ЛЮБАНИ ...В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию.
-- Бог в помощь, -- сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. -- Бог в помощь, -- повторил я.
-- Спасибо, барин, -- говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
-- Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
-- Нет, барин, я прямым крестом крещусь, -- сказал он, показывая мне сложенные три перста. -- А бог милостив, с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
-- Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?
-- В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды. Дай бог, -- крестяся, -- чтоб под вечер сегодня дождик пошел. Барин, коли есть у тебя свои мужички, так они того же у господа молят.
-- У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет. Велика ли у тебя семья?
-- Три сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок.
-- Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
-- Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро.
-- Так ли ты работаешь на господина своего?
-- Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных {Подушные -- подушный государственный налог, которым облагалось мужское население, кроме дворян, духовенства и чиновников.} не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина, да еще без приказчика. Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мы называем это отдавать головой. Голый наемник {Наемник -- помещик-арендатор, приобретавший за плату во временное владение имение с крепостными крестьянами.} дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу. На дурного приказчика хотя можно пожаловаться, а на наемника кому? {По указу Екатерины (1769) крестьяне не имели даже права жаловаться на помещиков под угрозой ссылки на каторгу.}
-- Друг мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают.
-- Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу. -- Между тем пахарь. запряг другую лошадь в соху и, начав новую борозду, со мною простился.
Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей. Первое представилось мне неравенство крестьянского состояния. Сравнил я крестьян казенных с крестьянами помещичьими. Те и другие живут в деревнях; но одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господин хочет. Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по делам уголовным. Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный {Радищев, как и другие философы XVIII века, считал, что государство возникло путем добровольного соглашения людей.}, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила.
-- Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение.
Прочитайте предложенный отрывок из «Путешествия из Петербурга в Москву»А. Н. Радищева. Дайте развернутый ответ на вопросы.
1. Почему рассказчик делает вывод, что крестьянин пашет не господскую ниву? Как крестьянин работает?
2. Почему крестьянин работает в праздник, да еще и в жару? Чем он занят в остальные дни?
3. С какой интонацией крестьянин произносит фразу «добрые господа» и почему?
4. Какой вывод о жизни крестьян помещичьих делает рассказчик?
5. Как вы понимаете последнее высказывание рассказчика?