КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ Протокол № от « » _________ 2022г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ Приказ № от « » _________2022г. . |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для 5 классов
основного общего образования
Базовый уровень (очная форма обучения)
на 2022 – 2023 учебный год.
Составитель: Козловский С.А.
г. Рубцовск, 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, учебного плана. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».
Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:
ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.
Учебный план на 2022-2023 учебный год КГКОУ «Вечерняя школа №1».
Годовой календарный график работы «Вечерняя школа №1».
4. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — М. : Просвещение,2018.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) и соответствующей учебнику, Пасечник В. В. «Биология. 5 - 6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. /Под ред. Пасечника В.В.— М. : Просвещение, 2021г».
Общая характеристика курса биологии
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит су-
щественный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
— формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости
(ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;
— овладение понятийным аппаратом биологии;
— приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
— освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
— формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
— овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
— создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Определение места и роли учебного курса/предмета в учебном плане школы:
Данная рабочая программа по количеству учебных часов соответствует авторской программе, т.е. общее количество учебных часов в год для 5 класса составляет 35 часов(1ч в неделю). В Учебном плане на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов в год (1ч в неделю). Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «Биология» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:
«Школьный урок»;
«Профориентация»;
«Учащийся и его здоровье».
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Название темы, раздела. | Авторская программа | Рабочая программа |
Введение. Биология как наука | 5 | 5 |
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов | 9 | 9 |
Многообразие организмов | 15 | 15 |
Резерв времени | 6 | 6 |
Итого | 35 | 35 |
Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.
Экскурсии заменены на просмотр видеофильмов схожих с тематикой экскурсий.
Используемые технологии обучения, формы уроков и т. п.:
1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
2. Формы урока: беседа, обсуждение, лабораторная работа, проект, смешанный урок, комбинированный урок.
Виды и формы контроля:
Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью устного опроса; самостоятельных, лабораторных, тестовых работ. Используются дидактические карточки, биологические диктанты.
СОДЕРЖАНИЕ
Название курса «Живые организмы».
Биология — наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе,
жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Календарно-тематический план по биологии 5 класса
№ уро-ка | № в теме | Дата проведения | Наименование темы урока |
по плану | факти-чески |
| | | | Введение. Биология как наука (5 ч) |
| | | | Биология — наука о живой природе. |
| | | | Методы изучения биологии. |
| | | | Как работают в лаборатории. |
| | | | Разнообразие живой природы. |
| | | | Среды обитания организмов. |
| | | Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (9ч) |
| | | | Увеличительные приборы Лаб. раб. №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» |
| | | | Химический состав клетки. Неорганические вещества. Лаб. раб. №2 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях». |
| | | | Органические вещества. Лаб. раб.№3 «Лабораторная работа «Обнаружение органических веществ в растениях»». |
| | | | Строение клетки. |
| | | | Лаб. раб. №4 «Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом» |
| | | | Пластиды. Хлоропласты. Лаб. раб. №5 «Пластиды в клетках листа элодеи» |
| | | | Жизнедеятельность клетки. Жизнедеятельность клетки. |
| | | | Деление клеток. |
| | | | Обобщающий урок по теме «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов». |
| | | | Многообразие организмов (15 ч) |
| | | | Классификация организмов. |
| | | | Строение и многообразие бактерий. |
| | | | Строение и многообразие грибов. |
| | | | Лаб. раб. №6 «Особенности строения мукора и дрожжей» |
| | | | Характеристика царства Растения. |
| | | | Водоросли. Водоросли. |
| | | | Лишайники. |
| | | | Мхи, папоротники, плауны, хвощи. |
| | | | Семенные растения. Голосеменные растения. |
| | | | Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Лаб. раб. №7 «Внешнее строение цветкового растения» |
| | | | Царство Животные. |
| | | | Подцарство Одноклеточные. |
| | | | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. |
| | | | Позвоночные животные. |
| | | | Обобщающий урок-проект по теме «Многообразие живой природы. Охрана природы» |
| | | | Резерв времени (6ч) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Планируемые результаты обучения
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Лист коррекции рабочей программы
Дата (номер) | Причина коррекции (замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Документ о проведении коррекции (№ приказа, дата приказа) |
урока, который требует коррекции | урока, который содержит коррекцию |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |