СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в русский язык»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Путешествие в русский язык»

 

     Тема. Путешествие в каменный век.

     Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

     Оборудование. Таблицы «Добавки», «Волшебные превращения»; мяч.

Ход занятия

     1.  Рассказ воспитателя «Происхождение речи – версии и догадки».

     – Наверно, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них не просто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают.

     О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесёмся в древние времена. Как общались первобытные люди? (С помощью знаков, жестов, мимики.) Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой!», «Дай!», «Брось!» и т. д. Некоторые учёные считают, что первыми словами как раз и были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, возникла речь.

     Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

     Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

     2.  «Язык жестов»

     – Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.

    Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

   Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)

   Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)

   Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)

   Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

     Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

     3.  Игра «Полслова за вами»

     – Давайте покажем, как мы владеем речью. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить.

     Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, мо-ре, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.

     Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

  1. Игра «Добавки»

     – Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве в начале (слева) так, чтобы получилось новое слово.

     Например: к-рот, м-ель, о-вал, т-игры, о-лень, к-лён, у-кол, и др.

  1. Скороговорки

     – А хотите поупражняться в произношении скороговорок?

?Чищу щуке чешую.

?Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук.

?Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак, сунул Грека руку в реку, рак за

руку Грека – цап!

     ?Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

     6.  Игра «Волшебные превращения»

     – Следующая игра называется «Волшебные превращения». Образуйте новые слова, заменив подчёркнутую букву на её звонкую или глухую пару.

точка - очка                 (дочка)            жар – ар                        (шар)

уточка – уочка            (удочка)          коза – коа                     (коса)

прутик – пруик           (прудик)          катушка – каушка      (кадушка)

плоты – плоы              (плоды)

  Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости – глухости.

     7. Устное задание на различение звуков.

     – Определите, какими звуками различаются следующие слова:

     Дал – даль               мишка – мышка        вол – вёл                был - бил

     Лук – люк                кит – кот                  дом – дым

     Флаги – фляги        усы – осы                   ком – сом  

     8.  Итог занятия

     – Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык – величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нём были все нужные слова, чтобы на нём легко было выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!