«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 40
МБОУ СОШ № 40
________ / Ильенко Е.Н. / ___________ / Гозюмова З.И. / ___________ / Вазагова З.А /
Протокол № ___ от «____»_________2017г. Приказ № ________ от
«____»_______2017г. «____»_______2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Грамматика», ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Аникеевой Марины Аслановны, учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 40 Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________от
« _____ » _______ 2017 г.
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
Язык по своей специфике и социальной значимости явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
У учащихся начальных классов возникают вопросы, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов детей свидетельствует о том, как велико их желание побольше узнать о языке. При этом, «лингвистические» вопросы («Кто придумал язык?», «Как люди научились говорить?» и т.п.) стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и отражают любознательность ребят вообще.
Однако, школьная программа, строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его «секреты». И в этом случае на помощь учителю приходят кружковые занятия как закономерное продолжение урока, его дополнение. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя кружковая работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.
Необходимость кружковой работы диктуется желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Занимательная форма подачи научных ведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.
Внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьника
Тематический план
В неделю – 2 часа, всего – 68 часов.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
|
-
| В мире безмолвия и неведомых звуков. (Как люди научились говорить?) | 2 |
-
| Сколько слов в русском языке? | 3 |
-
| Первые встречи. Племена слов – братьев. (Тематические группы слов) | 3 |
-
| К тайнам волшебных слов. | 3 |
-
| Как делаются слова? | 3 |
-
| Выбор друзей в стране Слов. (образование новых слов) | 2 |
-
| К несметным сокровищам страны Слов. (Обогащение словарного запаса) | 6 |
-
| Чудесные превращения слов. (Превращения одних слов в другие) | 3 |
-
| В гости к Алфавиту. | 4 |
-
| К тайнам звуков и букв. | 3 |
-
| Молчаливые буквы. (Твердый и мягкий знак) | 3 |
-
| Встреча с радугой. (Слова, обозначающие цвета) | 3 |
-
| В страну говорящих скал. (Искусство письма у древних людей) | 2 |
-
| К тайнам наскальных рисунков. (Первые родственники Алфавита) | 3 |
-
| Можно ли сломать язык? (Артикуляция звуков) | 2 |
-
| В королевстве Ошибок. (Секреты правописания) | 4 |
-
| В страну Слогов. | 6 |
-
| Неожиданная остановка в пути. (Самостоятельные и служебные части речи) | 3 |
-
| В удивительном городе Неслове. (Игры со словами) | 2 |
-
| Чудеса в стане Слов. (Многозначность слов) | 2 |
-
| К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Признаки многозначных слов) | 2 |
-
| Язык родной, дружи со мной. | 3 |
-
| Конкурс знающих. | 1 |
| ИТОГО | 68 |
Тематический план
В неделю – 2 часа, всего – 68 часов.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
3-4 класс |
1. | На карнавале слов. (Слова – омофоры) | 3 |
2. | В театре близнецов. (Слова – омонимы) | 3 |
3. | Кладовые слов. (Использование словарей) | 3 |
4. | Слова, которые подружились. (Слова – синонимы) | 4 |
5. | Необычный урок. (Слова – антонимы) | 3 |
6. | В редакции Веселых Человечков. (Редактирование предложений, текстов) | 5 |
7. | Лингвистические игры. | 4 |
8. | Тайны словесного мастерства великих писателей. | 3 |
9. | Все растет из корня. | 8 |
10. | Почему их так назвали. (Значение слов) | 3 |
11. | К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов) | 3 |
12. | Экскурсия в прошлое. (Старые слова) | 3 |
13. | Полет в будущее. (Слова – неологизмы) | 3 |
14. | Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) | 3 |
15. | Слова с крыльями. (Фразеология) | 4 |
16. | В редакции Веселых Человечков. (Написание сочинений) | 2 |
17. | От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают) | 2 |
18. | Сколько слов в русском языке? | 3 |
19. | Язык родной, дружи со мной. | 3 |
20. | Русский язык на земном шаре. | 1 |
21. | Языки и народы. | 1 |
22. | Конкурс знающих. | 1 |
| ИТОГО | 68 |
Основные цели и задачи кружка «Путешествие в страну Слов».
Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению книг, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
- пробуждение интереса к русскому языку, проблемам языкознания;
- воспитание любви детей к словесности, к родной речи;
- воспитание любви к истории своей Родины, родного края.
Познавательные:
- формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
- показать богатство русского языка;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- приобщить детей к практической и творческой деятельности.
Развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся одновременным развитием их логического мышления;
- развивать самостоятельность учащихся;
- развитие творческой инициативы учащихся;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Основные формы работы с детьми.
Импровизированные представления.
Дидактические игры.
Декламация и инсценировки.
Подвижные игры.
«Лекции» в исполнении сказочных героев.
Основные принципы работы кружка.
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка.
Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Принцип занимательности.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.
Принцип добровольности.
Принцип массовости.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повышение уровня языкового развития школьников.
Повышение речевой культуры учащихся.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Формирование социальной активности и коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Требования к уровню подготовки учащихся – выпускников кружка.
Должны уметь:
- четко артикулировать слова;
- воспринимать и воспроизводить интонации речи;
- производить языковые анализы слов;
- правильно пользоваться формулами речевого этикета;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
- пользоваться словарями;
- практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы; устаревшие и новые слова;
- употреблять слова в прямом и переносном смысле.
Иметь представление:
- о речевом общении как взаимодействии между людьми помощью языка;
- о несловесных средствах восприятия и передачи мысли;
- об употреблении обращений в письменной форме;
- о некоторых изобразительных средствах русского языка.
Перечень рекомендуемой и используемой литературы:
Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – Москва, «Просвещение», 1987 год.
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Занимательная грамматика. – Москва, 1967 год.
Внеклассная работа в начальных классах. Методические рекомендации. – Белгород, 1991 год.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – Москва, из-во «Провсещение», 1994 год.
Голуб И. Б. Моя самая первая книжка о словах. – Москва, из-во «Дрофа», 1995 год.
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. – Москва, «Просвещение», 2000 год.
Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – Москва, 1971 год.
Фомичев М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва, 1981 год.
Шибаев А. И. Язык родной, дружи со мной. – Ленинград, 1981 год.