государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинская специальная школа-интернат № 1».
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ________________2020 Протокол №____________ __________________________ | | Утверждена педсоветом школы- интерната № 1 «___» _______________2020 Протокол № _______ Заместитель директора по УР Ветохина И.В. ________________ | | Утверждена директор школы- интерната № 1 «___» _______________2020 Приказ № __________ Маликова Н.А. _____________ |
Рабочая адаптированная образовательная программа
внеурочной деятельности социального направления
«Альтернативная коммуникация»
класса «Особый ребёнок» 1 год обучения
на 2020 -2021 учебный год
Учитель: Величко Е.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:
Цель: – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи: - формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- формирование умения понимать обращённую речь;
- формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.
- подбор средств коммуникации в зависимости от возможностей ребёнка (жест, пиктограмма и др.);
- умение пользоваться средствами коммуникации в процессе социального взаимодействия;
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Нормативная база:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г;
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
- Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Место учебного предмета в базисном учебном плане:
«Особый ребёнок» (1год обучения) – 3 ч в неделю,
- ____ ч в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы:
Личностные результаты:
- персональная идентичность в осознании себя как «Я»;
- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей;
- способность к целенаправленной деятельности и активности;
- способность психической регуляции собственных действий;
- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне со взрослыми и сверстниками;
- навыки и умения доступной коммуникации и общения;
- способность вступать в диалог, находится в диалоге в условиях социального взаимодействия;
Предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,
воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение
общепринятых правил коммуникации.
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и
действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- узнавание и различение образов графем (букв).
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- начальные навыки чтения и письма.
Учебно-методическая литература:
Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Москва «Просвещение» 2017
Г.Н. Сычёва «Загадки обо всём на свете» (Ростов-на-Дону, издательство БАРО-ПРЕСС 2007 год)
О.И. Бадулина «Готовимся к школе» (часть 2, 3) (Смоленск, издательство «Ассоциация XXI ВЕК» 2008 год)
Светлана Гаврилина, Наталья Кутявина, Ирина Топоркова, Светлана Щербинина «Обучаемся грамоте» (серия «Программа развития и обучения дошкольника») Издательство «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2013 год.
Методические пособия:
• графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
• электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства;
Календарно - тематическое планирование «альтернативной коммуникации»
№ | Тема урока: | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Мониторинг |
предметные: | личностные: |
| 1 четверть | 18 часов | | | | |
1 | Обследование общего развития учащихся. | 2 | 02.09 03.09 | Установление контакта с собеседником учёт эмоционального состояния собеседника. - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей; | - индивидуальная работа |
2 | Начинаем общаться: жесты, символы и их значение. | 2 | 09.09 10.09 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
3 | Мимика и её роль в общении. | 2 | 16.09 17.09 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
4 | Жесты и символы «Есть/кушать» | 2 | 23.09 24.09 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
5 | Жесты и символы «основные нужды. Пить» | 2 | 30.09 01.10 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
6 | Жесты и символы «ситуация «я хочу есть». | 2 | 07.10 08.10 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
7 | Жесты и символы «я хочу пить» | 2 | 15.10 16.10 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
8 | Знакомство с жестом и символом «да» и «нет» | 2 | 22.10 23.10 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
9 | Повторение жестов и символов «я хочу есть, пить» «да, нет» | 2 | 28.10 29.10 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | |
| 2 четверть: | 14 часов | | | | |
1 | Знакомство с жестами и символами «Вода/питьевая», «хочу пить». | 2 | 11.11 12.11 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
2 | Знакомство с жестами и символами «Мыть / мыть руки» | 2 | 18.11 19.11 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
3 | Знакомство с жестом и символом «мыться / принимать душ» | 2 | 25.11 26.11 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
4 | Знакомство с жестом и с символом «Туалет», «хочу в туалет» | 2 | 02.12 03.12 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
5 | Ситуация «Хочу в туалет» | 2 | 09.12 10.12 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
6 | Знакомство с жестами и символами «Кушать /столовая» | 2 | 16.12 17.12 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
7 | Ситуация «В столовой» | 2 | 23.12 24.12 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
| 3 четверть: | 18 часов | | | | |
1 | Знакомство с жестами и символами: «Я, мне» «Ты, тебе» «Дом, свой дом» | 3 | 13.01 14.01 20.01 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
2 | Знакомство с жестами и символами: «Хороший, хорошо» «Плохо, плохой» «молодец» | 3 | 21.01 27.01 28.01 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
3 | Знакомство с жестами и символами: «Мама, Папа» «бабушка, дедушка» «брат, сестра» | 3 | 10.02 11.02 17.02 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
4 | Знакомство с жестами и символами: «Моя семья» «Кровать, спать» «Диван, отдых» | 3 | 18.02 24.02 25.02 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
5 | Знакомство с жестами и символами: «кукла, кубики, мяч» «Играть» | 3 | 03.03 04.03 | - умение вступать в контакт; - понимание обращённой речи; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
6 | Повторение «Я хочу в туалет» «Кушать» «Я хочу спать» «Моя семья» | 3 | 10.03 11.03 17.03 18.03 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
| 4 четверть: | 17 часов | | | | |
1 | Знакомство с жестами и символами: «Идти. Идти сюда» «Стоять» «Смотреть. Видеть» | 3 | 01.04 07.04 08.04 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
2 | Знакомство с жестами и символами: «Машина» «Автобус» «Дом. Свой дом» | 3 | 14.04 15.04 21.04 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |
3 | Знакомство с жестами и символами: «Одеваться» «Раздеваться» | 3 | 22.04 28.04 29.04 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
4 | Знакомство с жестами и символами: «Стол. Стул» «Да. Нет» «Пожалуйста, спасибо» | 3 | 05.05 06.05 12.05 | - использование жестов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
5 | Знакомство с жестами и символами: «Здравствуйте, до свидания» Повторение | 3 | 13.05 19.05 20.05 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - навыки и умения доступной коммуникации и общения; | - индивидуальная работа |
6 | Знакомство с жестами и символами: Повторение | 2 | 26.05 27.05 | - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; | - способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослыми и сверстниками; | - индивидуальная работа |