Путешествие на остров Морфемика
остров Морфемика
Урок русского языка в 5 классе.
Презентацию подготовила Панова С. В. , учитель русского языка МАОУ лицея № 7 г. Томска
Урок-путешествие
Чередование гласных и согласных в морфемах
Цель и задачи урока:
- Что получим в результате?
Что такое чередование?
Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют ЧЕРЕДОВАНИЕМ (//).
Чередование гласных в корнях слов
Подумаем!
Когда пишется А , а когда О ? Определите лексическое значение этих корней
В корнях с чередованием перед СТ и Щ пишется буква А .
В корнях РОС (РОСЛ) напишем б укву О!
Например, РА СТ и, выРА Щ ивать, заР О СЛи.
Исключения: р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль!
Составьте правило!
Лексическое значение…
Как нельзя говорить?
Обратите внимание!
ПО
НА
РАЗ ЛОЖИТЬ !
ВЫ
ДО
Нельзя говорить ЛОЖИТЬ ,
можно сказать КЛАСТЬ !
От чего зависит правописание этого корня?
Лексическое значение корней КОС и КАС…
Вспомните правило для корней ЛАГ и ЛОЖ. Найдите сходство.
Если после корня А,
ЛАГ и КАС пиши всегда!
Например,
К А С А ться, К А С А ние, приК А С А ться,
НО К О Снулся, приК О Сновение (нет за корнем суффикса А!).
Написание корней ГОР и ГАР зависит от…
правило подходит к словам с лексическим значением «……..».
Запомните:
Под ударением пишем в корне гласную А, б ез ударенья - О !
Например,
заГ А ′ Р, уГ А ′ Р, оГ А ′ Рок свечи, но заГ О Ра ′ ть, уГ О Ре ′ ть, обГ О Ре ′ лый.
Подумайте, о каких корнях идёт речь:
Чтобы корни эти правильно писать,
Лексическое их значенье должен знать!
Исключения: Р О ВЕСНИК, Р А ВНИНА, Р А ВНЕНИЕ, Р А ВНЯТЬСЯ, ПОР А ВНЯТЬСЯ
Чередование гласных в корнях слов
Стр. 40-41
Вы заметили, при каком условии пишется гласная - И – в данных корнях?
Правильно! И пишется тогда, когда за корнем стоит суффикс - А -.!
А вот и рифмованное правило:
Запомните:
Если после корня А,
В корне И пиши всегда!
Исключение: соЧЕТ А ть, соЧЕТ А ние, словосоЧЕТ А ние
Чередование согласных в корнях слов
Чередование согласных
Согласные
Примеры
К //Ч
Ру к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек.
Х //Ш
Су х ой – су ш ить.
Г //Ж//З
Дру г – дру ж ить – дру з ья.
Д //Ж//ЖД
Во д ить – во ж у – во жд ение.
Т //Ч//Щ
Све т – све ч а – осве щ ение.
Чередование согласных
Согласные
Примеры
СТ//Щ
Пё ст рый – испе щ рить.
Д/Т //С
Ве д у – ве ст и, ме т у – ме ст и.
Б //БЛ
Лю б ить – лю бл ю.
П //ПЛ
Ку п ить – ку пл ю.
В //ВЛ
Ло в ить – ло вл ю.
Ф //ФЛ
Гра ф ить – гра фл ю.
М //МЛ
Кор м ить – кор мл ю.
Чередование СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ
Сочетания
Примеры
А/Я // ИМ/ИН // М/Н
Ж а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у.
ОВА/ЕВА // уj
К ова ть – к у [ j ]ю,
ж ева ть – ж у [ j ]ю.
Чередование О и Е с нулём звука
Такие гласные в русском языке называют беглыми , потому что они то появляются в морфемах, то исчезают. Их всего две: буква О и буква Е!
Чередование О и Е с нулём звука
Например,
подъехал и под о шёл
(во) сне и с о н д е нь – дня
зам о к – замка
Стр. 43
Чем объясняется это явление?
Подведём итоги:
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно знать…
Домашнее задание:
- Упражнение 90 (Т.Р. упр. 97)
Спасибо за работу!
остров Морфемика
Путешествие подошло к концу!