СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в страну ОЛОНХО». Встреча в музыкальной гостиной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект для проведения встречи в музыкальной гостиной по знакомству дошкольников с героическим якутским эпосом Олонхо.

Цели и задачи:                   

  • познакомить детей с древним якутским  эпосом олонхо;
  • увлечь ребят напевностью и красотой якутского фольклора;
  • расширить словарный запас дошкольников; 
  • учить детей выражать свои мысли полными  предложениями;
  • воспитывать интерес и любовь к произведениям народного творчества   

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в страну ОЛОНХО». Встреча в музыкальной гостиной.»

Встреча в музыкальной гостиной.

Тема: «Путешествие в страну ОЛОНХО»

Цели и задачи:

  •  — познакомить детей с древним якутским эпосом олонхо

  • — увлечь ребят напевностью и красотой якутского фольклора;

  •  — расширить словарный запас учеников; 

  • - Учить детей выражать свои мысли полными предложениями

  • — воспитывать интерес и любовь к произведениям народного творчества

Обогащение словаря:

Олонхо, олонхосут (сказитель), абаасы(злойдух), Нюргун(славный), Боотур(богатырь), сандалы (былыргы остуол), комулуок (былыргы очох), куйах(кыргычыыга кэтэр тэрил), батыйа(улаханбычаххамаарынныыр), ох(саа ытар тэрилэ, стрела)

Звучит фоном якутская музыка.

Приветствие в музыкальной гостиной.

1 часть. Показ слайдов.

У народа Саха еще с древности широко были развиты шуточные песни, сказки, анекдоты, пословицы, поговорки, рассказы и предания о замечательных людях. Фольклор сохранил нам – песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях рассказывается повседневная жизнь и быт народа. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях. Венцом словесного искусства якутского Но венцом словесного искусства являются большие героические сказания, которые называются Олонхо. 
ОЛОНХО — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава. В силу того, что жанр устный, не все сказания сохранились. Олонхо бытовало в народе во множестве вариантов. В прошлом в каждом наслеге и улусе были свои сказители-олонхосуты, каждый из них обладал богатым репертуаром. До революции дети с 5-7 лет знали олонхо достаточно большого объема, впитывая богатство и красоту родного языка «с молоком матери». Согласно якутской мифологии первым создателем и исполнителем олонхо был мудрец Сээркээн Сэсэн.

В олонхо героическая борьба богатыря – айыы против абааhы олицетворяет вечную борьбу добра со злом, а язык сказаний вобрал в себя все выразительные средства языка Саха. В Олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись из земли начинает организовывать на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти в Олонхо представляются в виде чудовищ, они разрушают, уничтожают все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ. Таковы цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому им должен быть необыкновенный чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный.

Чтоб улусы солнечные защитить,

Чтоб людей от гибели оградить.

Во всех Олонхо первый человек – герой. Герой и его племя божественного происхождения. Поэтому племя героя называется «айыы – аймага» (родственники божества). Под именем племени «айыы-аймыга»подразумевается предки якутов – создатели Олонхо. Соответственно, своему высокому назначению, герой изображается не только самым сильным, но и красивым, статным.

Строен станом, словно копье.

Был он лучшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему в мире богатырей.

Но герой, прежде всего, могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным.

Огромен он, как утес,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его крут и упрям.

Толстый жилы его

Выступают по телу всему.

Образы Олонхо резко контрастны. Если герой – добрый человек, защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени «абаасы-аймага» (родственники черта) рисуются как злые безобразные чудовища, это однорукие и одноногие циклопы. Они наделены злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью. Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин.



Своим поэтическим талантом и исполнительским мастерством великие олонхосуты восхищали слушателей, очаровывали их силой художественного слова и удивительным пением тойуков – партий персонажей олонхо. Наши предки очень любили долгими вечерами слушать олонхо. Такие вечера становились большим событием, их называли дьоро киэhэ (торжественный радостный вечер). Олонхо было не только развлечением, но и служило средством эстетического, духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.


Все Олонхо исполняется одним человеком, это театр одного актера.

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Начинали его исполнять обычно после ужина. И исполняли всю ночь, с небольшими перерывами, во время которых исполнитель отдыхал. Бывали случаи, когда пели более 10 часов подряд. Раньше объем Олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. За основу измерения объема Олонхо принималось исполнение в течение 1-ой ночи – такие Олонхо считались краткими (сокращенными), в течение 2-х ночей – средние Олонхо, в течение 3 и более ночей – крупные Олонхо. Естественно, тексты сказители знали наизусть. В настоящее время профессиональных сказителей осталось очень мало, а до Великой Отечественной войны их насчитывалось около четырехсот человек. 
Традиционные формы и способы исполнения Олонхо: 
Олонхосуты прошлых лет при исполнении Олонхо имели такие традиции: 
- Обязательно садятся на табуретку 
- Занимают особое положение, которое меняют в зависимости от содержания Олонхо 
- Обычно Олонхо исполняет один человек 
- Садятся около камелька, т.к. огонь объединяет всех, все тянутся к теплу. 
Коль стану я вспоминать, как старый олонхосут,

Ногу на ногу положив, начинал запев олонхо

На ночлеге- у камелька,

Продолжал рассказ до зари про далёкие времена.

Как размножились под землей,

Разъяряясь на человеческий род,

Адьяараи-абаасы,

Как возник народ урунхай- саха, как три мира были заселены…

Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном.

Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. 

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть. 

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.

Песня-по-якутски называется «ырыа», отсюда и «ырыасыт» - певец. Эти термины распространены по всей Якутии.

Наряду с этими терминами для песни и певца употребляется и следующее «тойук» от глагола «туой» - петь, воспевать, «тойуксут» - певец.

Велика любовь якутов к пенью. Отдыхают ли они дома, едет ли по дороге, работают ли в поле-они поют. Недаром существует пословица: «якут как сядет на быка-певец, как сядет перед своим камельком-сказитель.»

2 часть.

1) Игра “Прыжки по клетке” (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге,по считаем сколько кругов сделает каждый участник.

2) Игра “Перетягивание пальцами” (кулуустээьии) – двое участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.

3) Игра – “Петушиный бой” (ботууктэьии) – с каждой команды поочередно подходите и становитесь друг против друга. Руки на уровне груди, складываем крест на крест. Прыгая, на одной ноге толкаете, стараясь заставить соперника потерять равновесие и стать на обе ноги.

4) Такие игры, как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам