СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пылающая бездна" и дружный "хор светил"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку позволят помочь в формировании представления учащихся о своеобразии художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Просмотр содержимого документа
«"Пылающая бездна" и дружный "хор светил"»

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»


Материалы к уроку позволят помочь в формировании представления учащихся о своеобразии художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (на примере «поэлементного» анализа стихотворений Ф.И. Тютчева «Сны» и А.А. Фета «На стоге сена ночью южной…»), определить специфику двух разных художественных миров.


Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся


-Дома в процессе чтения материалов о лирике А.А. Фета вы карандашом делали пометки на полях.

(Прием «Инсерт», информация маркировалась следующим образом:

«√» - уже знал;

«+» - узнал новое;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация.)


-Что вам уже было известно?

-Какой материал вы отметили знаком «+» (это интересно, неожиданно)?

-Какой материал вызвал вопросы?

-С чем вы не согласны?


-Почему возникли вопросы при работе с этим материалом?

(Учащиеся говорят о недостаточности знакомства с творчеством А.А. Фета, его мировоззрением, художественным миром)


- А теперь попробуйте определить (вспомнить), какие ключевые понятия творчества Ф.И. Тютчева образно зашифрованы в данных строках. Докажите свою точку зрения.


Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу скользит неуловима!..
«Вот наша жизнь, — промолвила ты мне, —
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...


(Антитеза, природа и человек, ты и я, переходность состояний, художественность (изобразительность, выразительность картины), философичность, сокровенность мыслей)

-Почему возникли трудности при выполнении данного задания?

(Нужно не только знать об особенностях творчества поэта, но и уметь «понимать, видеть, чувствовать» их в поэтическом слове).


-Внимательно прочитайте название темы урока («Пылающая бездна» и дружный «хор светил»). Какие ассоциации у вас возникают?

-Предположите, кому из поэтов могут принадлежать строки. Почему вы так считаете? Почему мы не можем в полной мере ответить на поставленный вопрос?


3. Целеполагание


-Что нам необходимо знать, чему следует научиться, чтобы «получить» недостающие знания?

(Мы можем определить, в чем заключается своеобразие художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

- Какие же задачи нам нужно решить, чтобы добиться поставленной цели?

(Учащиеся называют задачи:

-выполним анализ и сравнение произведений;

- определим роль средств художественной выразительности;

-выявить мировоззренческие позиции авторов)


4. Усвоение новых знаний


Внимательно послушайте два стихотворения. Одно принадлежит Ф.И. Тютчеву («Сны»), другое – А.А. Фету «(На стоге сена ночью южной…).

(Стихотворения читают специально подготовленные ученики)


Ф.И. Тютчев. Сны


Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Настанет ночь, - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.


То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебной ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.


Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(1830)



А.А. Фет


На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.


Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.


Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.


И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

(1857)


-Представим, что нам необходимо сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?

(Дети, как и учитель, выдвигают свои предположения)

- В конце урока мы вернемся к этому вопросу и посмотрим, изменилась ли точка зрения каждого из нас.


- Какие вопросы мы можем поставить к прочитанным стихотворениям? (Дальнейший анализ стихотворений строится во многом на вопросах, заданных учащимися)

-Как же нам понять «тайну смысла» поэтических произведений?

(Учащиеся предполагают, что следует «двигаться» от формы стихотворений, от «слов», от «элементарных единиц» к постижению смысла.)


-Почему мы рассматриваем стихотворения, написанные разными авторами?

(Есть общее)


Далее учащиеся обсуждают варианты ответов на вопросы в парах, затем – коллективно.


- О чем нам могут рассказать даты создания стихотворений? (33 года)

(Поэт размышлял, задавал вопросы себе)


(1803-1873-Тютчев) 1830 (27) (молодые люди – размышляющие о вечных вопросах)

(1820-1892-Фет)1857 (37)


-Что ещё сближает эти стихотворения?


(лексика

стиль

«сюжет»)

(«ночь» - «земля» - «смутный сон» - «безвестно» «таинственно» - «сонмы звезд» - «кругом»)

(ключевое слово: «бездна», в «глубине» которой так же «тонет» человек – лирическое «Я» поэта)


-Какая основная поэтическая и философская коллизия решается поэтами?

(Человек наедине с мирозданьем (одиночество))

- Предположим, как решается эта коллизия в стихотворениях двух поэтов.

(По-разному: в ином философском и эмоциональном ключе)


Эмоциональный фон темный (у Фета не «мы», а «я» - предполагаем – одиночество человека сильнее выражено у Фета):


У Тютчева «мы»:…


У Фета «я» + словесный ряд, несущий в себе отрицательное наполнение: смутный, немая, безвестно, замиранье, смятенье, тону (у Тютчева – плывем), все невозвратное


НО:


-Куда (в какие миры) нас уводят ассоциации, вызываемые лексическим рядом?

(У Фета не в «пылающую бездну», а в мир красоты и гармонии).


-Следовательно, наша задача – понять, почему это сделано и как, какими художественными средствами поэты добиваются того, что те же образы и лексические единицы дают едва ли не противоположный эстетический и смысловой эффект.


- Чем, по-вашему, определяется этот противоположный эстетический и смысловой эффект?


(Фет воспринимал мир не как хаос, а как гармонию («Мир как красота»), отсюда более светлое, чем у Тютчева, эмоциональное наполнение тех же самых слов и образов.)


Работа в парах (выявление роли лексических единиц, пространственных, временных образов):


«Ночь» Фета более конкретна, «светла»; южная (теплые и приятные ассоциации).


«Звезды» Фета не несут в себе ничего враждебного и чуждого.


Олицетворение «хор звезд» «живой и дружный» свидетельствует о единстве человека и мирозданья.

ный" себе ничего враждебного и чуждого

ой эффект.поты добиваются того, что те же образы и лексические единицы даю---

«Бездна» у Фета не «пылающая», а просто «полуночная», и ассоциируется не с темными волнами стихии, а с первозданной благодатью «рая»: «и я, как первый житель рая…».


Образ Земли у Фета лишен торжественной космичности: не в неизмеримости абстрактного пространства, а в конкретном «стоге сена» разворачивается поэтический сюжет.


Движение у Тютчева – однонаправлено и трагически обезличено: «нас уносит». У Фета – «я ль несся к бездне полуночной иль сонмы звезд ко мне неслись» - это движение навстречу, стремление к слиянию, а не разъединению, к гармонии, а не противостоянию.

Следовательно, даже «все невозвратнее тону» ассоциируется у читателя не с образом смерти, а с идеей слияния, взаимопроникновения, гармонии.

-Выполним ритмический анализ стихотворений.

(Фет – четырехстопный ямб более динамичен, легок, «оптимистичен»

Тютчев – пятистопный ямб – весомый, торжественный и суровый)


После совместного (в парах, затем – коллективно) обсуждения, учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что человек у Фета на протяжении всего стихотворения находится в положении «лицом к тверди», он не песчинка, затерянная в пространстве и времени, а маленькая часть большой Вселенной, ее «дланью мощной» защищенная, и его отношения с мирозданьем художественно выстроены в положительном эмоциональном ключе. У Тютчева образ Вселенной – Мирозданья враждебен Человеку – маленькая беспомощная песчинка – Человек, оказавшийся наедине с «пылающей бездной».


-Вернемся к гипотетическому сборнику стихотворений. К какому тематическому разделу следовало бы отнести эти стихотворения? (Философская лирика) Уточнить (например, человек и космос…)


5. Рефлексия


Для подведения итогов урока предлагается прием «Плюс-минус-интересно» (объект рефлексии – содержание учебного материала).

-Чтобы понять, насколько успешно мы справились с поставленными задачами, предлагаю заполнить таблицу (письменно) из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной. В графу «И» - «интересно» выпишите все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке, и то, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


7. Домашнее задание


Составьте «свой» сборник философской лирики Ф.И. Тютчева или А.А.Фета (с аннотацией).

5