Алимова Эльвие Назимовна
Учитель химии
Вольновская СОШ
Класс: 8 класс
Тема урока: Урок-путешествие «Путешествие океаном веществ»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: повторить особенности основных классов неорганических веществ; закрепить определения, классификацию, свойства; показать генетическую связь между классами неорганических веществ; развивать навыки наблюдать, делать выводы; развивать представление и интерес к учебе.
Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Классы неорганических веществ», отработать умения различать химические формулы веществ разных классов, составлять уравнения реакций, продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету через необычную форму проведения урока, детской фантазии и представлений.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; продолжать развивать у учащихся интерес к химии; развить коммуникативные качества.
Подготовка к игре: класс разбивается на 3 группы. Дается задание: придумать название и девиз команды.
Формы работы: демонстрация эксперимента, групповая.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, индикаторы, растворы натрий гидроксида и хлоридной кислоты, лабораторная посуда и оборудование, компьютер, компьютерные слайды, проектор, бинокль.
Ход урока:
Организационный момент
Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение перед уроком.


II. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Изучая вещества, мы познакомились с простыми веществами – металлами и неметаллами – и четырьмя важнейшими классами сложных веществ: оксидами, кислотами, солями и основаниями. Целью сегодняшнего урока – показать взаимосвязь между классами неорганических соединений.
III. Объявление темы, цели, мотивация учебной деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания. Но урок будет непростой, так как мы осуществим воображаемое путешествие Океаном веществ. Путешествие нелегкое, требует определенных знаний и умений. Известно, что океан Веществ содержит более 100 неорганических веществ. Свое путешествие мы осуществим на экспериментальном корабле «Генезис». Запасы пресной воды и еды мы будем пополнять на островах Оксиды, Кислоты, Основания, Соли. Конечным маршрутом будет пристань Превращений, побережье Химических реакций. Путешествие нелегкое, требует определенных знаний и умений. Вам необходимо делать записи в своем маршрутном листе. Подписываем маршрутные листы – и в путь!
Каждый правильный ответ на наших островах принесет вам 0,5 балла
Объяснение экспериментальных опытов – 1 балл
Составление уравнений реакций по схемам в цепочке превращений – 5 баллов
Счастливого Вам пути!
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 3).
IV. Обобщение знаний и систематизація знаний.
Учитель: Давайте посмотрим на карту нашего маршрута.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 4).
Чтобы определить наш дальнейший путь, нам необходимо узнать в каком направлении мы с вами направимся. Для этого вам необходимо отгадать ребус. (Оксиды)
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 5).
Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Следовательно, берем курс на остров «Оксиды»!
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 6).
Вопросы для участников путешествия.
Как вы считаете, почему остров имеет такое название?
Какие вещества называются оксидами? (это бинарные соединения любого химического элемента с кислородом).
Как называются три группы населения, которые живут тут? (основные, кислотные и амфотерные).
Расскажите об основных, кислотных и амфотерных оксидах.
Задание: Разместите формулы оксидов в три колонки .
ZnO, Cl2O7, BaO, Al2O3, NO2, Cr2O3, Na2O, Fe2O3, CaO, SO2, SO3, CO2, K2O.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 7).
(Каждый правильный ответ - 0,5 балла).
Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задание.
Игра «Крестики-нолики»
Вам необходимо выбрать формулы оксидов и соединить их прямой линией – найти выигрышный путь. (CuO→Na2O→CO2→ZnO). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 8).
Учитель: Чтобы отправиться в дальнейший путь, давайте отгадаем с вами загадку. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(Кислоты)
Наш курс – на остров «Кислоты»
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 9).
Этот остров весь пронизан реками и их притоками –серной, соляной, азотной…Долины заполнены студенистыми веществами. В некоторых долинах выделяются газы, что делают их мертвыми. Нам удалось предварительно набрать воды из этих рек.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 10).
Вопросы для участников путешествия
Какие вещества называются кислотами? (сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток).
Как классифицируют кислоты? (Одноосновные, Двухосновные, Трехосновные–По водороду; Кислородсодержащие, Бескислородные–по Кислороду)
Как доказать, что это кислоты? Давайте проведем эксперимент. (Ученики повторяют правила техники безопасности).
Эксперимент.
(Смотрит в бинокль). Недалеко от нас – родник Индикаторов. Давайте приблизимся к роднику.
Что такое индикаторы? (соединения, позволяющее визуализировать изменение концентрации какого-либо вещества или компонента).
В три пробирки с растворами HCl вносим индикаторы:
а) лакмус; (красный)
б) метилоранж; (розовый)
в) фенолфталеин.(бесцветный).
(Объяснение эксперимента – 1 балл)
Учитель: Чтобы отправиться в дальнейшее путешествие, необходимо поделить население острова по схеме.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 11).
Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задание.
Игра «Третий лишний»
С каждого горизонтального рядка подчеркнуть формулу, которая является лишней. Объясните свой выбор. (H2SO4; H2S; H3PO4; HBr). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 12).
Наш курс – на остров «Основания».
Теперь давайте поиграем в игру «Попади в цель»
У Вас на столах лежат конверты. В конвертах – карточки с формулами соединений. Вам необходимо определить формулы веществ и расставить коэффициенты. В трех связанных кружках представлены неполные записи уравнений химических реакций, выпишите формулы соответствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 13).
Всем пассажирам занять свои места. Подплываем на остров Основания. Жители острова интересны тем, что одни из них растворимые, а другие – нерастворимые в воде.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 14).
Вопросы для участников путешествия
Какие вещества называются основаниями? (сложные вещества, которые состоят из атома металлического элемента и одной или нескольких гидроксигрупп ОН).
Как классифицируют основания? (растворимые и нерастворимые)
Прошу пассажиров помочь поделить население острова по этому признаку.
KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Al(OH)3, LiOH, Zn(OH)2, Cr(OH)3, Cu(OH)2, Pb(OH)2
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 15).
Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задания.
Игра «Шифрограмма»
Для чтения шифрограммы Вам необходимо использовать только те буквы, которые в ряду прямоугольника встречаются один раз. (Основания). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 16).
Учитель: Время отправляться к острову Соли. Но для этого вам необходимо повернуть штурвал в таком направлении, чтобы получились формулы солей, так, чтобы валентность элемента совпадала с валентностью кислотного остатка. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 17).
Направляемся на остров Соли!
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 18).
Ой, мы сели на соляные рифы и не сможем двигаться дальше, пока не ответим на вопросы.
Вопросы для участников путешествия
Что это за рифы? (Соли).
Что такое соли? (Сложные вещества, которые состоят из атомов металлических элементов и кислотных остатков)
Как классифицируют соли? (средние, кислые и основные)
Формулу, название, классификацию солей установите в таблицу:
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 19).
Учитель: Чтобы доплыть к пристани Превращений, необходимо преодолеть последнее препятствие.
У Вас на столах лежат конверты. В конвертах – карточки с формулами соединений. Необходимо быстро составить уравнения возможных реакций. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 20).
Учитель: Приближаемся на побережье Химических реакций.
А вот пристань Превращений .
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 21).
Все жители острова общаются между собой и даже имеют способность превращаться в друг друга. Во время их смешивания мы часто наблюдаем признаки реакций: осадок, газ, изменение цвета и т.д.
Какие признаки мы наблюдаем в цепочке превращений?
Mg→MgO→MgCl2→MgCO3
Каждая группа выполняет задание на маршрутном листе.
Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 22).
За каждое задание – 5 баллов
А) S→SO2→H2SO3→ZnSO3→ZnCl2
Б) Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4→BaCl2
В) Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→Fe(NO3)2
Кто заканчивает свое задание, подходит к учителю со своим маршрутным листом.
V. Анализ достижений учеников и подведение итогов урока.
Учитель: Вот и подошел конец нашего путешествия. Дети, у каждого из Вас на парте есть смайлики, которые изображают определенный вид эмоций. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение во время путешествия.
VI. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.