В основу рабочей программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Путешествие по стране Этике» положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:
ст. 12 , 28, 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»,
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2012 №1241, от 22.09.2011 №2357)( с изменениями и дополнениями);
письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189) ( с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29.07.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).
Социальное направление реализуется через курс «Путешествие по стране Этике », на изучение которого отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю). Данный курс был введен по заявлениям родителей и желанию обучающихся.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Проблема социального воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по социальному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений социального воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт социального поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Для реализации данной программы используется :
Авторская программа «Этическая грамматика» А.И.Шемшуриной
А.И.Шемшурина «Этическая грамматика»
- Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
«Путешествие по стране Этике»
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
умениее ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ни
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Предметные результаты:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся научатся:
Отличать понятий «этика» и «этикет».
Знать правила вежливости и красивых манер.
Знать заповеди и соответствующие притчи.
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
Соблюдать заповеди.
Сострадать животным, не обижать их.
Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять презентации.
- Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников).
- Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике.
- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.
- Пользоваться предметами современной жизни.
- Наблюдать объекты.
- Характеризовать их особенности.
- Группировать (классифицировать)по отличительным признакам.
- Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этике»
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Тема 16. Просим к столу.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 17. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 18. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 19. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 20. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 21. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 22. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 23. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 24. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 25. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 26.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 27. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 28. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 29. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 31. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 32. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 33. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 34. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Формы организации и виды деятельности
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии;
- экскурсии
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы
Учебно- тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Этика общения. | 8 |
2. | Этикет. | 8 |
3. | Этические нормы отношений с окружающими. | 10 |
4. | Этика отношений в коллективе. | 8 |
| Итого: | 34 |
III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этике».
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации и виды деятельности | Основные виды деятельности | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Этика общения (8 часов) | | | | | |
1 | Здравствуйте все! | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Беседуют о значении доброго слова. | | |
2 | Будем беречь друг друга. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Учатся быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. | | |
3 | Дружим с добрыми словами. | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | Беседуют о вежливости. | | |
4 | Любим добрые поступки. | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах села. | Учатся видеть добрые поступки вокруг. Разучивают песни кота Леопольда о добрых делах. Соединяют добрые слова и добрые поступки в единую цепочку. | | |
5 | Подари дело и слово доброе. | 1 | Путешествие в сказку. Конкурсы. | Знакомятся с увлечениями одноклассников. | | |
6 | Умеем общаться. | 1 | Рассказ. Беседа. Игра. | Беседуют об обидах причинённых кому-то. | | |
7 | Каждый интересен. | 1 | Урок-сюрприз. Игры. | Говорят стоящему однокласснику (по очереди), чем он им интересен. | | |
8. | Подарок коллективу. | 1 | праздник | Устраивают общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ … | | |
| Этикет ( 8ч.) | | | | | |
9 | Премудрости дедушки Этикета. | 1 | Беседа. Решение задач. | Знакомятся с правилами этикета, решают задачи жизненного характера. | | |
10 | За столом с дедушкой Этикетом. | 1 | Ответы на вопросы. Игра. | Знакомятся с правилами повседневного этикета. | | |
11 | Школьные правила этикета. | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры. | Знакомятся с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». | | |
12 | Когда рядом много людей. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Разрабатывают ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. | | |
13 | Как решать семейные проблемы. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Обсуждают волнующие детей семейные проблемы: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома | | |
14 | Чистый ручеек вашей речи. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. | | |
15 | Встречаем Новый год. | 1 | Познавательная беседа. | Знакомятся с обычаями и традициями празднования праздника в разных странах | | |
16 | Просим к столу. | 1 | Классный «Огонек» с праздничным столом. | Рассматривают правила для всех. | | |
Этические нормы отношений с окружающими (10ч). . |
17 | Душа – это наше творение. | 1 | Познавательная беседа. | Рисуют любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждают ситуации: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» | | |
18 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 1 | Познавательная беседа. Игра | Учатся быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. | | |
19 | Хорошие песни к добру ведут. | 1 | Концерт Выставка рисунков | Поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисуют любимых героев песен. | | |
20 | Вглядись в себя, сравни с другими. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Размышляют о главном в человеке: все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни, каждый человек индивидуален, вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. | | |
21 | Помоги понять себя. | 1 | Познавательная беседа. | Ведут диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. | | |
22 | О настоящем и поддельном | 1 | Познавательная беседа. | Размышляют о главном в человеке. | | |
23 | Тепло родного дома. | 1 | Познавательная беседа. | Знакомятся со стихотворениями Лившица «Разговор», Благининой «В тишине». | | |
24 | Поздравляем наших мам. | 1 | Познавательная беседа. Праздник | Беседуют о подарках, которым будет рада мама. | | |
25 | Цветы, цветы – в них Родины душа. | 1 | Беседа. | Знакомятся с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. | | |
| Этика отношений в коллективе( 8ч). | | | | | |
26 | Когда солнце тебе улыбается. | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | Рассматривают правила для всех. | | |
27 | Чтобы быть коллективом | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Беседуют о значении дружбы для человека. | | |
28 | Коллектив начинается с меня. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | Беседуют по рассказу В.Осеевой «Долг». | | |
29 | Подарок коллективу. | 1 | праздник | Рассматривают правила для всех. | | |
30 | Секретные советы девочкам и мальчикам. | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | Знакомятся с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек». Беседуют о дружбе мальчиков и девочек. | | |
31 | Скажи себе сам. | 1 | сочинение | Пишут, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему, задание на будущее и цель, как достичь намеченное. | | |
32 | Вот и стали добрей и умней. | 1 | Заполнение анкет. | Беседуют о нравственной воспитанности. | | |
33 | Поиграем и подумаем. | 1 | Познавательная беседа. Путешествие по станциям. | Знакомятся со значением доброты. Составляют кроссворд по изученным темам. | | |
34 | Школе посвящается. | 1 | Праздник. | Соревнуются по правилам вежливости. | | |