СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие на остров Морфемика. Корни с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка  в 5 классе (урок-путешествие) по теме "Морфемика. Корни с чередованием гласных и согласных звуков" (по программе С.И. Львовой и В. В. Львова). Ребята вместе с героями Незнайкой и Знайкой попадают на остров Морфемика. Их ждут препятствия и интересные задания , с которыми они должны справиться. На помощь приходят пятиклассники. Вместе они наблюдают,  делают свои открытия, формулируют правила.

Просмотр содержимого презентации
«Морское путешествие на о Морфемика урок 5»

Путешествие на остров Морфемика остров  Морфемика Урок русского языка в 5 классе. Презентацию подготовила Панова С. В. , учитель русского языка МАОУ лицея № 7 г. Томска Урок-путешествие

Путешествие на остров Морфемика

остров Морфемика

Урок русского языка в 5 классе.

Презентацию подготовила Панова С. В. , учитель русского языка МАОУ лицея № 7 г. Томска

Урок-путешествие

Чередование гласных и согласных в морфемах

Чередование гласных и согласных в морфемах

Цель и задачи урока: Что узнаем?   Чему научимся?   Как будем работать?   Что получим в результате?

Цель и задачи урока:

  • Что узнаем?
  • Чему научимся?
  • Как будем работать?
  • Что получим в результате?

Что такое чередование?

Что такое чередование?

Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют ЧЕРЕДОВАНИЕМ (//).

Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют ЧЕРЕДОВАНИЕМ (//).

Чередование гласных в корнях слов

Чередование гласных в корнях слов

Подумаем! Когда пишется А , а когда О ? Определите лексическое значение этих корней

Подумаем!

Когда пишется А , а когда О ? Определите лексическое значение этих корней

В корнях с чередованием перед СТ и Щ пишется буква А . В корнях РОС (РОСЛ) напишем б укву О! Например, РА СТ и, выРА Щ ивать, заР О СЛи.  Исключения: р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль!

В корнях с чередованием перед СТ и Щ пишется буква А .

В корнях РОС (РОСЛ) напишем б укву О!

Например, РА СТ и, выРА Щ ивать, заР О СЛи.

Исключения: р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль!

Составьте правило! Лексическое значение… Как нельзя говорить?

Составьте правило!

Лексическое значение…

Как нельзя говорить?

Обратите внимание!  ПО   НА     РАЗ  ЛОЖИТЬ !   ВЫ        ДО  Нельзя говорить ЛОЖИТЬ ,  можно сказать КЛАСТЬ !

Обратите внимание!

ПО

НА

РАЗ ЛОЖИТЬ !

ВЫ

ДО

Нельзя говорить ЛОЖИТЬ ,

можно сказать КЛАСТЬ !

От чего зависит правописание этого корня? Лексическое значение корней КОС и КАС… Вспомните правило для корней ЛАГ и ЛОЖ. Найдите сходство.

От чего зависит правописание этого корня?

Лексическое значение корней КОС и КАС…

Вспомните правило для корней ЛАГ и ЛОЖ. Найдите сходство.

Если после корня А, ЛАГ и КАС пиши всегда! Например, К А С А ться, К А С А ние, приК А С А ться, НО К О Снулся, приК О Сновение (нет за корнем суффикса А!).

Если после корня А,

ЛАГ и КАС пиши всегда!

Например,

К А С А ться, К А С А ние, приК А С А ться,

НО К О Снулся, приК О Сновение (нет за корнем суффикса А!).

Написание корней ГОР и ГАР зависит от… правило подходит к словам с лексическим значением «……..».

Написание корней ГОР и ГАР зависит от…

правило подходит к словам с лексическим значением «……..».

Запомните: Под ударением пишем в корне гласную А, б ез ударенья - О ! Например,  заГ А ′ Р, уГ А ′ Р, оГ А ′ Рок свечи, но заГ О Ра ′ ть, уГ О Ре ′ ть, обГ О Ре ′ лый.

Запомните:

Под ударением пишем в корне гласную А, б ез ударенья - О !

Например,

заГ АР, уГ АР, оГ АРок свечи, но заГ О Рать, уГ О Реть, обГ О Релый.

Подумайте, о каких корнях идёт речь:  Чтобы корни эти правильно писать, Лексическое их значенье должен знать!

Подумайте, о каких корнях идёт речь:

Чтобы корни эти правильно писать,

Лексическое их значенье должен знать!

Исключения:  Р О ВЕСНИК, Р А ВНИНА, Р А ВНЕНИЕ, Р А ВНЯТЬСЯ, ПОР А ВНЯТЬСЯ

Исключения: Р О ВЕСНИК, Р А ВНИНА, Р А ВНЕНИЕ, Р А ВНЯТЬСЯ, ПОР А ВНЯТЬСЯ

Чередование гласных в корнях слов

Чередование гласных в корнях слов

Стр. 40-41

Стр. 40-41

Вы заметили, при каком условии пишется гласная - И – в данных корнях? Правильно! И пишется тогда, когда за корнем стоит суффикс - А -.!

Вы заметили, при каком условии пишется гласная - И – в данных корнях?

Правильно! И пишется тогда, когда за корнем стоит суффикс - А -.!

А вот и рифмованное правило: Запомните: Если после корня А, В корне И пиши всегда! Исключение: соЧЕТ А ть, соЧЕТ А ние, словосоЧЕТ А ние

А вот и рифмованное правило:

Запомните:

Если после корня А,

В корне И пиши всегда!

Исключение: соЧЕТ А ть, соЧЕТ А ние, словосоЧЕТ А ние

Чередование согласных в корнях слов

Чередование согласных в корнях слов

Чередование согласных Согласные Примеры  К //Ч Ру к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек. Х //Ш Су х ой – су ш ить. Г //Ж//З Дру г – дру ж ить – дру з ья. Д //Ж//ЖД Во д ить – во ж у – во жд ение. Т //Ч//Щ Све т – све ч а – осве щ ение.

Чередование согласных

Согласные

Примеры

К //Ч

Ру к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек.

Х //Ш

Су х ой – су ш ить.

Г //Ж//З

Дру г – дру ж ить – дру з ья.

Д //Ж//ЖД

Во д ить – во ж у – во жд ение.

Т //Ч//Щ

Све т – све ч а – осве щ ение.

Чередование согласных Согласные Примеры СТ//Щ Пё ст рый – испе щ рить. Д/Т //С Ве д у – ве ст и, ме т у – ме ст и. Б //БЛ Лю б ить – лю бл ю. П //ПЛ Ку п ить – ку пл ю. В //ВЛ Ло в ить – ло вл ю. Ф //ФЛ Гра ф ить – гра фл ю. М //МЛ Кор м ить – кор мл ю.

Чередование согласных

Согласные

Примеры

СТ//Щ

Пё ст рый – испе щ рить.

Д/Т //С

Ве д у – ве ст и, ме т у – ме ст и.

Б //БЛ

Лю б ить – лю бл ю.

П //ПЛ

Ку п ить – ку пл ю.

В //ВЛ

Ло в ить – ло вл ю.

Ф //ФЛ

Гра ф ить – гра фл ю.

М //МЛ

Кор м ить – кор мл ю.

Чередование СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ Сочетания Примеры А/Я // ИМ/ИН // М/Н Ж а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у. ОВА/ЕВА // уj К ова ть – к у [  j  ]ю, ж ева ть – ж у [  j  ]ю.

Чередование СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ

Сочетания

Примеры

А/Я // ИМ/ИН // М/Н

Ж а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у.

ОВА/ЕВА // уj

К ова ть – к уj  ]ю,

ж ева ть – ж уj  ]ю.

Чередование О и Е с нулём звука Такие гласные в русском языке называют беглыми , потому что они то появляются в морфемах, то исчезают. Их всего две: буква О и буква Е!

Чередование О и Е с нулём звука

Такие гласные в русском языке называют беглыми , потому что они то появляются в морфемах, то исчезают. Их всего две: буква О и буква Е!

Чередование О и Е с нулём звука Например,  подъехал и под о шёл (во) сне и с о н  д е нь – дня зам о к – замка

Чередование О и Е с нулём звука

Например,

подъехал и под о шёл

(во) сне и с о н д е нь – дня

зам о к – замка

Стр. 43 Чем объясняется это явление?

Стр. 43

Чем объясняется это явление?

Подведём итоги:    Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно знать…

Подведём итоги:

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно знать…

Домашнее задание:  Конспект Упражнение 90 (Т.Р. упр. 97) Подготовка к К.Р. № 3

Домашнее задание:

  • Конспект
  • Упражнение 90 (Т.Р. упр. 97)
  • Подготовка к К.Р. № 3

Спасибо за работу! остров  Морфемика Путешествие подошло к концу!

Спасибо за работу!

остров Морфемика

Путешествие подошло к концу!