Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном.»
Тема : Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном
- Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в разви-
тии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение
и углубление их в последую-
щие годы образования.
Основные трудности
- смена социальной обстановки
- изменение роли учащегося
- увеличение учебной нагрузки
- изменение режима дня
- разность систем и форм обучения
- различие требований со стороны учителей-предметников
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Проблемы с поведением и успеваемостью
- Дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности
Причина трудностей
Адаптация к новым учителям, что
сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Причины возникновения проблемы
- Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы.
Отсутствие единых требований между начальной и средней школой.
Причины возникновения проблемы
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
Причины возникновения проблемы
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания.
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников .
Причины возникновения проблемы:
- Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
- Существенное изменение родительского отношения к школе
- Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности,
возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности,
неорганизованности, забывчивости.
Направления преемственности
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Работа педагогического коллектива школы
- Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.
- Посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
- Регулярные обсуждения уроков, координация работы и решение возникающих проблем;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
Работа педагогического коллектива школы
- Родительское собрание «Впереди у вас – 5-ый класс»
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
- Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса;
Работа педагогического коллектива школы
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
- Анкетирование обучающихся, родителей (лиц их заменяющих), учителей- предметников в конце 1 четверти 5-го класса.
УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
- Проведение родительского собрания.
- Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
- Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
- Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
- Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
- Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.