СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в лесную страну

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие "Путешествие в лесную страну" может быть использовано как открытое мероприятие в школьном экологическом лагере. Рекомендуется для учащихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в лесную страну»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»












Путешествие в лесную страну


внеклассное мероприятие для 5-6 классов








Автор:

учитель биологии и химии

Дорофеева Ираида Анатольевна












Цели:


  1. Систематизировать знания учащихся об основных экологических группах растений и животных Тамбовской области; раскрыть экологические взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; показать влияние антропогенной деятельности на природу.

  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

  3. Воспитывать экологическую культуру учащихся и эстетическое восприятие природы.


Задачи:


  1. Научить применять экологические знания для решения экологических задач и оценки различных экологических ситуаций.

  2. Организовать творческую деятельность учащихся посредством применения ролевых игр, загадок, конкурсов, самостоятельной поисковой работы.

  3. Вырабатывать у учащихся навыки дискуссии, формировать умения делать выводы и обобщения.


Методы, приёмы и формы:


  1. Рассказ с элементами беседы;

  2. Эвристическая беседа;

  3. Демонстрация;

  4. Ролевая игра, игра- соревнование;

  5. Самостоятельная работа;

  6. Создание проблемной ситуации;

  7. Использование психологического текста;

  8. Музыкальное оформление.


Оформление:


  1. Географическая карта Тамбовской области;

  2. «Маршрутная» карта с «остановками»;

  3. Таблицы с экологическими знаками;

  4. Таблица «Биогеоценоз дубравы»;

  5. Экологические плакаты.

  6. Карточки задания с приметами;

  7. Карточки задания с тестами;

  8. Жетоны «Юный друг природы;

  9. Аудиозаписи со звуками голосов птиц.




ПЛАН


  1. Организационный момент. Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

  2. Основная часть.

«Путешествие » по лесу. Лес как экосистема.

(Усвоение новых знаний в процессе рассказа педагога и их систематизация в ходе фронтальной беседы. Стимулирование и мотивация познавательного интереса учащихся путем использования игровой и проблемной технологии).

    1. Природные барометры

    2. Правила поведения в лесу. Знаем ли мы их?

    3. «Остановки» в лесу и их особенности.

- «Лесная»;

- «Грибная»;

- «Ягодная»;

- «Лекарственная»;

- «Охраняемая».

  1. Обобщение, первичное закрепление знаний; Выполнение тестовых заданий; подведение итогов.













Дорогие ребята! Недавно я побывала в увлекательном путешествии и сегодня я предлагаю вам вместе со мной отправиться в это путешествие. А вот куда именно, вы мне подскажите сами. И так, внимание на экран. (Демонстрация в/ф «Лес»)

Каждый из вас не раз побывал в лесу, и не раз слышал о тайнах лесного царства. На сегодняшнем занятии мы ещё раз более подробно познакомимся с основными экологическими группами растений и животных, с охраняемыми растениями и животными Тамбовской области; мы с вами выясним, какие существуют экологические взаимосвязи как внутри живой природы, так и окружающей среде.

Мы научимся применять все эти знания в любой экологической ситуации, научимся давать оценку своим действиям, доказав тем самым, что мы с вами – экологически грамотные люди, способные жить в гармонии с природой.

У вас на столах есть оценочные листы, их вы будете заполнять по мере прохождения каждого этапа, и это будет результатом нашего занятия.

А теперь начнем наше удивительное путешествие в волшебную страну под названием «Лес». Путешествие будет очень интересным, а путь долгим и нелегким, с препятствиями. Чтобы вы могли с ним справиться, я для вас буду верным помощником, а вы, в свою очередь будете помогать мне. Совершая это «путешествие» мы побываем на следующих остановках: «Лесная», «Грибная», «Ягодная», «Лекарственная», «Охраняемая».

Ребята! Прежде, чем отправиться в лесную страну, нам с вами нужно знать: а какая будет погода? Дождь или солнце? И как нам быть, чтобы не заблудиться в лесу?

Для этого мы вспомним с вами о природных барометрах, т.е. приметах, которые предсказывают погоду. (Педагог загадывает, а дети отгадывают).

  1. Ласточки летают низко (к дождю).

  2. Комары летают роем (к хорошей погоде).

  3. День. А цветки одуванчика закрыты. Что это значит? (Будет дождь).

  4. Вы находитесь в лесу, перед вами муравейник. Все входы в него закрыта. (Будет дождь).

  5. Паутинки летают и днем и ночью. Что это значит? (Будет солнечная погода).

А теперь поработаем в парах. Возьмите карточки с народными приметами, которые подсказывают погоду.

Один из пары зачитывает приметы хорошей погоды, другой – пасмурной, дождливой погоды.

И так, выяснив, какая погода предстоит нам в пути, мы с удовольствием отправляемся в лес.

Первая остановка «Лесная»

Лес… Одно из самых коротких слов в нашем языке. А как много оно вобрало в себя! Нет у него соперников. Лес – это уникальный природный комплекс, целостная экологическая система.

Ребята, как вы понимаете: что же такое лес? И каково значение леса? (Учащиеся дают ответы, педагог подводит итог).

Таким образом, ребята, лес необходим нам как воздух, вода, пища. Лес – это дом для зверей и птиц, лес – это зеленый наряд нашей Земли. (СЛАЙД)

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой –

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк, иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Лес – это не просто лес, а город с тысячами жителей. А жители в этом городе – это не только деревья и травы, но и звери и птицы, различные насекомые, микроорганизмы, и все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Дом стоял со всех сторон,

В доме – тысячи коллон,

Над коллонами – шатры,

Под коллонами – ковры,

Тут живут и на коврах,

На коллонах и в шатрах.

(Демонстрация таблицы «Биогеоценоз дубравы»).

Действительно, это и есть лес, в котором все взаимосвязано. Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой, называется ЭКОЛОГИЯ. В переводе с греческого «ойкос» - дом.

Если нарушить эти связи – словно стены упадут в этом большом доме. Какое-то время он ещё постоит, а потом начнет разрушаться. Чтобы этого не случилась, нас с вами встречают Лесные экологи. Давайте послушаем их.


Учёные - экологи

1. Михаил Пришвин сказал: «Всё прекрасное на земле от солнца, все хорошее – от человека». Запомните эти слова, и они помогут нам быть истинным другом и защитником природы.

Старайтесь не беспокоить своим поведением птиц в лесу. Шум, громкая музыка, крики, пугают птиц и зверей. Они покидают свои гнезда, скрываются. Если вы хотите увидеть в лесу много интересного, затаитесь, не шумите, прислушайтесь к лесным шорохам. Вы – в гостях у лесных обитателей.

2. Старайтесь передвигаться в лесу по тропинкам. Писатель-натуралист Михаил Ивин в своей книге «Мы и они» пишет: «Пришлось ученым призадуматься: как уберечь лес от беспорядочного людского нашествия? Ведь некоторым лесам грозит гибель не от руки, а от ноги человека».

Ребята, как вы сможете объяснить пословицу: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча - пустыню».

3.Не сорите в лесу!

Леса являются местом отдыха горожан. Они несут нам радость и вдохновение. Поэтому не вламывайтесь в них на автомобилях, мотоциклах, приходите туда пешком и с большой любовью.

4.Берегите деревья от повреждений!

5.Не разжигайте костра в лесу!

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили у костра…

Помните, что из одного дерева можно сделать миллионы спичек, а одной спичкой можно сжечь миллионы деревьев.

6. Не разоряйте гнезда, не берите птенцов домой!

7. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и в опавшей листве.

8. Не загрязняйте водоемы! Помните: рыбам и другим подводным жителям тоже нужен кислород.

9. Не вырывайте букеты цветов, не стреляйте из рогатки!

10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой и ничего большего.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребята, мы с вами долго путешествовали, наверное, вы устали. Давайте немного разомнемся и проведем физкультминутку. (Педагог проводит физкультминутку и учащиеся выполняют вместе с ним).


Руки вверх подняли и помахали , (Руки вверху, качаются из стороны в сторону)

Это деревья в лесу.

Ветки согнули, снег стряхнули, (Руки согнуты в локтях, встряхивают ими)

Деревья встречают весну.


Плавно руками помашем- (Машут «крыльями»)

Это птицы к нам летят.

Как они сядут - покажем (Присели, руки за спиной в «замок»)

«Крылья» сложили назад.


Ой, ребята, а что это тут на полянке?

Грибов видимо-невидимо! Наша следующая остановка «Грибная». Здесь нас встречают: Мухомор, Бледная поганка, Опенок ложный. (Учащиеся в костюмах грибов читают по очереди.)


Ядовитые грибы:

«Эй, ребята подходите!

Хорошенько посмотрите:

В белых точечках убор

Надевает Мухомор!»


«А Поганка – бахрому,

Вдруг понравлюсь Я кому!?»


«А вот Я – Опёнок ложный,

Отравиться мною можно!»


Да что же это такое? Одни ядовитые грибы нас встречают:

Как же мне прогнать поганок?

Этих шустрых хулиганок?

Одно средство знаю я:

Отгадайте-ка, друзья,

Имена грибов съедобных!


(Педагог проводит конкурс загадок о грибах)


    1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички –

Золотистые … лисички!


    1. Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных

Издали заметных. Собирай,

Не мешай, это… сыроежки!


    1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … подосиновик!


    1. Из травки на опушке

Торчат свиные ушки

И не видно свинки

Ни боков, ни спинки. (Свинушки)


    1. Не спорю, не белый

Я, братцы, по- проще

Расту я, обычно в березовой роще. (Подберезовик).


    1. Рыженький Ванек –

Крепкий паренёк.

Спрятался за пень,

А шапка – набекрень. (Рыжик)


Молодцы, ребята! Много знаете грибов,

Победили всех врагов,

А теперь прошу сказать,

Как их надо собирать?

(Ответы учащихся, заполнение оценочных листов)


Ребята, а теперь мы отправляемся дальше, и следующая остановка – «Ягодная»! Сейчас мы с вами будем собирать различные ягоды.

. У меня есть два лукошка. Каждая группа должна «собрать» как можно больше «ягод», отгадав при этом кроссворд, в которой имеется буква «И» и буква «А». Кто быстрее и правильней отгадает, тот и победил.


Кроссворд «Ягодный»



м

а

л

и

н

а


к

а

л

и

н

а


р

я

б

и

н

а


е

ж

е

в

и

к

а

ч

е

р

н

и

к

а


г

о

л

у

б

и

к

а

б

р

у

с

н

и

к

а

к

л

у

б

н

и

к

а

з

е

м

л

я

н

и

к

а

с

м

о

р

о

д

и

н

а



(Под музыку учащиеся отгадывают кроссворд, педагог подводит итоги, дети используют оценочные листы)

Ребята, мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – «Лекарственная».

Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Это аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах, здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья и корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Эти клетки - не просто хранилище лекарств, они – их фабрики. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами, а сами растения называются «лекарственными». Здесь нас встречают Лесные аптекари, фитотерапевты, они проведут с вами викторину о лекарственных растениях.

    1. Уже само название этого растения говорит о том, где оно растет – около дорог, ещё его называют «следом белого человека». Его листья – прекрасное средство для тех, кто обожжется у костра или поранит ногу в походе. (Подорожник)

    2. Это одно из самых первых весенних растений. Цветки его желтые, похожие на одуванчик, листья появляются позже, они двухсторонние: с одной стороны теплые, а с другой – холодные. Растет это растение большими «компаниями». В переводе с греческого означает «выводить кашель». (Мать-и-мачеха).

    3. Это растение радует нас своими яркими солнечными цветками целое лето. Цветки этого растения обладают противовоспалительным, бактерицидным и ранозаживляющим действием. Наружно препараты и настои цветков используют в виде полосканий при ангине. (Календула, или Ноготки)

    4. В старину это растение называли травой от 99 болезней. Его можно узнать по желтым цветкам с полосками. Имя этому растению дано не зря – нередко овцы, а иногда и лошади, наевшись его, тяжело заболевали. Выяснилось также, что это растение повышает чувствительность животных к действию солнечного света. (Зверобой).

Ребята! А какие ещё вы знаете лекарственные растения?

Рвите их не на потеху,

И отнесите их в аптеку,

Ведь из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

А теперь мы приближаемся к самой последней остановке нашего путешествия – «Охраняемая». Здесь мы познакомимся с Красной Книгой Тамбовской области, перелистаем её страницы, и еще раз вспомним об охраняемых растениях и животных.

Ребята! А как вы думаете, почему Красная Книга так называется – «красная», ни «синяя», ни «зеленая», и ни какая-нибудь другая?» (Ответы учащихся)

Этот цвет вызывает тревогу за исчезновение редких растений и животных. Красная книга – это программа действий, в которой сконцентрированы знания и многолетний опыт работы всех ученых- биологов и просто любителей и знатоков природы.

(Педагог «перелистывает» (СЛАЙДЫ) страницы Красной Книги, знакомит учащихся с редкими растениями и животными) Вот некоторые из них.

И в заключении мне хочется сказать, что каждый из нас перед лицом всего мира несет ответственность за сокровища природы.

Ты, Человек, любя Природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

На этом наше путешествие заканчивается и, как результат его мы свами поработаем с оценочными листами и выполним

Тест

    1. Как называется наука, которая изучает закономерности взаимодействия живых организмов между собой и средой обитания?

А) биология;

Б) экология;

В) зоология;

Г) селекция.

    1. Как вы поступите, если увидите в лесу новое, неизвестное вам растение, но очень красивое?

А) сорву и подарю маме;

Б) остановлюсь, полюбуюсь и пойду дальше;

В) расскажу об этом учителю и узнаю о нём поподробнее;

Г) пройду мимо.

    1. Что вы возьмете с собой в лес на экскурсию?

А) фотоаппарат;

Б) магнитофон;

В) спички;

Г) нож.

    1. Какие грибы вы считаете съедобными?

А) мухомор;

Б) белый гриб;

В) масленок;

Г) бледная поганка.

    1. Какие из этих растений являются охраняемыми в Тамбовской области?

А) ромашка;

Б) прострел весенний;

В) адонис;

Г) василек.


Лист самооценки


Ф.И. ученика_________________________________________



Критерии оценивания


Оценка

  1. На сегодняшнем занятии я работал

активно

пассивно

  1. Своей работой на занятии я …

доволен

недоволен

  1. Занятие для меня показалось…

коротким

длинным

  1. На этом занятии я…

не устал

устал

  1. Моё настроение стало…

лучше

хуже

  1. Материал сегодняшнего занятия был для меня…




понятным

непонятным

полезным

бесполезным

интересным

скучным


















Лист самооценки работы группы


Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.









14