«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»
Материалы к уроку позволят помочь в формировании представления учащихся о своеобразии художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (на примере «поэлементного» анализа стихотворений Ф.И. Тютчева «Сны» и А.А. Фета «На стоге сена ночью южной…»), определить специфику двух разных художественных миров.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
-Дома в процессе чтения материалов о лирике А.А. Фета вы карандашом делали пометки на полях.
(Прием «Инсерт», информация маркировалась следующим образом:
«√» - уже знал;
«+» - узнал новое;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация.)
-Что вам уже было известно?
-Какой материал вы отметили знаком «+» (это интересно, неожиданно)?
-Какой материал вызвал вопросы?
-С чем вы не согласны?
-Почему возникли вопросы при работе с этим материалом?
(Учащиеся говорят о недостаточности знакомства с творчеством А.А. Фета, его мировоззрением, художественным миром)
- А теперь попробуйте определить (вспомнить), какие ключевые понятия творчества Ф.И. Тютчева образно зашифрованы в данных строках. Докажите свою точку зрения.
Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу скользит неуловима!..
«Вот наша жизнь, — промолвила ты мне, —
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...
(Антитеза, природа и человек, ты и я, переходность состояний, художественность (изобразительность, выразительность картины), философичность, сокровенность мыслей)
-Почему возникли трудности при выполнении данного задания?
(Нужно не только знать об особенностях творчества поэта, но и уметь «понимать, видеть, чувствовать» их в поэтическом слове).
-Внимательно прочитайте название темы урока («Пылающая бездна» и дружный «хор светил»). Какие ассоциации у вас возникают?
-Предположите, кому из поэтов могут принадлежать строки. Почему вы так считаете? Почему мы не можем в полной мере ответить на поставленный вопрос?
3. Целеполагание
-Что нам необходимо знать, чему следует научиться, чтобы «получить» недостающие знания?
(Мы можем определить, в чем заключается своеобразие художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)
- Какие же задачи нам нужно решить, чтобы добиться поставленной цели?
(Учащиеся называют задачи:
-выполним анализ и сравнение произведений;
- определим роль средств художественной выразительности;
-выявить мировоззренческие позиции авторов)
4. Усвоение новых знаний
Внимательно послушайте два стихотворения. Одно принадлежит Ф.И. Тютчеву («Сны»), другое – А.А. Фету «(На стоге сена ночью южной…).
(Стихотворения читают специально подготовленные ученики)
Ф.И. Тютчев. Сны
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
Настанет ночь, - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(1830)
А.А. Фет
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
(1857)
-Представим, что нам необходимо сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?
(Дети, как и учитель, выдвигают свои предположения)
- В конце урока мы вернемся к этому вопросу и посмотрим, изменилась ли точка зрения каждого из нас.
- Какие вопросы мы можем поставить к прочитанным стихотворениям? (Дальнейший анализ стихотворений строится во многом на вопросах, заданных учащимися)
-Как же нам понять «тайну смысла» поэтических произведений?
(Учащиеся предполагают, что следует «двигаться» от формы стихотворений, от «слов», от «элементарных единиц» к постижению смысла.)
-Почему мы рассматриваем стихотворения, написанные разными авторами?
(Есть общее)
Далее учащиеся обсуждают варианты ответов на вопросы в парах, затем – коллективно.
- О чем нам могут рассказать даты создания стихотворений? (33 года)
(Поэт размышлял, задавал вопросы себе)
(1803-1873-Тютчев) 1830 (27) (молодые люди – размышляющие о вечных вопросах)
(1820-1892-Фет)1857 (37)
-Что ещё сближает эти стихотворения?
(лексика
стиль
«сюжет»)
(«ночь» - «земля» - «смутный сон» - «безвестно» «таинственно» - «сонмы звезд» - «кругом»)
(ключевое слово: «бездна», в «глубине» которой так же «тонет» человек – лирическое «Я» поэта)
-Какая основная поэтическая и философская коллизия решается поэтами?
(Человек наедине с мирозданьем (одиночество))
- Предположим, как решается эта коллизия в стихотворениях двух поэтов.
(По-разному: в ином философском и эмоциональном ключе)
Эмоциональный фон темный (у Фета не «мы», а «я» - предполагаем – одиночество человека сильнее выражено у Фета):
У Тютчева «мы»:…
У Фета «я» + словесный ряд, несущий в себе отрицательное наполнение: смутный, немая, безвестно, замиранье, смятенье, тону (у Тютчева – плывем), все невозвратное
НО:
-Куда (в какие миры) нас уводят ассоциации, вызываемые лексическим рядом?
(У Фета не в «пылающую бездну», а в мир красоты и гармонии).
-Следовательно, наша задача – понять, почему это сделано и как, какими художественными средствами поэты добиваются того, что те же образы и лексические единицы дают едва ли не противоположный эстетический и смысловой эффект.
- Чем, по-вашему, определяется этот противоположный эстетический и смысловой эффект?
(Фет воспринимал мир не как хаос, а как гармонию («Мир как красота»), отсюда более светлое, чем у Тютчева, эмоциональное наполнение тех же самых слов и образов.)
Работа в парах (выявление роли лексических единиц, пространственных, временных образов):
«Ночь» Фета более конкретна, «светла»; южная (теплые и приятные ассоциации).
«Звезды» Фета не несут в себе ничего враждебного и чуждого.
Олицетворение «хор звезд» «живой и дружный» свидетельствует о единстве человека и мирозданья.
ный" себе ничего враждебного и чуждого
ой эффект.поты добиваются того, что те же образы и лексические единицы даю---
«Бездна» у Фета не «пылающая», а просто «полуночная», и ассоциируется не с темными волнами стихии, а с первозданной благодатью «рая»: «и я, как первый житель рая…».
Образ Земли у Фета лишен торжественной космичности: не в неизмеримости абстрактного пространства, а в конкретном «стоге сена» разворачивается поэтический сюжет.
Движение у Тютчева – однонаправлено и трагически обезличено: «нас уносит». У Фета – «я ль несся к бездне полуночной иль сонмы звезд ко мне неслись» - это движение навстречу, стремление к слиянию, а не разъединению, к гармонии, а не противостоянию.
Следовательно, даже «все невозвратнее тону» ассоциируется у читателя не с образом смерти, а с идеей слияния, взаимопроникновения, гармонии.
-Выполним ритмический анализ стихотворений.
(Фет – четырехстопный ямб более динамичен, легок, «оптимистичен»
Тютчев – пятистопный ямб – весомый, торжественный и суровый)
После совместного (в парах, затем – коллективно) обсуждения, учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что человек у Фета на протяжении всего стихотворения находится в положении «лицом к тверди», он не песчинка, затерянная в пространстве и времени, а маленькая часть большой Вселенной, ее «дланью мощной» защищенная, и его отношения с мирозданьем художественно выстроены в положительном эмоциональном ключе. У Тютчева образ Вселенной – Мирозданья враждебен Человеку – маленькая беспомощная песчинка – Человек, оказавшийся наедине с «пылающей бездной».
-Вернемся к гипотетическому сборнику стихотворений. К какому тематическому разделу следовало бы отнести эти стихотворения? (Философская лирика) Уточнить (например, человек и космос…)
5. Рефлексия
Для подведения итогов урока предлагается прием «Плюс-минус-интересно» (объект рефлексии – содержание учебного материала).
-Чтобы понять, насколько успешно мы справились с поставленными задачами, предлагаю заполнить таблицу (письменно) из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной. В графу «И» - «интересно» выпишите все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке, и то, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
7. Домашнее задание
Составьте «свой» сборник философской лирики Ф.И. Тютчева или А.А.Фета (с аннотацией).
5