечислены требования, предъявляемые в настоящее время к педагогу. Не секрет, что для педагогической деятельности характерны высокие эмоциональные нагрузки вследствие активного эмоционального взаимодействия. Отечественные психологи (Р.М.Грановская, Т.М.Митина, А.О.Прохоров) называют деятельность учителя одной из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности и отмечают как её важнейшую характеристику напряжённость, эмоциональную загруженность. Стрессогенность профессии педагога усиливается и другими факторами – недостаток признания окружающими, большая физическая и психическая нагрузка как результат увеличения учебной нагрузки с целью повышения материальной составляющей жизни. На фоне этого развивается синдром профессионального выгорания, ведущий к истощению личностных и энергетических ресурсов человека. Синдром профессионального (эмоционыльного)выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения. На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой "группой риска" являются педагоги. Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно:
1. Эмоциональное истощение, психологическая выхолощенность.
2.Деперсонализация-это состояние сознания, характеризующееся ощущением отрешенности от мира, в том числе от себя.
3. Снижение способности помогать окружающим на фоне эмоционального истощения.
Следствиями данного процесса являются: 1. Снижение самооценки.
«Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.2. Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с участниками профессиональной деятельности.
3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Выгорание быстро распространяться среди сотрудников. В.В.Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание. Рассмотрим их:
хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность;
дестабилизирующая организация деятельности;
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
психологически трудный контингент;
интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
нравственные дефекты
Явления профессиональной деформации вследствие эмоционального выгорания свойственны не только отдельным личностям, но и целым коллективам. Симптомы подобного явления следующие:
высокая текучесть кадров;
снижение вовлеченности сотрудников в работу;
антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности; развитие критического отношения к сотрудникам;
недостаток сотрудничества среди персонала;
прогрессирующее падение инициативы;
рост чувства неудовлетворенности от работы;
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. К Маслач выделяет физические ,психологические и поведенческие симптомы эмоционального выгорания .К физическим относятся: усталость, чувство истощения, избыток или недостаток веса, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта, , бессонница.
К поведенческим и психологическим относят симптомы: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды, разочарования,
неуверенность; чувство вины и не востребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; чувство всемогущества и ригидность;
неспособность принимать решения; повышенное чувство ответственности за учащихся и коллег; общая негативная установка на жизнь.
К сожалению, выше перечисленное, свойственно современным педагогам. И это проблема, которую необходимо решать на всех уровнях-государства, региона, образовательного учреждения.
2.3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и, как следствие, профессиональной деформации педагогического коллектива МАОУ гимназии №40.
Исследования проводились в соответствии с поставленной целью и ранее обозначенными задачами.
Объектом исследования педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения.
Предмет исследования – особенности профессиональной деформации.
База исследования: Исследование проводилось в МАОУ гимназии №40 города Калининграда, в котором приняли участие 68 педагогических работников различного возраста и стажа профессиональной деятельности. Из них: … учителей-предметников, … учителей начальных классов, 2 педагога-организатора, 1 педагог-психолог. Испытуемые – женщины и мужчины от 21 до 65лет. Имеют образование: 82% высшее, 18% средне- специальное. Тестирование проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложение). После проведения тестирования, данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.
На втором этапе исследования - уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.
На третьем этапе проведен анализ исследования и сделаны выводы.
Методы и методики исследования.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Анкетирование – с его помощью была получена социально-демографическая информация об испытуемых.
2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко. С её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение).
Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
9 и менее баллов симптом не сложился;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более баллов – симптом сложился.
Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – фаза сформировалась.
Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении №1.
Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Таблица 1
№ п/п | Должность | Возраст | Пед. стаж | 1 фаза | 2 фаза | 3 фаза | Общий балл | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
1 | Предметн. | 41 | 15 | 12 | 13 | 6 | 28 | 59 | 17 | 19 | 48 | 28 | 112 | 8 | 5 | 23 | 25 | 61 | 232 | |||
2 | Предметн. | 24 | 3 | 20 | 8 | 15 | 13 | 56 | 22 | 10 | 38 | 20 | 90 | 22 | 20 | 19 | 22 | 83 | 229 | |||
3 | Предметн. | 42 | 20 | 7 | 8 | 6 | 13 | 34 | 15 | 17 | 31 | 20 | 83 | 25 | 16 | 8 | 25 | 64 | 191 | |||
4 | Предметн. | 39 | 18 | 8 | 8 | 7 | 14 | 37 | 15 | 17 | 32 | 20 | 84 | 26 | 27 | 10 | 24 | 65 | 194 | |||
5 | Предметн | 36 | 9 | 15 | 8 | 11 | 5 | 39 | 20 | 10 | 30 | 25 | 85 | 23 | 18 | 8 | 14 | 63 | 187 | |||
6 | Предметн | 32 | 11 | 13 | 10 | 15 | 13 | 60 | 10 | 15 | 13 | 8 | 46 | 20 | 18 | 21 | 0 | 59 | 165 | |||
7 | Предметн | 44 | 21 | 12 | 8 | 13 | 13 | 46 | 22 | 8 | 16 | 17 | 63 | 7 | 8 | 8 | 13 | 36 | 145 | |||
8 | Предметн | 30 | 5 | 5 | 8 | 6 | 15 | 34 | 23 | 0 | 40 | 15 | 78 | 2 | 8 | 10 | 13 | 33 | 145 | |||
9 | Нач.клас. | 37 | 15 | 5 | 8 | 0 | 16 | 29 | 13 | 10 | 20 | 20 | 63 | 18 | 8 | 7 | 18 | 49 | 141 | |||
10 | Предметн | 39 | 15 | 5 | 8 | 12 | 27 | 52 | 12 | 16 | 3 | 5 | 36 | 12 | 13 | 13 | 5 | 43 | 131 | |||
11 | Предметн | 49 | 21 | 10 | 0 | 0 | 10 | 20 | 28 | 9 | 25 | 14 | 76 | 3 | 10 | 12 | 8 | 33 | 129 | |||
12 | Предметн | 48 | 26 | 18 | 8 | 0 | 3 | 29 | 3 | 7 | 45 | 17 | 72 | 5 | 3 | 10 | 10 | 28 | 129 | |||
13 | Предметн | 50 | 29 | 17 | 8 | 0 | 8 | 33 | 12 | 0 | 23 | 18 | 53 | 7 | 3 | 10 | 22 | 42 | 128 | |||
14 | Предметн | 53 | 27 | 19 | 3 | 5 | 8 | 35 | 23 | 5 | 17 | 13 | 58 | 10 | 8 | 8 | 5 | 31 | 124 | |||
15 | Предметн | 39 | 21 | 12 | 10 | 1 | 5 | 28 | 12 | 5 | 33 | 20 | 70 | 10 | 8 | 0 | 7 | 25 | 123 | |||
16 | Доп.обр. | 52 | 13 | 10 | 3 | 0 | 7 | 20 | 12 | 10 | 25 | 22 | 69 | 13 | 13 | 3 | 3 | 32 | 121 | |||
17 | Нач.клас. | 37 | 16 | 5 | 10 | 10 | 5 | 30 | 17 | 5 | 13 | 1 | 36 | 30 | 5 | 8 | 7 | 50 | 116 | |||
18 | Нач.клас. | 40 | 15 | 12 | 3 | 0 | 21 | 36 | 12 | 15 | 26 | 2 | 55 | 4 | 6 | 5 | 8 | 23 | 114 | |||
19 | Предметн | 29 | 1 | 7 | 10 | 0 | 3 | 20 | 22 | 13 | 5 | 25 | 65 | 10 | 11 | 5 | 2 | 28 | 113 | |||
20 | Предметн | 42 | 16 | 27 | 0 | 0 | 0 | 27 | 25 | 10 | 26 | 17 | 78 | 0 | 0 | 0 | 8 | 8 | 113 | |||
21 | Предметн | 32 | 11 | 7 | 8 | 0 | 8 | 23 | 25 | 2 | 10 | 12 | 49 | 2 | 11 | 13 | 15 | 41 | 113 | |||
22 | Нач.клас. | 44 | 21 | 19 | 3 | 11 | 5 | 38 | 14 | 5 | 13 | 13 | 45 | 5 | 10 | 10 | 5 | 30 | 113 | |||
23 | Нач.клас. | 45 | 26 | 18 | 0 | 7 | 8 | 33 | 10 | 20 | 3 | 18 | 51 | 10 | 8 | 3 | 5 | 26 | 110 | |||
24 | Предметн | 23 | 2 | 14 | 5 | 5 | 8 | 32 | 15 | 8 | 5 | 12 | 40 | 20 | 3 | 8 | 5 | 36 | 106 | |||
25 | Нач.клас. | 38 | 20 | 0 | 5 | 0 | 7 | 12 | 12 | 20 | 20 | 9 | 61 | 13 | 5 | 7 | 2 | 27 | 100 | |||
26 | Предметн | 40 | 12 | 7 | 2 | 0 | 10 | 19 | 4 | 7 | 22 | 12 | 45 | 15 | 6 | 8 | 6 | 35 | 99 | |||
27 | Нач.клас | 40 | 19 | 7 | 3 | 0 | 7 | 17 | 20 | 17 | 0 | 20 | 57 | 8 | 11 | 0 | 5 | 24 | 98 | |||
28 | Предметн | 46 | 22 | 0 | 11 | 11 | 16 | 38 | 12 | 5 | 2 | 7 | 26 | 8 | 3 | 8 | 15 | 34 | 98 | |||
29 | Предметн | 27 | 5 | 7 | 8 | 0 | 12 | 28 | 15 | 5 | 10 | 7 | 37 | 2 | 11 | 15 | 5 | 33 | 97 | |||
30 | Предметн | 44 | 25 | 17 | 5 | 2 | 8 | 32 | 12 | 5 | 11 | 7 | 35 | 5 | 3 | 13 | 8 | 29 | 96 | |||
31 | Предметн | 38 | 15 | 8 | 11 | 6 | 5 | 30 | 12 | 7 | 0 | 12 | 31 | 10 | 15 | 0 | 8 | 33 | 94 | |||
32 | Предметн | 34 | 14 | 22 | 3 | 0 | 16 | 41 | 2 | 5 | 16 | 15 | 38 | 5 | 8 | 3 | 8 | 24 | 93 | |||
33 | До.обр | 21 | 1 | 2 | 0 | 11 | 4 | 17 | 13 | 5 | 33 | 7 | 58 | 2 | 10 | 0 | 5 | 17 | 92 | |||
34 | Предметн | 37 | 13 | 4 | 0 | 3 | 8 | 15 | 17 | 9 | 15 | 17 | 58 | 5 | 3 | 0 | 6 | 14 | 87 | |||
35 | Предметн | 45 | 22 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 14 | 14 | 20 | 12 | 60 | 2 | 8 | 8 | 6 | 24 | 89 | |||
36 | Предметн | 53 | 12 | 2 | 3 | 1 | 0 | 6 | 15 | 17 | 12 | 5 | 49 | 15 | 13 | 0 | 0 | 28 | 83 | |||
37 | Предметн | 40 | 11 | 9 | 0 | 0 | 8 | 17 | 15 | 2 | 5 | 24 | 46 | 17 | 3 | 0 | 2 | 22 | 85 | |||
38 | Предметн | 43 | 23 | 15 | 5 | 0 | 8 | 28 | 17 | 5 | 8 | 10 | 40 | 0 | 3 | 8 | 8 | 19 | 87 | |||
39 | Нач.клас. | 34 | 1 | 5 | 5 | 0 | 3 | 13 | 17 | 8 | 10 | 7 | 42 | 15 | 3 | 3 | 7 | 28 | 83 | |||
40 | Нач.клас. | 48 | 26 | 10 | 8 | 0 | 8 | 26 | 15 | 2 | 15 | 3 | 35 | 3 | 2 | 0 | 18 | 23 | 84 | |||
41 | Предметн | 26 | 3 | 5 | 5 | 6 | 0 | 16 | 19 | 9 | 3 | 5 | 36 | 17 | 10 | 5 | 2 | 34 | 86 | |||
42 | Предметн | 30 | 7 | 2 | 0 | 5 | 5 | 12 | 25 | 23 | 5 | 0 | 53 | 14 | 7 | 3 | 0 | 24 | 89 | |||
43 | Предметн | 29 | 7 | 4 | 5 | 0 | 0 | 9 | 12 | 7 | 0 | 17 | 36 | 13 | 18 | 3 | 8 | 42 | 87 | |||
44 | Предметн | 42 | 15 | 2 | 5 | 0 | 5 | 12 | 20 | 0 | 2 | 22 | 44 | 8 | 8 | 0 | 7 | 23 | 79 | |||
45 | Нач.клас. | 47 | 21 | 5 | 0 | 0 | 13 | 18 | 5 | 7 | 8 | 13 | 33 | 5 | 13 | 0 | 8 | 26 | 77 | |||
46 | Нач.клас. | 65 | 40 | 3 | 18 | 0 | 0 | 21 | 0 | 3 | 25 | 7 | 35 | 8 | 6 | 0 | 3 | 17 | 73 | |||
47 | Нач.клас. | 49 | 20 | 0 | 3 | 5 | 3 | 11 | 23 | 2 | 8 | 10 | 43 | 7 | 3 | 3 | 6 | 19 | 73 | |||
48 | Предметн. | 57 | 34 | 18 | 0 | 0 | 3 | 21 | 14 | 7 | 3 | 15 | 39 | 5 | 3 | 3 | 0 | 11 | 71 | |||
49 | Нач.клас. | 50 | 30 | 9 | 0 | 0 | 5 | 14 | 15 | 5 | 8 | 2 | 30 | 10 | 5 | 3 | 8 | 26 | 70 | |||
50 | Предметн | 54 | 22 | 2 | 0 | 0 | 11 | 13 | 18 | 2 | 5 | 12 | 37 | 8 | 3 | 0 | 8 | 19 | 69 | |||
51 | Предметн | 25 | 2 | 8 | 15 | 5 | 0 | 28 | 3 | 8 | 7 | 2 | 20 | 15 | 5 | 0 | 0 | 20 | 68 | |||
52 | Предметн | 47 | 25 | 15 | 3 | 0 | 5 | 23 | 7 | 5 | 5 | 13 | 32 | 0 | 3 | 3 | 5 | 11 | 66 | |||
53 | Предметн | 50 | 22 | 3 | 8 | 0 | 8 | 19 | 12 | 7 | 8 | 2 | 29 | 5 | 3 | 3 | 6 | 17 | 65 | |||
54 | Предметн | 31 | 10 | 12 | 0 | 0 | 0 | 12 | 10 | 5 | 10 | 7 | 32 | 2 | 8 | 5 | 2 | 17 | 61 | |||
55 | Предметн | 50 | 31 | 3 | 3 | 0 | 0 | 6 | 18 | 2 | 8 | 0 | 28 | 17 | 3 | 2 | 5 | 27 | 61 | |||
56 | Нач.клас. | 40 | 19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 17 | 3 | 7 | 32 | 10 | 13 | 3 | 2 | 28 | 60 | |||
57 | Предметн | 45 | 23 | 2 | 8 | 0 | 5 | 15 | 12 | 5 | 3 | 5 | 25 | 2 | 3 | 3 | 12 | 20 | 60 | |||
58 | Предметн | 50 | 23 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 15 | 2 | 8 | 7 | 32 | 0 | 6 | 6 | 8 | 20 | 57 | |||
59 | Предметн | 37 | 16 | 0 | 5 | 5 | 0 | 10 | 10 | 7 | 0 | 12 | 29 | 2 | 13 | 0 | 0 | 15 | 54 | |||
60 | Предметн | 48 | 29 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 14 | 5 | 5 | 7 | 31 | 2 | 8 | 0 | 8 | 18 | 51 | |||
61 | Предметн | 54 | 18 | 2 | 0 | 1 | 0 | 3 | 15 | 4 | 0 | 5 | 24 | 15 | 8 | 0 | 0 | 23 | 50 | |||
62 | Предметн | 31 | 9 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 10 | 12 | 3 | 0 | 25 | 15 | 8 | 0 | 0 | 23 | 50 | |||
63 | Предметн | 30 | 8 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 10 | 12 | 3 | 0 | 25 | 15 | 8 | 0 | 0 | 23 | 50 | |||
64 | Доп.обр. | 25 | 3 | 2 | 0 | 4 | 3 | 9 | 10 | 7 | 0 | 2 | 19 | 2 | 8 | 3 | 8 | 21 | 49 | |||
65 | Предметн | 35 | 9 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 13 | 10 | 3 | 2 | 28 | 10 | 8 | 0 | 0 | 18 | 48 | |||
66 | Предметн | 42 | 18 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 20 | 5 | 3 | 7 | 35 | 0 | 3 | - | 5 | 8 | 46 | |||
67 | Предметн | 43 | 11 | 2 | 5 | 10 | 3 | 20 | 0 | 7 | 0 | 3 | 10 | 0 | 8 | 3 | 3 | 16 | 46 | |||
68 | Нач.клас. | 44 | 23 | 2 | 5 | 0 | 0 | 7 | 12 | 5 | 0 | 7 | 24 | 2 | 3 | 0 | 10 | 15 | 46 | |||
69 | Предметн | 36 | 12 | 2 | 3 | 0 | 0 | 5 | 12 | 5 | 15 | 2 | 34 | 0 | 3 | 0 | 3 | 6 | 45 | |||
70 | Нач.клас. | 54 | 22 | 9 | 3 | 0 | 3 | 15 | 9 | 0 | 10 | 5 | 24 | 0 | 3 | 0 | 3 | 6 | 45 | |||
71 | Предметн | 52 | 13 | 2 | 3 | 5 | 6 | 16 | 15 | 5 | 0 | 0 | 20 | 0 | 3 | 0 | 6 | 9 | 45 | |||
72 | Предметн | 37 | 20 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 20 | 10 | 5 | 0 | 35 | 0 | 0 | 0 | 8 | 8 | 44 | |||
73 | Предметн | 40 | 17 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 17 | 7 | 0 | 2 | 26 | 0 | 0 | 0 | 7 | 7 | 35 | |||
74 | Предметн | 33 | 12 | 3 | 3 | 0 | 0 | 6 | 2 | 5 | 10 | 2 | 19 | 0 | 3 | 3 | 5 | 11 | 36 | |||
75 | Предметн | 26 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 5 | 5 | 2 | 24 | 0 | 8 | 0 | 2 | 10 | 34 | |||
76 | Нач.клас. | 34 | 4 | 0 | 3 | 0 | 3 | 6 | 3 | 5 | 0 | 0 | 8 | 0 | 13 | 0 | 3 | 16 | 30 | |||
77 | Предметн | 58 | 37 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 15 | 3 | 0 | 0 | 18 | 0 | 0 | 0 | 8 | 8 | 29 | |||
78 | Предметн | 55 | 33 | 2 | 3 | 0 | 0 | 5 | 2 | 10 | 5 | 0 | 17 | 0 | 3 | 3 | 0 | 6 | 28 | |||
79 | Предметн | 30 | 4 | 3 | 0 | 0 | 13 | 16 | 0 | 2 | 0 | 2 | 4 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 23 | |||
80 | Предметн | 52 | 30 | 0 | 0 | 0 | 7 | 7 | 2 | 5 | 0 | 2 | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 16 |
Зелёный цвет – складывающийся симптом;
Жёлтый цвет – симптом сложился.
Красный цвет – фаза не сформировалась;
Фиолетовый цвет – фаза в стадии формирования;
Голубой цвет – фаза сформировалась.
Выборку разделина на три группы по критерию сформированности фаз:1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
В первую группу вошло 15 педагогов, что составляет 19 %;
во вторую группу 27 человек, что составляет 34%;
в третью группу 38 человек, что составляет 47 %.
Это говорит о том, что большинство членов педагогического коллектив подвержены синдрому эмоционального выгорания в той или иной степени.
В таблице 2 представлена выраженность фаз и симптомов.
Таблица 2
Фаза |
| чел. | % | |
| Симптомы |
|
| |
"Напряжения" | 1 | "переживания психотравмирующих обстоятельств" |
|
|
сложившийся | 10 | 13 | ||
складывающийся | 13 | 16 | ||
2 | "неудовлетворенности собой": |
|
| |
сложившийся | 1 | 1 | ||
складывающийся | 6 | 8 | ||
3 | "загнанности в клетку": |
|
| |
сложившийся | 0 | 0 | ||
складывающийся | 10 | 12 | ||
4 | "тревоги и депрессии": |
|
| |
сложившийся | 6 | 8 | ||
складывающийся | 12 | 16 | ||
"Резистенции" | 1 | "неадекватного эмоционального реагирования" |
|
|
сложившийся | 23 | 29 | ||
складывающийся | 40 | 50 | ||
2 | "эмоционально-нравственной дезориентации" |
|
| |
сложившийся | 9 | 11 | ||
складывающийся | 14 | 18 | ||
3 | "расширение сферы экономии эмоций" |
|
| |
сложившийся | 22 | 28 | ||
складывающийся | 14 | 18 | ||
4 | "редукции профессиональных обязанностей": |
|
| |
сложившийся | 19 | 24 | ||
складывающийся | 16 | 20 | ||
«Истощение» | 1 | "эмоционального дефицита" |
|
|
сложившийся | 11 | 14 | ||
складывающийся | 20 | 25 | ||
2 | "эмоциональной отстраненности" |
|
| |
сложившийся | 6 | 8 | ||
складывающийся | 16 | 20 | ||
3 | "личностной отстраненности": |
|
| |
сложившийся | 4 | 5 | ||
складывающийся | 9 | 11 | ||
4 | "психосоматических и психовегетативных нарушений" |
|
| |
сложившийся | 6 | 8 | ||
складывающийся | 9 | 11 |
Симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств" выявлен у
13 % педагогического коллектива, складывается у 16%, а не сформирован совсем - 71 % педагогов. Можно сказать, что большинство педагогов школы не испытывают психотравмирующих обстоятельств, связанных с профессиональной деятельностью.
Ощущение “неудовлетворенности собой” сформировалось (либо находится в стадии формирования) у небольшого количества педагогов (1% и 8%), что свидетельствует о том, что педагогический коллектив данного учреждения не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте.
Симптом “загнанности в клетку” не сложился у 88% ,а у 12% находится в стадии формирования. Это значит, что 10 человек начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. Отрадно, что данный симптом наблюдается у меньшей части коллектива.
Последний в данной фазе симптом “тревоги и депрессии” сложился у 8 % ,а находится в стадии формирования у16 % педагогов. Это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало формирования эмоциональной защиты и сопротивления стрессовым ситуациям. В целом фаза “напряжения” сформировалась у 0 % педагогов, находится в стадии формирования - 13% и не сформировалась - 87%.
Доминирующим в фазе “резистенция” является симптом “неадекватного эмоционального реагирования”. Он сложился у 29% педагогов и находится в стадии формирования у 50% опрошенных. Данные показывают, что 79% педагогического состава школы перестают отмечать разницу между экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная “экономия” эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения при этом иное показывает эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.
Далее следует симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Он сложился у 28% педагогов, у 18 % – складывается. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы агрессивно реагировать на окружающих вне работы.
По степени выраженности далее следует симптом “редукции профессиональных обязанностей, который сложился у 19% педагогов и складывается у 24% педагогов . Это значит, что у данных работники пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Примером такого упрощения – недостаток внимания к участникам образовательного процесса (учащимся, родителям, коллегам).
В данной фазе наименее выраженным явился симптом “эмоционально-нравственной дезориентации”. Он выявлен у 11% педагогов как сформировавшийся, а у 18 % формирующийся симптом . Такой педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, “хороших” и “плохих”, т. е. его субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Итак, фаза” резистенции” сформировалась у 19 % педагогов, находится в стадии формирования - 44% и не сформировалась - 77 %.
В последней, третьей, фазе “истощение” доминирующим является симптом “эмоционального дефицита”, сложившийся у 14% и складывается у 25% педагогов. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений, положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома “эмоционального дефицита”.
Следующий по степени выраженности – симптом «"эмоциональной отстраненности". Такие педагоги почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их практически не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. Не включаемся полностью в профессиональную деятельность, а отрабатываем положенные часы, отбываем их . Данный симптом показали 8 % учителей как сложившийся и 20 % как формирующийся. “Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство”- примерно так высказываются респонденты, частично утратив интерес к субъектам профессиональной деятельности.
Следующим явился симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”, который сложился у 8 % педагогов и складывается у 11% . Этот показатель свидетельствует том, что профессиональная деятельность подрывает психическое и физическое здоровье личности. Стоит задуматься такому педагогу о необходимости смены рода занятий.
Наименее выраженным оказался симптом “личной отстранённости”. Он сложился у 5% педагогов и складывается у 11% педагогов. “Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство”- примерно так высказываются респонденты, частично утратив интерес к субъектам профессиональной деятельности. Не включаемся полностью в профессиональную деятельность, а отрабатываем положенные часы, отбываем их- так характеризуются подобные работники. В целом фаза “истощения” сформировалась у 6 % сотрудников, в стадии формирования у 8% и не сформировалась у 86% педагогов.
В результате можно наблюдать, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе “резистенции” – сопротивления; в фазе “истощения” 86% педагогических работников не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт свидетельствует о том, что, при разумной организации и проведении коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями педагогической деформации.
Хотелось бы отметить, что степень сформированности рассматриваемого синдрома в данном образовательном учреждении не зависит от педагогического стажа, а, по мнению коллег (вывод сделан по результатам анкетирования), связан с длительностью работы в конкретной школе, уровнем профессиональной компетентности, удовлетворённостью профессией, семейному положению, изменившимися требованиями в системе образования.
2.4. Рекомендации по предупреждению профессиональной
деформации.
Говоря о возможности профессиональной деформации вследствие эмоционального выгорания и проанализировав состояние данного вопроса в конкретном образовательном учреждении, хотелось бы поговорить о профилактике и коррекция данного явления. Стоит отметить, что процесс выгорания коварен, т.к. личность чаще всего мало осознаёт его симптомы. Педагоги, помогающие другим, стремятся отрицать собственные затруднения. Мешает этому и консерватизм коллег, неумение раскрыться перед другими, признать свои слабости. Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Поэтому начинать решать проблему выгорания следует с системы разъяснительной работы, а далее организацией при образовательном учреждении непрерывного психолого-педагогического образования в виде занятий – тренингов в различных условиях в школе и за её пределами, лекций, индивидуальных консультаций, исследований различных сторон личности и рекомендациями по коррекции. Всё это могут проводить педагоги-психологи, родители учащихся, имеющие психологическое образование и опыт работы по специальности, приглашённые специалисты. Со стороны администрации стоит рассмотреть вопрос о создании помещений для релаксации и психологической разгрузки, разработке системы поощрений за повышение показателей психического и физического здоровья.
Стоит проводить работу по сплочению коллектива, причем желательна, смена роли учителя : например, участие в спортивном празднике, совместные экскурсии, выходы в театр. Возможно создание клубов и студий по интересам, организации спортивной работы среди учителей, создание фитобаров т.д.
Стоит задуматься о расширении штата психологов с целью создания службы психолого-педагогического консультирования. При этом учитель получит возможность не только решить собственные личные проблемы, но и узнает способы конструктивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (учениками, родителями, администрацией, коллегами). Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является самообразование и саморегуляция.
В целом, данная работа не уровня образовательного учреждения и должна мониториться и регламентироваться на уровни государства.
Заключение
Деятельность учителя включает управление психическим развитием личности ученика. Успешно осуществить ее может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности.
Среди педагогов существует проблема эмоционального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно- нравственной ориентации личности и др., и не осознается учителями. При этом особенности функционирования эмоциональной сферы учителя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств. Поэтому в настоящее время стоит задача общего психологического оздоровления, реабилитации и коррекции современного общества. И, вероятно, одним из наиболее важных направлений в данной работе является психологическая реабилитация и «оздоровление» педагогической среды. Ведь в профессиональные задачи педагогов входит не только передача учащимся знаний, умений и навыков — обучение, но и воспитание, формирование здоровой физически и психически личности.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.
С невероятной скоростью меняется современный мир. Может не стоит соглашаться с китайской мудростью. Трудное время реформирования -это не столько период проверки на прочность наших идей, установок ,это время величайших возможностей! Важно осмыслить и принять эти перемены, окунуться в них, стать современным, быть со временем, "оказаться во времени". Но эмоционально истощённый, разуверившийся в своих способностях педагог не способен к изменениям, не в состоянии позитивно влиять на формирующуюся личность. Таким образом, давно возникшая проблема профессиональной деформации личности учителя вследствие эмоционального выгорания требует скорейшего решения. Данная работа лишь обозначила проблему и наметила пути решения. Очень бы хотелось, чтобы проблема по сохранению психического и физического здоровья педагогического корпуса, предупреждению и преодолению эмоционального выгорания стала первостепенной на уровне государства.
Список литературы
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р).
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.07. 2013 №241«Об образовании в Калининградской области»
Приказ Министерства образования Калининградской области от 08 мая 2014 года № 435/1 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 14.03.2013 №165/1 «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Приказ Министерства образования Калининградской области от 18 февраля 2013 года № 116/1-1«О Плане мероприятий по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013-2018 годы».
Приказ Министерства образования Калининградской области от 18 ноября 2013 года № 1170/1«О региональной системе независимой системы оценки качества работы муниципальных общеобразовательных организаций в Калининградской области».
Постановление Правительства Калининградской области от 17.04.2013 № 233 «О модернизации системы общего образования Калининградской области в 2013 году».
Постановление Правительства Калининградской области от 28.12.2012 № 1093 «О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Калининградской области».
Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А.Бодрова. – М.,1991.
М.Барбер , М.Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования, 2008. - № 3 .
Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е
изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.
Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов //Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 91-103.
Курапова И.А. Проблема эмоционального выгорания в педагогической деятельности //Педагогика будущего: Сборник научных трудов аспирантов и студентов / Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской. Выпуск 2. - Й-Ола: МГПИ, 2005.- С. 175 – 180.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004.-474 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
Гнездилова О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. - М.: РГБ, 2005.
Горохова М.Ю. Роль личностного фактора в возникновении и развитии феномена «эмоционального выгорания»: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. — М.: РГБ, 2004.
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.360-362/
Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
Тренинг преодоления тревожности и повышения стрессоустойчивости/ под ред. Мгкова И.Ф.- Воронеж, 1998.
Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. №4. 2006
Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.С какими трудностями педагогической деятельности вы наиболее часто сталкиваетесь в своей работе (выберите из списка несколько вариантов):
Плохой контакт с некоторыми из родителей или законных представителей учащихся
Неадекватное поведение (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость) и т.п.
Организация внимания детей, поддержание интереса к материалу урока или к предмету в целом
Конфликты с родителями учащихся по поводу успеваемости
Конфликты с учащимися
Недостаточное владение предметом
Недостаточное владение приемами умственной деятельности учащихся
Низкая учебная мотивация
Несерьезное отношение к предмету
Частые пропуски
Неорганизованность учащихся (приходят не подготовленные к уроку, забывают тетрадь, учебник и т.п.)
Частые опоздания на урок
Слабые знания по предмету
Неряшливый, неопрятный вид ученика
Замкнутость, необщительность ученика
Игнорирование замечаний педагога
Проблемы личного характера
Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем, усталость
Свой вариант
2.Испытываете ли Вы эмоциональное напряжение, ухудшение настроения, физического здоровья?
Да Нет
3. С чем, по Вашему мнению, это связано(нужное подчеркнуть):
Новый коллектив
Новое образовательное учреждение
Изменившиеся требования со стороны администрации
Изменившиеся требования в системе образования
Большое количество документации на работе
Боязнь неудачи
Трудности взаимодействия с учащимися
Трудности взаимодействия с родителями
Материальные проблемы
Личные проблемы
Другое________________________________________________
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Описание теста и стимульный материал
Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию).
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланк для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»).
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественнее, медленно).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация, в которой я оказался на работе, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключ обработки
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.
Ключ
Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» - отрицательный ответ. В скобках указаны присваемые баллы.
«Напряжение»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).
2. Удовлетворенность собой:
-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).
3. «Загнанность в клетку»:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).
4. Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3)7+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).
«Резистенция»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5).
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5).
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).
«Истощение»
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) .
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2)1 +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Интерпретация результатов
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — не сложившийся симптом;
10-15 баллов — складывающийся симптом;
16 и более — сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
60