Муниципальный конкурс "Ярмарка педагогических идей- 2017»
«Путешествие в сказочную страну Неболейку»
Конспект нод с элементами здоровьесберегающих технологий.
Старший дошкольный возраст.
Автор: Людмила Григорьевна Шинкарь, воспитатель
1 квалификационная категория, педагогический стаж
32 года, МБДОУ "Детский сад" Мальвина".
г. Тулун, 2017г.
Тема: «Путешествие в сказочную страну Неболейку»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Образовательные области: «Физическое развитие", «Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие»".
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, изображение двух гномов: одного веселого, здорового, второго – грустного, неаккуратного; «волшебный» сундучок, перечень вопросов, изображение солнышка с лучиками. Фонограммы, атрибуты для игр, изображение дерева и мусорки, конструктор для постройки дома.
Предварительная работа: разучивание упражнений на развитие дыхания, подбор музыки, оформление презентации к занятию, рассматривание иллюстраций «Полезное - неполезное для здоровья», разучивание игры «Я начну, а ты продолжи! », разучивание подвижной игры «Стром дом».
Оборудование для опыта: стаканчики с водой, трубочки по количеству детей.
Словарная работа: здоровье, здоровяк, редко болеющий, растяпа, витамины, режим дня.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Желаю вам всем здоровья! А здоровы ли вы, дорогие друзья?
Дети: Да.
Воспитатель: Я очень рада, что у вас все отлично. Приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну Неболейку, в которой живет знакомый всем вам герой. Всех излечит, исцелит…. Кто это?
Дети: Доктор Айболит.(1 слайд-с изображением Айболита)
Воспитатель: Но попасть в сказочную страну не так просто. Давайте сначала поговорим на очень важную тему. Как вы думаете, что такое здоровье?
Дети высказывают предложения. - Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным!
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам легенду. (звучит спокойная лирическая музыка и идет презентация согласно словам)(слайды2-7)
«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь!
(заканчивает звучать музыка)
Воспитатель: Значит, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Ребята, а вы хотите сберечь свое здоровье? Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, ( слайд8) у которого много, много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма.
И как называются эти лучики здоровья мы узнаем, отправившись в сказочную страну Неболейку.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
Дети: Нужно хотеть и уметь заботься о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Воспитатель: Что такое здоровье, помогут нам понять два моих друга-гнома (слайд № 9). Одного зовут Здоровяк, а другого – Растяпа.
Они помогут нам попасть в волшебную страну Неболейку. Ребята, как вы
думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? (ответы)
-Почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (ответы)
-Да, ребята, крепких, сильных, редко болеющих людей называют
здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. Что вы
можете сказать об этом гноме?
Дети: У него румяные щеки, стройная фигура. Наверное, он занимается
спортом, делает зарядку, много гуляет на свежем воздухе, соблюдает правила
поведения, не ест немытые фрукты и овощи. И он, конечно, знает, что
полезно, а что вредно для здоровья.
Воспитатель: Ребята, я согласна с вами, вы много рассказали о Здоровяке. А
как вы думаете, Растяпа ведет такой же образ жизни?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему вы так решили? (ответы). Правильно, ребята. Растяпа не может идти с нами в сказочную страну, ведь там живут
сильные, крепкие, здоровые люди. Давайте поможем ему стать таким же, как
Здоровяк. Мы должны показать ему пример.
• Массаж ушей.
Упражнение «Похлопаем ушками».
Упражнение «Потянем ушки».
Упражнение «Покрутим козелком».
Упражнение «Погреем ушки».
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, что мы укрепим свои ушки и
Растяпа захочет выполнять эти упражнения. Я думаю, что он запомнил, что
надо делать, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым. Итак, теперь
мы знаем, здоровый человек хорошо себя чувствует, он весел, может гулять на свежем воздухе, кататься с горки, ходить в детский сад. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны?
Дети: Да.
• Игра «Я начну, а ты продолжи! »
Воспитатель: Друзья, предлагаю отгадать загадку.
Идём мы день.
Идём мы ночь.
И убегают сутки прочь!
Дети: (часы)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужны часы?
Дети: (Часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени. Знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад, когда наступит обед, время прогулки, сна, ужина)
Воспитатель: Я с вами полностью согласна. Как можно назвать все эти действия, одним словом?
Дети: (Режим).
Воспитатель: Режим - это когда все дела распределены чётко по времени в течение дня. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку», но будьте внимательными здесь есть лишняя картинка. (Подводится итог игры)
Так как же называется первый лучик здоровья?
Дети: Режим дня.
(открываю первый лучик «Режим дня»)
Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я предлагаю вам сесть за столы и проделать опыт. Возьмите трубочку и посмотреть в нее, (трубочки, стакан с водой по кол-ву детей) Что вы там видите?
Дети: ( Ничего нет).
Воспитатель: Сейчас мы убедимся, действительно ли там ничего нет. Давайте опустим трубочку в стакан с водой и подуем. Один, два, три, невидимка из трубочки беги. (Опускаю в воду трубочку, и дуют, из бутылочки бегут пузырьки). Что за невидимка сидел в бутылке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Да, верно-это воздух! И второй лучик нашего здоровья так и называется «Свежий воздух».(открываю второй лучик)
-Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте убедимся в этом. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками, как только вам станет некомфортно - начинаете дышать. Какой вывод можно сделать?
Дети: Без воздуха нет жизни.
Воспитатель: Когда мы дышим – наш организм обогащается кислородом. Кровь разносит кислород во все органы. Благодаря чему мы чувствуем себя хорошо. Я приглашаю вас на дыхательную гимнастику.
Упражнение «Часики»
Упражнение «Трубач»
Упражнение «Лыжник»
Упражнение «Вырастем большими»
Воспитатель: я думаю, что Растяпа непременно будет выполнять
дыхательную гимнастику.
Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет, какой воздух полезнее для организма?
Дети: Свежий воздух.
Воспитатель: Поэтому, чтобы здоровье было крепким, проводите больше времени на свежем воздухе, вдали от города.
Воспитатель: Третий лучик нашего здоровья называется «Физические упражнения» (Ребенок открывает 3 лучик)
-Друзья, чтобы быть здоровым, нужно много двигаться и заниматься спортом. Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения и спорт?
Дети: (Физические упражнения и спорт делают наши мышцы крепкими и здоровыми, дают заряд энергии)
Воспитатель: Я предлагаю немного размяться.
(Под песню «Вместе весело шагать дети выполняют разминку.)
Воспитатель: Дети, какие мышцы стали у вас?
Дети: Крепкие и сильные.
Воспитатель: И у Растяпы тоже мышцы стали сильные.
Воспитатель: А я предлагаю узнать, какой же четвёртый лучик в нашем солнышке.
И по этому поводу мы поиграем в игру «Полезная еда», я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно». Если о том, что для здоровья вредно, вы хлопаете в ладоши.
(четверостишье выводится на проектор)(слайды11-14)
Воспитатель: Ребят, я точно знаю, что все продукты можно разделить на 2 группы. А кто знает, какие это группы? (полезные и вредные продукты)
Воспитатель: Друзья, а давайте сейчас мы поиграем еще в одну интересную игру.
Мы посадим дерево, на котором будут расти только полезные продукты. Ну а вредные продукты мы отправим в мусорку. (На макет дерева дети вешают полезные продукты, а на мусорку вредные) (слайд15)
Воспитатель: Ребята, как же называется 4 лучик здоровья?
Дети: Правильное питание
(Открываю 4 лучик здоровья «Правильное питание»)
Воспитатель: Ребята, если мы с вами будем соблюдать режим дня, будем много находиться на свежем воздухе, правильно питаться - какое настроение у нас будет?
Дети: (хорошее)
Воспитатель: (открываю 5 лучик «Хорошее настроение»)
Пятый лучик здоровья - это хорошее настроение. А если у человека хорошее настроение ему хочется заниматься любимым делом. А какое у нас любимое дело?
Дети: (Игра)
Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Стром дом»
Строим дом, строим дом,
Строим дом, высокий дом.
(дети стоят в парах и хлопают в ладоши друг другу)
(Дети образуют круг и выполняют указания ведущего)
(первое двустишье всегда повторяется)
Строим дом спиной друг к другу, руки за голову.
Строим дом, стоя на коленях, лицом в круг руки вверх.
Воспитатель:1,2,1,2 так закончилась игра.
Ребята, глядя на вас, я понимаю, что ваше настроение замечательное. Осталось открыть последний лучик здоровья .(открываю 6 луч. «Отдых»)
Воспитатель: Ребята, я открою вам секрет, что отдых это не только когда мы с вами днем и ночью спим. Это то, когда человек во время работы уделяет несколько минут на отдых. Он просто расслабляется и смотрит вдаль. Давайте с вами ляжем на палас и немного отдохнем. (Играет медленная музыка дети отдыхают)
Воспитатель: Посмотрите, как засияло и засверкало наше солнышко.
Также будет сверкать и ваше здоровье, только умейте им управлять!
И Растяпа наш заулыбался. Ему тоже захотелось быть всегда здоровеньким.
Воспитатель: кто-то в гости к нам спешит! Добрый … Доктор Айболит!
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребятки! Рад встрече с вами в сказочной
стране ! А вы рады?
Дети: Да.
Воспитатель: чтобы пожелать всем здоровья и счастья, давайте поиграем в
игру, которая называется «Руки любви».
• Игра «Руки любви»
Доктор Айболит: погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Затем посмотрите на свои руки и
представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит
(мамы, папы, дедушки, бабушки). Этими любящими руками снова погладьте
себя, обнимите. А теперь вспомните, если вас кто-то обидел или причинил
боль. «Руками любви» ласково и нежно снимите эту боль, обиду, уберите их в сторону. Подойдите друг к другу, дотроньтесь до них и пожелайте им
здоровья.
Воспитатель: Ребята, давайте и до Растяпы дотронемся, пожелаем ему здоровья. (слайд16)
Дети выполняют задание.
-Вот и закончилось наше путешествие, нам нужно возвращаться в детский
сад. Давайте закроем глаза и «руки любви» перенесут нас в нашу группу.
Дети выполняют задание.
-А теперь откройте глаза. Дети, где вы были? Что вам было интересно? Чем
необычно?
Дети отвечают.
-Молодцы, ребята, вы были хорошими помощниками!
Библиографический список:
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим. - Мозаика-синтез; М.:; 2012 ISBN 978-5-86775-857-8
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.-85с.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры в детском саду.- М: "Лада" 2005-68с.
Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей.- М.: Человек, 2012-56c.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3—7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.-46с.
Степаненкова Э. Я . Физическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-105с.
Приложение: Слайдовая презентация
Дидактическая игра «Разложи по порядку»