Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Путешествие в лесную страну
внеклассное мероприятие для 5-6 классов
Автор:
учитель биологии и химии
Дорофеева Ираида Анатольевна
Цели:
Систематизировать знания учащихся об основных экологических группах растений и животных Тамбовской области; раскрыть экологические взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; показать влияние антропогенной деятельности на природу.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
Воспитывать экологическую культуру учащихся и эстетическое восприятие природы.
Задачи:
Научить применять экологические знания для решения экологических задач и оценки различных экологических ситуаций.
Организовать творческую деятельность учащихся посредством применения ролевых игр, загадок, конкурсов, самостоятельной поисковой работы.
Вырабатывать у учащихся навыки дискуссии, формировать умения делать выводы и обобщения.
Методы, приёмы и формы:
Рассказ с элементами беседы;
Эвристическая беседа;
Демонстрация;
Ролевая игра, игра- соревнование;
Самостоятельная работа;
Создание проблемной ситуации;
Использование психологического текста;
Музыкальное оформление.
Оформление:
Географическая карта Тамбовской области;
«Маршрутная» карта с «остановками»;
Таблицы с экологическими знаками;
Таблица «Биогеоценоз дубравы»;
Экологические плакаты.
Карточки задания с приметами;
Карточки задания с тестами;
Жетоны «Юный друг природы;
Аудиозаписи со звуками голосов птиц.
ПЛАН
Организационный момент. Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.
Основная часть.
«Путешествие » по лесу. Лес как экосистема.
(Усвоение новых знаний в процессе рассказа педагога и их систематизация в ходе фронтальной беседы. Стимулирование и мотивация познавательного интереса учащихся путем использования игровой и проблемной технологии).
Природные барометры
Правила поведения в лесу. Знаем ли мы их?
«Остановки» в лесу и их особенности.
- «Лесная»;
- «Грибная»;
- «Ягодная»;
- «Лекарственная»;
- «Охраняемая».
Обобщение, первичное закрепление знаний; Выполнение тестовых заданий; подведение итогов.
Дорогие ребята! Недавно я побывала в увлекательном путешествии и сегодня я предлагаю вам вместе со мной отправиться в это путешествие. А вот куда именно, вы мне подскажите сами. И так, внимание на экран. (Демонстрация в/ф «Лес»)
Каждый из вас не раз побывал в лесу, и не раз слышал о тайнах лесного царства. На сегодняшнем занятии мы ещё раз более подробно познакомимся с основными экологическими группами растений и животных, с охраняемыми растениями и животными Тамбовской области; мы с вами выясним, какие существуют экологические взаимосвязи как внутри живой природы, так и окружающей среде.
Мы научимся применять все эти знания в любой экологической ситуации, научимся давать оценку своим действиям, доказав тем самым, что мы с вами – экологически грамотные люди, способные жить в гармонии с природой.
У вас на столах есть оценочные листы, их вы будете заполнять по мере прохождения каждого этапа, и это будет результатом нашего занятия.
А теперь начнем наше удивительное путешествие в волшебную страну под названием «Лес». Путешествие будет очень интересным, а путь долгим и нелегким, с препятствиями. Чтобы вы могли с ним справиться, я для вас буду верным помощником, а вы, в свою очередь будете помогать мне. Совершая это «путешествие» мы побываем на следующих остановках: «Лесная», «Грибная», «Ягодная», «Лекарственная», «Охраняемая».
Ребята! Прежде, чем отправиться в лесную страну, нам с вами нужно знать: а какая будет погода? Дождь или солнце? И как нам быть, чтобы не заблудиться в лесу?
Для этого мы вспомним с вами о природных барометрах, т.е. приметах, которые предсказывают погоду. (Педагог загадывает, а дети отгадывают).
Ласточки летают низко (к дождю).
Комары летают роем (к хорошей погоде).
День. А цветки одуванчика закрыты. Что это значит? (Будет дождь).
Вы находитесь в лесу, перед вами муравейник. Все входы в него закрыта. (Будет дождь).
Паутинки летают и днем и ночью. Что это значит? (Будет солнечная погода).
А теперь поработаем в парах. Возьмите карточки с народными приметами, которые подсказывают погоду.
Один из пары зачитывает приметы хорошей погоды, другой – пасмурной, дождливой погоды.
И так, выяснив, какая погода предстоит нам в пути, мы с удовольствием отправляемся в лес.
Первая остановка «Лесная»
Лес… Одно из самых коротких слов в нашем языке. А как много оно вобрало в себя! Нет у него соперников. Лес – это уникальный природный комплекс, целостная экологическая система.
Ребята, как вы понимаете: что же такое лес? И каково значение леса? (Учащиеся дают ответы, педагог подводит итог).
Таким образом, ребята, лес необходим нам как воздух, вода, пища. Лес – это дом для зверей и птиц, лес – это зеленый наряд нашей Земли. (СЛАЙД)
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой –
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк, иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Лес – это не просто лес, а город с тысячами жителей. А жители в этом городе – это не только деревья и травы, но и звери и птицы, различные насекомые, микроорганизмы, и все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Дом стоял со всех сторон,
В доме – тысячи коллон,
Над коллонами – шатры,
Под коллонами – ковры,
Тут живут и на коврах,
На коллонах и в шатрах.
(Демонстрация таблицы «Биогеоценоз дубравы»).
Действительно, это и есть лес, в котором все взаимосвязано. Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой, называется ЭКОЛОГИЯ. В переводе с греческого «ойкос» - дом.
Если нарушить эти связи – словно стены упадут в этом большом доме. Какое-то время он ещё постоит, а потом начнет разрушаться. Чтобы этого не случилась, нас с вами встречают Лесные экологи. Давайте послушаем их.
Учёные - экологи
1. Михаил Пришвин сказал: «Всё прекрасное на земле от солнца, все хорошее – от человека». Запомните эти слова, и они помогут нам быть истинным другом и защитником природы.
Старайтесь не беспокоить своим поведением птиц в лесу. Шум, громкая музыка, крики, пугают птиц и зверей. Они покидают свои гнезда, скрываются. Если вы хотите увидеть в лесу много интересного, затаитесь, не шумите, прислушайтесь к лесным шорохам. Вы – в гостях у лесных обитателей.
2. Старайтесь передвигаться в лесу по тропинкам. Писатель-натуралист Михаил Ивин в своей книге «Мы и они» пишет: «Пришлось ученым призадуматься: как уберечь лес от беспорядочного людского нашествия? Ведь некоторым лесам грозит гибель не от руки, а от ноги человека».
Ребята, как вы сможете объяснить пословицу: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча - пустыню».
3.Не сорите в лесу!
Леса являются местом отдыха горожан. Они несут нам радость и вдохновение. Поэтому не вламывайтесь в них на автомобилях, мотоциклах, приходите туда пешком и с большой любовью.
4.Берегите деревья от повреждений!
5.Не разжигайте костра в лесу!
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили у костра…
Помните, что из одного дерева можно сделать миллионы спичек, а одной спичкой можно сжечь миллионы деревьев.
6. Не разоряйте гнезда, не берите птенцов домой!
7. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и в опавшей листве.
8. Не загрязняйте водоемы! Помните: рыбам и другим подводным жителям тоже нужен кислород.
9. Не вырывайте букеты цветов, не стреляйте из рогатки!
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой и ничего большего.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребята, мы с вами долго путешествовали, наверное, вы устали. Давайте немного разомнемся и проведем физкультминутку. (Педагог проводит физкультминутку и учащиеся выполняют вместе с ним).
Руки вверх подняли и помахали , (Руки вверху, качаются из стороны в сторону)
Это деревья в лесу.
Ветки согнули, снег стряхнули, (Руки согнуты в локтях, встряхивают ими)
Деревья встречают весну.
Плавно руками помашем- (Машут «крыльями»)
Это птицы к нам летят.
Как они сядут - покажем (Присели, руки за спиной в «замок»)
«Крылья» сложили назад.
Ой, ребята, а что это тут на полянке?
Грибов видимо-невидимо! Наша следующая остановка «Грибная». Здесь нас встречают: Мухомор, Бледная поганка, Опенок ложный. (Учащиеся в костюмах грибов читают по очереди.)
Ядовитые грибы:
«Эй, ребята подходите!
Хорошенько посмотрите:
В белых точечках убор
Надевает Мухомор!»
«А Поганка – бахрому,
Вдруг понравлюсь Я кому!?»
«А вот Я – Опёнок ложный,
Отравиться мною можно!»
Да что же это такое? Одни ядовитые грибы нас встречают:
Как же мне прогнать поганок?
Этих шустрых хулиганок?
Одно средство знаю я:
Отгадайте-ка, друзья,
Имена грибов съедобных!
(Педагог проводит конкурс загадок о грибах)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички –
Золотистые … лисички!
Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных. Собирай,
Не мешай, это… сыроежки!
Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … подосиновик!
Из травки на опушке
Торчат свиные ушки
И не видно свинки
Ни боков, ни спинки. (Свинушки)
Не спорю, не белый
Я, братцы, по- проще
Расту я, обычно в березовой роще. (Подберезовик).
Рыженький Ванек –
Крепкий паренёк.
Спрятался за пень,
А шапка – набекрень. (Рыжик)
Молодцы, ребята! Много знаете грибов,
Победили всех врагов,
А теперь прошу сказать,
Как их надо собирать?
(Ответы учащихся, заполнение оценочных листов)
Ребята, а теперь мы отправляемся дальше, и следующая остановка – «Ягодная»! Сейчас мы с вами будем собирать различные ягоды.
. У меня есть два лукошка. Каждая группа должна «собрать» как можно больше «ягод», отгадав при этом кроссворд, в которой имеется буква «И» и буква «А». Кто быстрее и правильней отгадает, тот и победил.
Кроссворд «Ягодный»
| м | а | л | и | н | а |
| к | а | л | и | н | а |
| р | я | б | и | н | а |
| е | ж | е | в | и | к | а |
ч | е | р | н | и | к | а |
| г | о | л | у | б | и | к | а |
б | р | у | с | н | и | к | а |
к | л | у | б | н | и | к | а |
з | е | м | л | я | н | и | к | а |
с | м | о | р | о | д | и | н | а |
(Под музыку учащиеся отгадывают кроссворд, педагог подводит итоги, дети используют оценочные листы)
Ребята, мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – «Лекарственная».
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Это аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах, здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья и корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Эти клетки - не просто хранилище лекарств, они – их фабрики. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами, а сами растения называются «лекарственными». Здесь нас встречают Лесные аптекари, фитотерапевты, они проведут с вами викторину о лекарственных растениях.
Уже само название этого растения говорит о том, где оно растет – около дорог, ещё его называют «следом белого человека». Его листья – прекрасное средство для тех, кто обожжется у костра или поранит ногу в походе. (Подорожник)
Это одно из самых первых весенних растений. Цветки его желтые, похожие на одуванчик, листья появляются позже, они двухсторонние: с одной стороны теплые, а с другой – холодные. Растет это растение большими «компаниями». В переводе с греческого означает «выводить кашель». (Мать-и-мачеха).
Это растение радует нас своими яркими солнечными цветками целое лето. Цветки этого растения обладают противовоспалительным, бактерицидным и ранозаживляющим действием. Наружно препараты и настои цветков используют в виде полосканий при ангине. (Календула, или Ноготки)
В старину это растение называли травой от 99 болезней. Его можно узнать по желтым цветкам с полосками. Имя этому растению дано не зря – нередко овцы, а иногда и лошади, наевшись его, тяжело заболевали. Выяснилось также, что это растение повышает чувствительность животных к действию солнечного света. (Зверобой).
Ребята! А какие ещё вы знаете лекарственные растения?
Рвите их не на потеху,
И отнесите их в аптеку,
Ведь из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
А теперь мы приближаемся к самой последней остановке нашего путешествия – «Охраняемая». Здесь мы познакомимся с Красной Книгой Тамбовской области, перелистаем её страницы, и еще раз вспомним об охраняемых растениях и животных.
Ребята! А как вы думаете, почему Красная Книга так называется – «красная», ни «синяя», ни «зеленая», и ни какая-нибудь другая?» (Ответы учащихся)
Этот цвет вызывает тревогу за исчезновение редких растений и животных. Красная книга – это программа действий, в которой сконцентрированы знания и многолетний опыт работы всех ученых- биологов и просто любителей и знатоков природы.
(Педагог «перелистывает» (СЛАЙДЫ) страницы Красной Книги, знакомит учащихся с редкими растениями и животными) Вот некоторые из них.
И в заключении мне хочется сказать, что каждый из нас перед лицом всего мира несет ответственность за сокровища природы.
Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!
На этом наше путешествие заканчивается и, как результат его мы свами поработаем с оценочными листами и выполним
Тест
Как называется наука, которая изучает закономерности взаимодействия живых организмов между собой и средой обитания?
А) биология;
Б) экология;
В) зоология;
Г) селекция.
Как вы поступите, если увидите в лесу новое, неизвестное вам растение, но очень красивое?
А) сорву и подарю маме;
Б) остановлюсь, полюбуюсь и пойду дальше;
В) расскажу об этом учителю и узнаю о нём поподробнее;
Г) пройду мимо.
Что вы возьмете с собой в лес на экскурсию?
А) фотоаппарат;
Б) магнитофон;
В) спички;
Г) нож.
Какие грибы вы считаете съедобными?
А) мухомор;
Б) белый гриб;
В) масленок;
Г) бледная поганка.
Какие из этих растений являются охраняемыми в Тамбовской области?
А) ромашка;
Б) прострел весенний;
В) адонис;
Г) василек.
Лист самооценки
Ф.И. ученика_________________________________________
Критерии оценивания | Оценка |
На сегодняшнем занятии я работал | активно | пассивно |
Своей работой на занятии я … | доволен | недоволен |
Занятие для меня показалось… | коротким | длинным |
На этом занятии я… | не устал | устал |
Моё настроение стало… | лучше | хуже |
Материал сегодняшнего занятия был для меня…
| понятным | непонятным |
полезным | бесполезным |
интересным | скучным |
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
14