СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие океаном веществ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по химии для 8 класса "Путешествие океаном веществ".

Цель: повторить особенности основных классов неорганических веществ; закрепить определения, классификацию, свойства; показать генетическую связь между классами неорганических веществ; развивать навыки наблюдать, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии»

Алимова Эльвие Назимовна

Учитель химии

Вольновская СОШ

Класс: 8 класс

Тема урока: Урок-путешествие «Путешествие океаном веществ»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: повторить особенности основных классов неорганических веществ; закрепить определения, классификацию, свойства; показать генетическую связь между классами неорганических веществ; развивать навыки наблюдать, делать выводы; развивать представление и интерес к учебе.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Классы неорганических веществ», отработать умения различать химические формулы веществ разных классов, составлять уравнения реакций, продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету через необычную форму проведения урока, детской фантазии и представлений.

  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

  • Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; продолжать развивать у учащихся интерес к химии; развить коммуникативные качества.

Подготовка к игре: класс разбивается на 3 группы. Дается задание: придумать название и девиз команды.

Формы работы: демонстрация эксперимента, групповая.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, индикаторы, растворы натрий гидроксида и хлоридной кислоты, лабораторная посуда и оборудование, компьютер, компьютерные слайды, проектор, бинокль.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение перед уроком.

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Изучая вещества, мы познакомились с простыми веществами – металлами и неметаллами – и четырьмя важнейшими классами сложных веществ: оксидами, кислотами, солями и основаниями. Целью сегодняшнего урока – показать взаимосвязь между классами неорганических соединений.

III. Объявление темы, цели, мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания. Но урок будет непростой, так как мы осуществим воображаемое путешествие Океаном веществ. Путешествие нелегкое, требует определенных знаний и умений. Известно, что океан Веществ содержит более 100 неорганических веществ. Свое путешествие мы осуществим на экспериментальном корабле «Генезис». Запасы пресной воды и еды мы будем пополнять на островах Оксиды, Кислоты, Основания, Соли. Конечным маршрутом будет пристань Превращений, побережье Химических реакций. Путешествие нелегкое, требует определенных знаний и умений. Вам необходимо делать записи в своем маршрутном листе. Подписываем маршрутные листы – и в путь!

Каждый правильный ответ на наших островах принесет вам 0,5 балла

Объяснение экспериментальных опытов – 1 балл

Составление уравнений реакций по схемам в цепочке превращений – 5 баллов

Счастливого Вам пути!

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 3).

IV. Обобщение знаний и систематизація знаний.

Учитель: Давайте посмотрим на карту нашего маршрута.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 4).

Чтобы определить наш дальнейший путь, нам необходимо узнать в каком направлении мы с вами направимся. Для этого вам необходимо отгадать ребус. (Оксиды)

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 5).

Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Следовательно, берем курс на остров «Оксиды»!

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 6).

Вопросы для участников путешествия.

  • Как вы считаете, почему остров имеет такое название?

  • Какие вещества называются оксидами? (это бинарные соединения любого химического элемента с кислородом).

  • Как называются три группы населения, которые живут тут? (основные, кислотные и амфотерные).

  • Расскажите об основных, кислотных и амфотерных оксидах.

Задание: Разместите формулы оксидов в три колонки .

ZnO, Cl2O7, BaO, Al2O3, NO2, Cr2O3, Na2O, Fe2O3, CaO, SO2, SO3, CO2, K2O.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 7).

(Каждый правильный ответ - 0,5 балла).

Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задание.

Игра «Крестики-нолики»

Вам необходимо выбрать формулы оксидов и соединить их прямой линией – найти выигрышный путь. (CuONa2OCO2ZnO). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 8).

Учитель: Чтобы отправиться в дальнейший путь, давайте отгадаем с вами загадку. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...

(Кислоты)

Наш курс – на остров «Кислоты»

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 9).

Этот остров весь пронизан реками и их притоками –серной, соляной, азотной…Долины заполнены студенистыми веществами. В некоторых долинах выделяются газы, что делают их мертвыми. Нам удалось предварительно набрать воды из этих рек.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 10).

Вопросы для участников путешествия

  • Какие вещества называются кислотами? (сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток).

  • Как классифицируют кислоты? (Одноосновные, Двухосновные, Трехосновные–По водороду; Кислородсодержащие, Бескислородные–по Кислороду)

Как доказать, что это кислоты? Давайте проведем эксперимент. (Ученики повторяют правила техники безопасности).

Эксперимент.

(Смотрит в бинокль). Недалеко от нас – родник Индикаторов. Давайте приблизимся к роднику.

Что такое индикаторы? (соединения, позволяющее визуализировать изменение концентрации какого-либо вещества или компонента).

В три пробирки с растворами HCl вносим индикаторы:

а) лакмус; (красный)

б) метилоранж; (розовый)

в) фенолфталеин.(бесцветный).

(Объяснение эксперимента – 1 балл)

Учитель: Чтобы отправиться в дальнейшее путешествие, необходимо поделить население острова по схеме.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 11).

Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задание.

Игра «Третий лишний»

С каждого горизонтального рядка подчеркнуть формулу, которая является лишней. Объясните свой выбор. (H2SO4; H2S; H3PO4; HBr). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 12).

Наш курс – на остров «Основания».

Теперь давайте поиграем в игру «Попади в цель»

У Вас на столах лежат конверты. В конвертах – карточки с формулами соединений. Вам необходимо определить формулы веществ и расставить коэффициенты. В трех связанных кружках представлены неполные записи уравнений химических реакций, выпишите формулы соответствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 13).

Всем пассажирам занять свои места. Подплываем на остров Основания. Жители острова интересны тем, что одни из них растворимые, а другие – нерастворимые в воде.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 14).

Вопросы для участников путешествия

  • Какие вещества называются основаниями? (сложные вещества, которые состоят из атома металлического элемента и одной или нескольких гидроксигрупп ОН).

  • Как классифицируют основания? (растворимые и нерастворимые)

Прошу пассажиров помочь поделить население острова по этому признаку.

KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Al(OH)3, LiOH, Zn(OH)2, Cr(OH)3, Cu(OH)2, Pb(OH)2

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 15).

Учитель: Чтобы отчалить от этого острова, необходимо выполнить задания.

Игра «Шифрограмма»

Для чтения шифрограммы Вам необходимо использовать только те буквы, которые в ряду прямоугольника встречаются один раз. (Основания). Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 16).

Учитель: Время отправляться к острову Соли. Но для этого вам необходимо повернуть штурвал в таком направлении, чтобы получились формулы солей, так, чтобы валентность элемента совпадала с валентностью кислотного остатка. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 17).

Направляемся на остров Соли!

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 18).

Ой, мы сели на соляные рифы и не сможем двигаться дальше, пока не ответим на вопросы.

Вопросы для участников путешествия

  • Что это за рифы? (Соли).

  • Что такое соли? (Сложные вещества, которые состоят из атомов металлических элементов и кислотных остатков)

  • Как классифицируют соли? (средние, кислые и основные)

Формулу, название, классификацию солей установите в таблицу:

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 19).

Учитель: Чтобы доплыть к пристани Превращений, необходимо преодолеть последнее препятствие.

У Вас на столах лежат конверты. В конвертах – карточки с формулами соединений. Необходимо быстро составить уравнения возможных реакций. Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 20).

Учитель: Приближаемся на побережье Химических реакций.

А вот пристань Превращений .

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 21).

Все жители острова общаются между собой и даже имеют способность превращаться в друг друга. Во время их смешивания мы часто наблюдаем признаки реакций: осадок, газ, изменение цвета и т.д.

Какие признаки мы наблюдаем в цепочке превращений?

MgMgOMgCl2MgCO3

Каждая группа выполняет задание на маршрутном листе.

Здесь заканчивается текст первого слайда (слайд 22).

За каждое задание – 5 баллов

А) SSO2H2SO3ZnSO3ZnCl2

Б) BaBaOBa(OH)2BaSO4BaCl2

В) Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→Fe(NO3)2

Кто заканчивает свое задание, подходит к учителю со своим маршрутным листом.

V. Анализ достижений учеников и подведение итогов урока.

Учитель: Вот и подошел конец нашего путешествия. Дети, у каждого из Вас на парте есть смайлики, которые изображают определенный вид эмоций. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение во время путешествия.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Путешествие океаном веществ Учитель химии Вольновская СОШ Алимова Эльвие Назимовна

Путешествие океаном веществ

Учитель химии

Вольновская СОШ

Алимова Эльвие Назимовна

Цель урока : - повторить особенности основных классов неорганических веществ;  закрепить определения, классификацию, свойства и показать генетическую связь между классами неорганических веществ; - развивать навыки наблюдать, делать выводы; - воспитывать представление и интерес к учебе.

Цель урока :

- повторить особенности основных классов неорганических веществ;

  • закрепить определения, классификацию, свойства и показать генетическую связь между классами неорганических веществ;

- развивать навыки наблюдать, делать выводы;

- воспитывать представление и интерес к учебе.

Корабль «Генезис»

Корабль «Генезис»

Карта маршрута «Генезиса»

Карта маршрута «Генезиса»

Отгадайте ребус Оксид

Отгадайте ребус

Оксид

Cl 2 O 7 BaO ZnO Al 2 O 3 CaO  SO 2 SO 3 NO 2 Fe 2 O 3 Cr 2 O 3 Na 2 O K 2 O CO 2

Cl 2 O 7

BaO

ZnO

Al 2 O 3

CaO

SO 2

SO 3

NO 2

Fe 2 O 3

Cr 2 O 3

Na 2 O

K 2 O

CO 2

Na 2 O; Fe 2 O 3 ; BaO Cl 2 O 7 ; NO 2 ; CO 2 ZnO; Cr 2 O 3 ; Al 2 O 3

Na 2 O; Fe 2 O 3 ; BaO

Cl 2 O 7 ; NO 2 ; CO 2

ZnO; Cr 2 O 3 ; Al 2 O 3

Игра «Крестики-нолики»  Вам необходимо в ыбрать формулы оксидов и соединить их прямой линией – найти выигрышный путь. CuO NaOH CaO Na 2 O FeO NiSO 4 MgO NaCl KOH CrCl 3 MnO BaO CO 2 PbO BaSO 4 ZnO

Игра «Крестики-нолики» Вам необходимо в ыбрать формулы оксидов и соединить их прямой линией – найти выигрышный путь.

CuO

NaOH

CaO

Na 2 O

FeO

NiSO 4

MgO

NaCl

KOH

CrCl 3

MnO

BaO

CO 2

PbO

BaSO 4

ZnO

Отгадайте загадку

Отгадайте загадку

  • Лакмус будет в них краснеть, Растворяться - цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие ...
  • Кислоты
HCl; HBr; HNO 3 HNO 3 ; H 2 SO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 2 CO 3 ; H 2 SO 4 ; H 3 PO 4 Двухосновные H 2 S; H 2 SO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 2 CO 3 ; H 2 SO 4 Бескислородные HCl; HBr Трехосновные H 3 PO 4

HCl; HBr; HNO 3

HNO 3 ; H 2 SO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 2 CO 3 ;

H 2 SO 4 ; H 3 PO 4

Двухосновные

H 2 S; H 2 SO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 2 CO 3 ; H 2 SO 4

Бескислородные

HCl; HBr

Трехосновные

H 3 PO 4

Игра «Третий лишиний»  Выбрать формулы оснований соединить их прямой линией – найти выигрышный путь. Cu(OH) 2 NaOH Ca(OH) 2 Na 2 O Fe(OH) 3 NiSO 4 H 2 SO 4 KOH BaO Cr(OH) 3 LiOH CuCl 2 CO 2 PbO HCl ZnO

Игра «Третий лишиний» Выбрать формулы оснований соединить их прямой линией – найти выигрышный путь.

Cu(OH) 2

NaOH

Ca(OH) 2

Na 2 O

Fe(OH) 3

NiSO 4

H 2 SO 4

KOH

BaO

Cr(OH) 3

LiOH

CuCl 2

CO 2

PbO

HCl

ZnO

Игра «Попади в цель» ? Na Ca(OH) 2 H 2 O ? ? HCl Ca(OH) 2 NaCl ? Ca(NO 3 ) 2 H 2 O H 2 O ?

Игра «Попади в цель»

?

Na

Ca(OH) 2

H 2 O

?

?

HCl

Ca(OH) 2

NaCl

?

Ca(NO 3 ) 2

H 2 O

H 2 O

?

Fe(OH) 3 Zn(OH) 2 Al(OH) 3 Ba(OH) 2 LiOH NaOH Mg(OH) 2 Cr(OH) 3 Pb(OH) 2 KOH Cu(OH) 2 Ca(OH) 2

Fe(OH) 3

Zn(OH) 2

Al(OH) 3

Ba(OH) 2

LiOH

NaOH

Mg(OH) 2

Cr(OH) 3

Pb(OH) 2

KOH

Cu(OH) 2

Ca(OH) 2

Ba(OH) 2 ; NaOH;  KOH Zn(OH) 2 ; Al(OH) 3 ; Cr(OH) 3 ; Ca(OH) 2 ; Cu(OH) 2 ; Pb(OH) 2 ; Mg(OH) 2 ; Fe(OH) 3

Ba(OH) 2 ; NaOH;

KOH

Zn(OH) 2 ; Al(OH) 3 ;

Cr(OH) 3 ; Ca(OH) 2 ; Cu(OH) 2 ; Pb(OH) 2 ; Mg(OH) 2 ; Fe(OH) 3

Игра «Шифрограмма»  Для чтения шифрограммы Вам необходимо использовать только те буквы, которые в ряду прямоугольника встречаются один раз. О К Б С О Н К А Б Н В И А А Я

Игра «Шифрограмма» Для чтения шифрограммы Вам необходимо использовать только те буквы, которые в ряду прямоугольника встречаются один раз.

О

К

Б

С

О

Н

К

А

Б

Н

В

И

А

А

Я

Штурвал Расположите элементы в таком положении, чтобы валентность элемента совпадала с валентностью кислотного остатка.

Штурвал

Расположите элементы в таком положении, чтобы валентность элемента совпадала с валентностью кислотного остатка.

Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • AlPO 4 →MgSO 4 →KCl→ ZnCO 3 →LiNO 3 →CaS→NaI→BaSiO 3
BaS NaHSO 4 MgCO 3 Mm CaCO 3 NaCl PbCl 2 KCl CuBr 2 Fe 3 (PO 4 ) 2 CaOHCl Na 2 CO 3

BaS

NaHSO 4

MgCO 3 Mm

CaCO 3

NaCl

PbCl 2

KCl

CuBr 2

Fe 3 (PO 4 ) 2

CaOHCl

Na 2 CO 3

MgCO 3 ; BaS; KCl; CaCO 3 ; PbCl 2 ; CuBr 2 ; Na 2 CO 3 ; Fe 3 (PO 4 ) 2

MgCO 3 ; BaS; KCl; CaCO 3 ; PbCl 2 ; CuBr 2 ; Na 2 CO 3 ; Fe 3 (PO 4 ) 2

4 Na 2Na 2 O O 2 H 2 SO 4 Cu(OH) 2 Zn CuSO 4 ZnSO 4 NaOH HCl NaCl CaO H 2 O H 2 CaCl 2 2NaOH 2HCl Na 2 SO 4

4 Na

2Na 2 O

O 2

H 2 SO 4

Cu(OH) 2

Zn

CuSO 4

ZnSO 4

NaOH

HCl

NaCl

CaO

H 2 O

H 2

CaCl 2

2NaOH

2HCl

Na 2 SO 4

Mg→MgO→MgCl 2 →MgCO 3

Mg→MgO→MgCl 2 →MgCO 3

Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • 2Mg+O 2 → 2MgO
  • MgO+2HCl→MgCl 2 +H 2 O
  • MgCl 2 +Na 2 CO 3 →MgCO 3 +2NaCl
Напишите уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить следующие преобразования:

Напишите уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить следующие преобразования:

  • Первая команда:
  • S→SO 2 →H 2 SO 3 →ZnSO 3 →ZnCl 2
  • Вторая команда:
  • Ba→BaO→Ba(OH) 2 →BaSO 4 →BaCl 2
  • Третья команда:
  • Fe→FeCl 2 →Fe(OH) 2 →FeO→Fe(NO 3 ) 2
Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • S+O 2 →SO 2 ; SO 2 +H 2 O→H 2 SO 3
  • H 2 SO 3 +ZnO→ZnSO 3 +H 2 O
  • ZnSO 3 +MgCl 2 →MgSO 3 +ZnCl 2
  • 2Ba+O 2 →2BaO; BaO+H 2 O→Ba(OH) 2
  • Ba(OH) 2 +H 2 SO 4 →BaSO 4 +2H 2 O
  • BaSO 4 +PbCl 2 →PbSO 4 +BaCl 2
  • Fe+2HCl→FeCl 2 +H 2 ;FeCl 2 +2NaOH→Fe(OH) 2 +2NaCl; Fe(OH) 2 →FeO+H 2 O; FeO+2HNO 3 →Fe(NO 3 ) 2 +H 2 O
Домашнее задание:   Подготовиться к контрольной работе

Домашнее задание:

Подготовиться к контрольной работе

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!