Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2022 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке
основное общее образование
(уровень образования)
7 класс
Количество часов – 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке на базе УМК «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. УМК «Музыка 7 класс» Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Москва, «Просвещение», 2018 год.
2022 -2023год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса , составлена в соответствии: - с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 -ФЗ «Об образовании»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 08 2022 г. № 97.
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка 7 класс » авторы Г. П. Сергеева , Е. Д. Критская , рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС ООО
ЦЕЛЬ предмета – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность
современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро-восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом, на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:
7 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения курса «Музыка» в 7 классе .
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
7 класс
Учащийся научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Учащийся получит возможность:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание уроков музыки в 7 классе , последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(17 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебно-тематический план 7 кл
№ | Название темы | Количество часов |
общее |
7 класс |
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 17 |
2 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 17 |
| Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Кол во час | Дата план | Дата фактич | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал | |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч) | |
1. | Классика и современность. | 1 | 02.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.6- 7 Вопросы: 1,2 | |
2. | В музыкальном театре - « Опера». | 1 | 9.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 8-11 Вопросы: 1 - 5 | |
3. | Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин». | 1 | 16.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 12-17 Вопросы: 1 - 7 | |
4 - 5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Ария князя Игоря. | 2 | 23.09 30.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 18-21 Вопросы: 1 - 4 | |
6. | «Портрет половцев», «Плач Ярославны». | 1 | 7.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 12-25 Вопросы: 1 - 5 | |
7 | В музыкальном театре. «Балет ». Ярославна | 1 | 14.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 26 -29 Вопросы: 1 - 4 | |
8 | Балет « Ярославна» | 1 | 21.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 30-35 Вопросы: 1 - 5 | |
9. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 | 28.10 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано | |
2 четверть 8 часов | | | 28.10 |
10. | «Мой народ - американцы». Опера « Порги и Бесс ». | 1 | 11.11 | | Урок ознакомления с новым материалом | | |
11. | Опера Ж. Бизе «Кармен « | 1 | 18.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок применения знаний и умений | Стр. 48-53 Вопросы: 1 - 6 | |
12 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». | 1 | 25.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок применения знаний и умений | Стр. 54 – 61 Вопросы: 1 - 5 | |
13 | Сюжеты и образы религиозной музыки. | 1 | 2.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок применения знаний и умений | Стр. 62 – 69 Вопросы: 1 - 5 | |
14 | Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | 1 | 09.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок применения знаний и умений | Стр. 70 – 73 Вопросы: 1 - 4 | |
15 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». | 1 | 16.12 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 74 – 75, Вопросы: 1 - 7 | |
16 | « Гоголь – сюита». Из музыки к спектаклю. « Ревизская сказка». | 1 | 23.12 | | Урок применения знаний и умений | Стр. 76 – 79, Вопросы: 1 - 3 | |
17 | Обобщение темы четверти по теме: « Музыканты – извечные маги ». | 1 | 30.12 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано | |
3 четверть 9 ч II Полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 18 ч | |
18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | 13.01 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 84 – 87, Вопросы: 1 - 6 | |
19 | Два направления музыкальной культуры «Религиозная музыка и Светская музыка» | 1 | 20.01 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 88-91, Вопросы: 1 ,2 | |
20 | Камерная инструментальная музыка « Этюд». | 1 | 27.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 92 – 93, Вопросы: 1 - 4 | |
21 | Транскрипция. | 1 | 3.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 94 – 97, Вопросы: 1 - 5 | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки « Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | 10.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 98 – 101, Вопросы: 1,2 | |
23 | Соната № 8 Л. Бетховена | 1 | 17.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 104-105, Вопросы: 1 - 5 | |
24 | Соната № 2 С. Прокофьева | 1 | 3.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 106-107, Вопросы: 1 – 3. | |
25 | Соната № 11 В.А. Моцарта | 1 | 10.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.108-109, Вопросы: 1 – 3. | |
26 | Симфоническая музыка: Симфония № 3 И. Гайдна | 1 | 17.03 | | Урок ознакомления с новым материалом | Не задано. | |
4 четверть 8 | |
27 | Симфония № 40. В.А. Моцарта. | 1 | 31.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр . 114-117; вопросы 1 - 5 | |
28 | Симфония № 1 « Классическая» С. Прокофьева. | 1 | 7.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр 118 -119; вопросы 1 - 4 | |
29 | Симфония № 5 Л. Бетховена | 1 | 14.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр 120-123; вопросы 1 - 3 | |
30 | Симфония № 8 « Неоконченная» Ф. Шуберта. | 1 | 21.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 124-125; вопросы 1 - 5 | |
31 | Симфония № 1 В. Калинникова .Картинная галерея. | 1 | 28.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр126-127; вопросы 1 - 5 | |
32 | Симфония № 5 П. Чайковского | 1 | 5.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр130-131; вопросы 1 - 4 | |
33 | Симфония № 7 « Ленинградская» Д. Шостаковича Инструментальный концерт. « Концерт для скрипки с оркестром » А. Хачатуряна « Рапсодия в стиле блюз « Д. Гершвина. | 1 | 12.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр132 – 14; вопросы 1 - 4 | |
34 | Музыка народов мира : Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер. | 1 | 19.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр138 - 141; вопросы 1 - 4 | |