СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в сказочный город. Урок по теме "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний для учащихся 5 класса в занимательной форме путешествия в сказочный город. Задача ребят - помочь мэру этого города придумать различительные знаки для жителей-существительных. На выручку путешественникам приходят "волшебные" помощники. 

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в сказочный город. Урок по теме "Род имен существительных"»

Тема. Урок-путешествие в сказочный город.

(урок по теме «Род имен существительных»)



Цели: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного ; познакомить с приёмами определения рода имен существительных.



Формы и методы работы:

Приемы: «Рюкзак»,

Оборудование:

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

  • - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • - знание о постоянных признаках существительного;

  • - умение применять знания в жизненных ситуациях;

  • - умение определять род существительных .

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Очень часто новые города, поселки, площади, улицы называют именами ученых, путешественников, писателей, героев. А город, куда мы с вами сегодня полетим, очень необычный, сказочный. Как называется он, вы узнаете, если вы найдете лишнее слово: приставка, корень, имя существительное, суффикс

Да, вы правы, ребята, Существительное…

Собираем знания в «рюкзак». Разминка.

Давайте же перед вылетом соберем в наши рюкзаки знания об этом городе. Что вы знаете о существительном?

  • Это часть речи, которая обозначает предмет

  • Отвечает на вопросы кто? что?

  • Бывают одушевленные и неодушевленные

  • Нарицательные и собственные

  • Изменяются по падежам

  • Бывают 1-го, 2-го, 3-го склонения

  • Изменяются по числам

  1. Актуализация опорных знаний. Ученики отправляются в город Существительное.

Какие вы молодцы! С большим багажом знаний вы отправляетесь в путь. Итак, полетели? (звук самолета) Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни безопасности, мы находимся на борту авиалайнера, который набирая скорость, поднимается к самым облакам. Чтобы самолет взлетел выше них и полетел прямо по курсу, нам нужно определить, одушевленное существительное или неодушевленное.

Слайд 3-4. Машина, попугай, солнце, сказка, книга, товарищ, город, камень.

Молодцы! Итак, мы благополучно приземлились и прибывали в город существительных.

  1. Постановка проблемы.

Слайд 5. Посмотрите, ребята, нас встречают жители этого города! А вы заметили, что они все на одно лицо? Как же будем их различать?

Слайд 6. Оказывается, мэр города уже давно издал указ: «Кто придумает знаки различия для моих слов-существительных, тот будет награжден». Поможем ему?

Слайд 7. Пекарь, история, свекла, удивление, купание, кресло, день, брошь, рельс, небо, награда, дорога, болото, юноша, шампунь

- Какие же различительные знаки можно для них придумать? (окончания).

- Значит, на какие группы можно их разделить? (жен., сред., муж.рода)

Слайд 8. Сформулируйте тему и цели урока.

Слайд 9. Запись даты и темы урока


  1. Открытие нового знания.


Слайд 9 или 10. Ваша задача – расселить слова-существительные по домикам

1 группа – сущ. жен.рода

2 группа – сущ. сред.рода

3 группа – сущ. муж.рода

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения. Поставьте оценку (по количеству выписанных слов). Кто получил оценку «5», поднимите руки, у кого «4»?

Слайд 11.

1 группа (ж.р.)

2 группа (ср.р.)

3 группа (м.р.)

История

брошь

Дорога

Свекла

Награда

Удивление

Купание

Кресло

Небо

Болото

Пекарь

День

Рельс

шампунь

юноша


- В каком существительном вам было трудно определить род? (ответы детей).

- Значит, по окончанию не всегда можно определить род?

Слайд 12 (гиперссылки). Как же правильно определить род существительного? К нам на выручку приходят «волшебные» помощники:

    1. местоимения: ОН, ОНА, ОНО; мой, моя, моё

    2. имя прилагательное

    3. глагол в прошедшем времени


  1. Первичное закрепление.


Задание: заменить имя существительное одним из местоимений: он, она, оно или мой, моя, моё

Слайд 13. Существительные мужского рода: мухомор, бант, мальчик Коля, дельфин, зайка.

Слайд 14. Бабочка, зелень, яблоня, белка, мышь

Слайд 15. Зеркало, насекомое, сердце, облако, платье

Слайд 16. Запоминалка

Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!

- Прочитайте и поработайте в паре, расскажите друг другу. Оцените друг друга


6. Тренировочные упражнения.

1) Слайд 17. (перед каждым учеником на парте – три кружка разных цветов и треугольники). Игра «Светофор». Ребята, в сказочном городе, где мы сейчас находимся, огромное число жителей, поэтому на улицах много светофоров. Сейчас я буду называть вам утверждения: если оно неправильное, вы поднимаете красный сигнал, правильно, но лишь частично – желтый, правильно – зеленый цвет. Кто ответил правильно – берите треугольник.

(подсчет треугольников, выставление оценок).

  1. Задание: Второй волшебный помощник в определении рода существительного – это имя прилагательное. Он предлагает нам поработать с учебником, выполнить упр. 502 на с. 56 (включая словосочетание румяное яблоко)

Ваша задача – пользуясь таблицей, определить род существительного, указывая окончание прилагательного

Слайд 18. Самоконтроль

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»

Вывод: чтобы определить род существительного, необходимо подобрать нужное имя прилагательное.

- Ребята, а в вашем родном языке (чукотском) есть категория рода? (нет). Приведите примеры.

Слайд 19. Знаете ли вы, что … Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао  – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: вкусное кофе с молоком».

  1. Самостоятельная работа.

Третий помощник – это глагол в прошедшем времени

Слайд 20. Задание. Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными, укажите род существительных. (1 ученик выполняет у доски).

Образец: небо (голубеть) – небо голубело.

Молодежь (петь). Картофель (зазеленеть). Солнце (садиться). Яблоко (зреть). Рояль (стоять). (оценивание по количеству правильных ответов). Теперь выведите общую оценку за урок. Встаньте те, кто получил оценку «5», кто поставил себе «4».

Вывод:

Слайд 22.1) к какому роду относятся имена существительные?

2) какие способы существуют для определения рода существительного?

А) Местоимение и окончание им.существительного указало на род;

Б) глагол подсказал род им.существительного;

В) им.прилагательное указало на род. им.существительного

- Какой способ вам понравился больше?

- Молодцы, ребята, вы придумали знаки различия, и теперь категория рода является у существительных постоянным признаком. Мэр этого города вами очень доволен.

Рефлексия.

Красный сигнал - Мне не понятно, как определять род сущ.

Желтый - Не всё получилось, допускал ошибки

Зеленый – у меня все получилось. Я доволен собой


Использованная литература:

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2.. – Москва: просвещение, 2013 г.

  2. http://www.metodkopilka.ru/tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_na_temu_quotrod_imeni_suschestvitelnyhquot_5_klass-45057.htm