СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"р\р стили речи литературного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ текста упражнения 47.

III. Сообщение темы, цели урока.

IV. Работа по теме.

1. Чтение текста.

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег. (А. Гайдар.)

– Попытаемся определить тип и стиль речи текста. Напоминаю, что стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков, составляющих в совокупности речевую ситуацию. Структура речевой ситуации составляет, как известно, три вопроса:

где протекает речь? (в официальной или неофициальной обстановке);

кому она принадлежит? (одному человеку или многим людям);

какова цель, задача общения?(сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).

Тип речи определяется по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание), о ряде сменяющих друг друга действий (повествование), о причинно-следственных связях (рассуждение).

(Предполагаемый ответ ученика: этот текст скорее всего взят из книги; он адресован всем, кто интересуется данным произведением, вероятно, художественным, если судить о нем по этому небольшому отрывку, в котором хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние автора и героев. Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они и испугались, и действовали решительно, с каким-то азартом. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота.)

Просмотр содержимого документа
«"р\р стили речи литературного языка"»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ текста упражнения 47.

III. Сообщение темы, цели урока.

IV. Работа по теме.

1. Чтение текста.

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег. (А. Гайдар.)

– Попытаемся определить тип и стиль речи текста. Напоминаю, что стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков, составляющих в совокупности речевую ситуацию. Структура речевой ситуации составляет, как известно, три вопроса:

где протекает речь? (в официальной или неофициальной обстановке);

кому она принадлежит? (одному человеку или многим людям);

какова цель, задача общения?(сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).

Тип речи определяется по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание), о ряде сменяющих друг друга действий (повествование), о причинно-следственных связях (рассуждение).

(Предполагаемый ответ ученика: этот текст скорее всего взят из книги; он адресован всем, кто интересуется данным произведением, вероятно, художественным, если судить о нем по этому небольшому отрывку, в котором хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние автора и героев. Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они и испугались, и действовали решительно, с каким-то азартом. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота.)

– Давайте уточним признаки художественного стиля в содержании и речевом оформлении текста.

а) Изобразительность.

– В нашем тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор «дробит» действие выбираться из болота, в деталях показывает, как это делали герои.

Назовите эти глаголы: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево; перебирались по хлюпким жердочкам; прыгали с кочки на кочку. Обратите внимание, что каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств.

Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания (хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег), и конкретная, чувственно воспринимаемая лексика (плюхнулся, трухлявые), и лексика, употребленная в переносном значении (полетело в грязь бревно).

(Метафоричность – одно из свойств художественной речи.)

б) Эмоционально-экспрессивная сторона речи.

В нашем тексте используются экспрессивная лексика (плюхнулся, полетело бревно в грязь) и экспрессивный синтаксис: сложносочиненные предложения со значением «действие и его результат» (Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина); неполные предложения (...и по пояс в воде; ср.: и мы оказались по пояс в воде); безглагольные предложения с частицами (Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег).

2. Чтение высказывания о литературном языке.

Составление таблицы.

– Заканчиваем начатые упражнения, устно отвечаем на вопросы (задание под звездочкой на с. 22).

3. Определите стиль данных текстов (упражнения 50, 51 учебника).

4. По заголовку предположите, к какому стилю относится текст:

«Синтаксис и пунктуация», анкета, «Морфологический разбор глагола», заявление о приеме на работу, письмо-уведомление, «Песня про купца Калашникова», резюме.

5. Творческое задание.

За 10 минут составить текст по одной теме, но в разных стилях (по рядам). Например, по теме «Осень».

V. Подведение итогов.

– Назовите характерные черты каждого стиля речи.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за осенней природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность).