СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути внедрения ФГОС при изучении математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме :" Внедрение ФГОС в современных условиях изучения математики" с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Пути внедрения ФГОС при изучении математики»

Внедрение ФГОС

в современных условиях изучения математики



В своем большинстве учителя являются родителями, и как родители, мы часто задумываемся, каким мы хотим видеть своего ребенка по окончанию школы. Именно каким, а не кем (с точки зрения профессии). Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое.

Все эти качества совпадают с портретом выпускника в тексте ФГОС

Нынешние стандарты личностно-ориентированные, направленные на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.   Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно

Качество образования определяется его функциональностью, способностью ученика применять свои знания при решении практических проблем.

Если ученик имеет знания, но не может их применить, не может решать проблемы практической деятельности, то его образование некачественное.

В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «получение знаний». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности.

Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права.

И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.

Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

В чем же отличие ФГОС? Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её.

По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний.  Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.

  1. Формирование УУД

Универсальные учебные действия – это навыки, которые закладываются на всех уроках.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Важнейшая ориентация на результат образования. Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ?» Ребенок должен стать «архитектором «образовательного процесса.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. СЛАЙД 2 Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами. СЛАЙД 3

Контрольно- измерительные материалы, которые выполняют учащиеся отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.

Давайте порассуждаем каким образом можно формировать УУД на уроках

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Фрагменты с уроков

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитие толерантности, здорового образа жизни.

2 Каким образом можно получить новый результат? СЛАЙД4

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

В чём суть деятельностного подхода?

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! СЛАЙД5Попадая в проблемную ситуацию, формулируем сами цель: «чего мы хотим добиться?», мы обдумываем решения, определяем, хватит ли нам знаний и умений, мы пытаемся решить проблему, добыть недостающие знания и получаем результат, который сравниваем с целью и делаем вывод – добились своего или нет.

А учит ли этому школа? Мы привыкли к традиционному уроку: учитель проверяет домашнее задание, учитель объясняет тему и ставит оценки. Увидев необходимость нового ученика, возникает необходимость в новом учителе, по-новому мыслящего и обучающего.

Учитель работающий по ФГОСам создает проблемную ситуацию, ученики формулируют, в чем заключается проблема, актуализируют свои знания, ищут решения проблемы, выражение решения проблемы и применение нового знания на практике, оценивают себя.

Если на традиционном уроке ведущую роль берет на себя учитель, а в созданной проблемной ситуации она отведена ученику.

Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладениями знаниями. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах.

Основная школа опирается на подготовку, полученную в начальной школе, и готовит к обучению в старшем звене. Поэтому важно всё, что будет заложено в 5-6 классах, что подготовит детей к дальнейшему освоению математики и смежных с ней наук.


Теперь мы можем выстроить новый образ результата, а в отличие от требований, выдвигаемых в прежней системе целевых ориентиров, мы будем действовать в логике «от успешной школы — к успехам ребёнка»:

-          школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого;

-          учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого ребёнка, заключающийся в возникновении новых предметных, социальных и личностных задач на основе развившихся возможностей ребёнка, создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым ребёнком;

-          ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т. д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность СЛАЙД 6 и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Девизом моих уроков стали слова: «Всё, что делаем мы сами - называем чудесами» или знакомые моим пятиклассникам строки Н.Рыленкова:


« Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицу,

Пока идёшь за кем-то вслед, дорога не запомнится.

Зато куда б ты не попал и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»


Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения как я уже сказала, существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений, которые в учебнике помечены соответствующим значком.

-          Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30 секунд», использование метода «мозгового штурма», СЛАЙД 7 использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, — это те «педагогические уловки», которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

У нас на уроках практикуется составление задач на изучаемую тему в папку: «Составляем и решаем сами», задачи, составленные самими учащимися, планируется применять на уроках повторения по темам, в конце учебного года и хочется отметить , что активность ребят – не высока.

Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для «выращивания» нового знания, для саморазвития и самореализации.

На первом этапе знакомство школьников с компьютером осуществляется в процессе использования учебных игровых и обучающих программ. На следующем этапе предполагается создание одним учеником или группой мультимедийной презентации по изучаемой теме курса, либо по результатам выполнения исследования или проекта. Дети сами учатся находить информацию в доступном Интернете, творчески преобразовывать материал учебника, что также мотивирует деятельность учащихся, активизирует учебный процесс.

-          Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

«МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему?).

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее). Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов.

-          Почему я не решил задание № 20 теста или решил?

-          Я был на верном пути, но растерялся? (Внимание, самообладание?)

-          Обращался ли я к дополнительной литературе?(Это первые шаги к саморазвитию.)

-          Обсуждал ли с кем-либо решение? (Один ум хорошо, а два лучше.)

-          Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии?( Чему научился?

-          Что у меня получилось и не получилось? Какая помощь мне нужна?(Японская мудрость гласит: «Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно».)

-          Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)

Особое внимание новые стандарты уделяют внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня. Разработана программа внеурочной деятельности «Живая математика»   

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;


• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально - трудового выбора.


3. Знакомство с УМК

Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий

Сегодня на уроке  учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса.

Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт Мордкович и др.). Используемый учебник соответствует требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник заново художественно оформлен, многокрасочен, общая структура учебника позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации, организовать работу в группах и парах, предусматривает возможность комустранения пробелов.        Система заданий в учебнике построена так, чтобы способствовать интеллектуальному развитию школьника, учить его доказательному рассуждению, обоснованию собственных действий. В учебнике достаточное количество заданий любого типа: репродуктивного уровня, типовых задач с подробными алгоритмами решения, качественных задач, задач проблемного и творческого характера.

Учебные задания разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования и прививают ребенку навыки решения типовых задач и примеров по курсу математики для 5 класса. Тестовая система формирует готовность школьника к успешному выполнению заданий при прохождении Государственной итоговой аттестации и при сдаче Единого государственного экзамена.

-          Методические рекомендации представляют большой интерес для учителя и оказывают ему огромную помощь, т. к. в них представлены задания для проведения математических диктантов, самостоятельных, контрольных работ, даны примерные разработки всех уроков, отражающие авторские взгляды на методику преподавания математики.

-          Учебник применим в различных технологиях. Он обеспечивает как базовый уровень, так и повышенный уровень изучения материала, т. к. содержит обязательный и необязательный теоретический материал и большой объём разноуровневых заданий: от стандартных до заданий повышенной и высокой сложности

В УМК добавились:

1)                 Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 5 класс» Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

2)                . Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для учителя.

3)                .Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика

4)                 электронные учебные пособия

-          —тестирование он-лайн-www.kokch.kts.ru/cdo

-          —энциклопедия Кирилла и Мефодия-mega.km.ru

-          —сайт энциклопедий-www.encyclopedia.ru

5) Интернет ресурсы

-          Министерство образования и науки РФ.- /www.mon.gov.ru/.

-          Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.-www.informika.ru



И в соответствии с этим учителю понадобились на уроке и технические средства:

1.    Компьютер

2.    Мультимедиапроектор

3.    Экран

4.    Интерактивная доска


В связи с этим возникли трудности:

1.      трудность:       Отсутствие современного оборудования. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно — звуковых носителей, интерактивной доски в кабинете, в кабинете нет доступа в Интернет для использования его в учебном процессе.

2 трудность: Это осмысление большого объема информации и разработка за короткие сроки рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС

3трудность: Изменение привычной деятельности в подготовке к уроку, вызванное ФГОСами:

- Составление технологической карты урока СЛАЙД 8

- Организационная структура урока СЛАЙД 9

- Типы уроков СЛАЙДЫ 10, 11

- Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах. СЛАЙД 12

- План самоанализа урока СЛАЙД 13, 14.


ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, затрат времени на начальном этапе. Вызывает сомнение то, что в концепции внедрения стандартов представление об учителе дается как об идеальном. На самом деле учителю трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее. Это длительный процесс. С появлением первого небольшого опыта проясняется логика идеи стандартов и осмысливая работу по ФГОС, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле.