СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности социального направления «Альтернативная коммуникация» класса «Особый ребёнок» 1 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся  с умеренной, тяжёлой   и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности социального направления «Альтернативная коммуникация» класса «Особый ребёнок» 1 год обучения»

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская специальная школа-интернат № 1».





Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

«___» ________________2020

Протокол №____________

__________________________



Утверждена педсоветом школы- интерната № 1

«___» _______________2020

Протокол № _______

Заместитель директора по УР

Ветохина И.В. ________________



Утверждена директор школы- интерната № 1

«___» _______________2020

Приказ № __________

Маликова Н.А. _____________





Рабочая адаптированная образовательная программа

внеурочной деятельности социального направления

«Альтернативная коммуникация»

класса «Особый ребёнок» 1 год обучения





на 2020 -2021 учебный год



Учитель: Величко Е.А.




Пояснительная записка.


Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:

Цель: – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной

коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи: - формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

- формирование умения понимать обращённую речь;

- формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.

- подбор средств коммуникации в зависимости от возможностей ребёнка (жест, пиктограмма и др.);

- умение пользоваться средствами коммуникации в процессе социального взаимодействия;


Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Нормативная база:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г;

- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,

основного общего, среднего общего образования»;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);

- Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

«Особый ребёнок» (1год обучения) – 3 ч в неделю,

- ____ ч в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы:

Личностные результаты:

- персональная идентичность в осознании себя как «Я»;

- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей;

- способность к целенаправленной деятельности и активности;

- способность психической регуляции собственных действий;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне со взрослыми и сверстниками;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;

- способность вступать в диалог, находится в диалоге в условиях социального взаимодействия;


Предметные результаты:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,

воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения

соответствующих возрасту житейских задач.

- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение

общепринятых правил коммуникации.

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и

действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

- использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

- узнавание и различение образов графем (букв).

- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

- начальные навыки чтения и письма.


Учебно-методическая литература:


  1. Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Москва «Просвещение» 2017

  1. Г.Н. Сычёва «Загадки обо всём на свете» (Ростов-на-Дону, издательство БАРО-ПРЕСС 2007 год)

  2. О.И. Бадулина «Готовимся к школе» (часть 2, 3) (Смоленск, издательство «Ассоциация XXI ВЕК» 2008 год)

  3. Светлана Гаврилина, Наталья Кутявина, Ирина Топоркова, Светлана Щербинина «Обучаемся грамоте» (серия «Программа развития и обучения дошкольника») Издательство «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2013 год.



Методические пособия:

• графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

• электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства;


Календарно - тематическое планирование «альтернативной коммуникации»


Тема урока:

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Мониторинг

предметные:

личностные:


1 четверть

18 часов





1

Обследование общего развития учащихся.



2

02.09

03.09


Установление контакта с собеседником учёт эмоционального состояния собеседника.

- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей;

- индивидуальная работа

2

Начинаем общаться: жесты, символы и их значение.


2

09.09

10.09


- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

3

Мимика и её роль в общении.

2

16.09

17.09

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

4

Жесты и символы «Есть/кушать»

2

23.09

24.09


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

5

Жесты и символы «основные нужды. Пить»

2

30.09

01.10


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

6

Жесты и символы «ситуация «я хочу есть».

2

07.10

08.10

- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

7

Жесты и символы «я хочу пить»

2

15.10

16.10

- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

8

Знакомство с жестом и символом «да» и «нет»

2

22.10

23.10

- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

9

Повторение жестов и символов «я хочу есть, пить» «да, нет»

2

28.10

29.10

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;



2 четверть:

14 часов





1

Знакомство с жестами и символами «Вода/питьевая», «хочу пить».

2

11.11

12.11

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

2

Знакомство с жестами и символами «Мыть / мыть руки»

2

18.11

19.11


- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

3

Знакомство с жестом и символом «мыться / принимать душ»

2

25.11

26.11


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа

4

Знакомство с жестом и с символом «Туалет», «хочу в туалет»

2

02.12

03.12

- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

5

Ситуация «Хочу в туалет»

2

09.12

10.12

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа

6

Знакомство с жестами и символами «Кушать /столовая»

2

16.12

17.12


- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

7

Ситуация «В столовой»

2

23.12

24.12

- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа


3 четверть:

18 часов





1

Знакомство с жестами и символами: «Я, мне»

«Ты, тебе»

«Дом, свой дом»

3

13.01

14.01

20.01


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

2

Знакомство с жестами и символами:

«Хороший, хорошо»

«Плохо, плохой»

«молодец»

3

21.01

27.01

28.01


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

3

Знакомство с жестами и символами:

«Мама, Папа»

«бабушка, дедушка»

«брат, сестра»


3

10.02

11.02

17.02


- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

4

Знакомство с жестами и символами: «Моя семья»

«Кровать, спать»

«Диван, отдых»


3

18.02

24.02

25.02


- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

5

Знакомство с жестами и символами:

«кукла, кубики, мяч»

«Играть»


3

03.03

04.03


- умение вступать в контакт;

- понимание обращённой речи;


- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

6

Повторение

«Я хочу в туалет»

«Кушать»

«Я хочу спать»

«Моя семья»

3

10.03

11.03

17.03

18.03

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;


- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа


4 четверть:

17 часов





1

Знакомство с жестами и символами:

«Идти. Идти сюда»

«Стоять»

«Смотреть. Видеть»

3

01.04

07.04

08.04

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

2

Знакомство с жестами и символами:

«Машина»

«Автобус»

«Дом. Свой дом»


3

14.04

15.04

21.04

- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа

3

Знакомство с жестами и символами:

«Одеваться»

«Раздеваться»


3

22.04

28.04

29.04


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа

4

Знакомство с жестами и символами:

«Стол. Стул»

«Да. Нет»

«Пожалуйста, спасибо»

3

05.05

06.05

12.05


- использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

потребностей;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа

5

Знакомство с жестами и символами:

«Здравствуйте, до свидания»

Повторение

3

13.05

19.05

20.05


- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- навыки и умения доступной коммуникации и общения;


- индивидуальная работа

6

Знакомство с жестами и символами:

Повторение

2

26.05

27.05

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками;

- индивидуальная работа